Конспект урока по русскому языку Личные окончания глаголов. 4 класс (Урок ОНЗ. Технология деятельностного мотода)


Русский язык. 4 класс
Тема: Правописание безударных окончаний глаголов.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Основные цели:
Сформировать представление об орфограмме «безударные окончания глаголов, тренировать умение правильно писать безударные окончания глаголов;
Закрепить изученные знания о рефлексивном методе преодоления затруднений, умение их применять при решении учебных задач;
Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, аналогию, умение работать по алгоритму; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные умения, воспитывать познавательный интерес, веру в свои силы.Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, что вы изучали на прошлых уроках русского языка? (Мы изучали спряжение глаголов, учились определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями)
- Зачем нужно уметь определять спряжение глаголов? (Чтобы правильно, грамотно писать.)
- Сегодня вы узнаете еще одно очень важное правило письма, связанное с правописанием глаголов.
- На нашем пути могут встретиться трудности? (Да)
- Как нужно действовать, когда возникает препятствие? (Нужно остановиться и подумать, что я не знаю, поставить цель, построить способ и преодолеть трудность.)
- А почему нам это важно помнить? (Так как мы будем узнавать новое)
-Что это значит? (Это значит, что мы будем пробовать выполнить задание, которое никогда раньше не делали. У нас, наверное, не получится его выполнить. Тогда нужно остановиться, выяснить причину затруднения, поставить цель и построить способ)- С чего мы обычно начинаем урок, на котором вы узнаете новое? (С повторения необходимого)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Прочитайте слова на доске.
Лежит, растёт, живут, строит, собирает, мастерят.
- На какие две группы можно распределить эти слова? ( в первую группу – с окончанием –ет, -ёт, -ут, а во вторую – с окончанием –ит, -ят.)
- Запишите в первый столбик глаголы с окончанием –ет, -ёт, -ут. а во вторую – с окончанием –ит, -ят.
- Поставьте ударение. Выделите окончания глаголов.
- Что общего у этих глаголов? (Ударные окончания)
На доску вывешивается таблица
Признаки I спряжения Признаки II спряжения
-ешь
-ет-ем
-ете-ут, -ют е ё у ю-ишь-ит-им
-ите-ат, -яти а я
- Как можно назвать глаголы первого столбика? (глаголы первого спряжения)
- Как можно назвать глаголы второго столбика? (глаголы второго спряжения)
- А почему вы так решили? (Мы знаем, что к первому спряжению относятся глаголы с окончанием на е,ё,у,ю, а ко второму спряжению – на и, а, я.)
- Чем вы воспользовались при ответе на вопрос?(Эталоном)
- А как правильно определить спряжение глагола? (Нужно сначала выделить окончание глагола, в окончании посмотреть на букву гласного звука, а потом определить спряжение)
- Эти знания помогут вам выполнить следующее задание. Сейчас на слайде будут появляться глаголы. Нужно записать их в тетрадь, выделить окончание и сверху надписать спряжение глагола.
Слова: несёшь, берёт, несём, говоришь, строите, знаете, спешите, моют, спешат
Дети записывают слова, объясняя по 1 с места. (Записываю глагол несёшь, выделяю ударное окончание –ёшь. Вспоминаю правило «к первому спряжению относятся глаголы с окончанием на е,ё,у,ю». Значит глагол несёшь относится к первому спряжению. Надписываю.)На слайде и у каждого на листе (Р-1) другие глаголы: лета…шь, воз…шь, вынима…шь, исполн…шь- Что общего у этих глаголов? (это глаголы имеют безударные окончания)
С этими глаголами связано задание на пробное действие.
- Выделите окончания глаголов. Впишите пропущенные буквы и определите спряжение глаголов.
- У кого нет результата?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли вставить пропущенные буквы и определить спряжение глаголов.)
- Поднимите руки те, кто выполнил задание.
- Кто уверен, что правильно выполнил задание?
- Те ребята, кто не уверен, в чем ваше затруднение? (Мы не уверены в правильности выполнения задания.)
- Те, кто уверен в правильности выполненного задания. Назовите эталон, который позволил вам быть уверенным в правильности выполнения задания.
Учащиеся не могут назвать эталон.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать правильность выполнения задания)
- Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.
III. Выявление места и причины затруднения
- Что вы теперь должны сделать? (Нужно остановиться и подумать. Почему возникло затруднение)- Какое задание вы должны были выполнить? (вставить пропущенные буквы и определить спряжение глаголов.)
- Чем вы могли воспользоваться при выполнении задания? (Эталоном при определении спряжения глаголов с ударными окончаниями)
- Почему вы не смогли выполнить задание или не можете доказать, что выполнили задание правильно? (Мы не знаем способа определения спряжения у глаголов с безударными окончаниями)
- Какой шаг учебной деятельности выполнили? (Выяснили, что не знаем)
- Что теперь будете делать? (Будем строить способ написания безударных окончаний глаголов )IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать способ написания окончаний глаголов, если окончание стоит не под ударением)
- Назовите тему урока. (Правописание безударных окончаний глаголов.)
- Как вы определяли спряжение глаголов с ударными окончаниями? ( с помощью эталона определения спряжения глаголов с ударными окончаниями)
- Еще одно средство для выхода из затруднения предлагаю вам я: карточки.
II спряжение I спряжение
У глаголов н.ф. И-тьУ глаголов н.ф. не И-тьлет-а-тьЛета...шьвоз-и-ть Воз…шьвыним-а-тьВынима…шьисполн-я-тьИсполн…шь-Как вы будете работать с данными карточками? (Мы проанализируем карточки, выясним, что показывает каждая карточка, сделаем вывод, составим алгоритм написания безударного окончания.)
V. Реализация построенного проекта.- Работать вы будете в группах. Вспомните правила работы в группах.
1. В группе должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Свое несогласие высказываю вежливо.
5. Работать должен каждый на общий результат.
Каждой группе дается конверт с шагами алгоритма, чистый лист А4. Клей.
Шаги алгоритма:
Сразу не записывай окончание глагола.
Поставь глагол в неопределенную форму.
Посмотри на суффикс перед ть: если стоит буква и, то это глагол II спр.
если НЕ буква и, то это глагол I спр.
Вставь пропущенную букву в окончание глагола.
- При работе вы можете воспользоваться шагами алгоритма из конвертов. Воспользуйтесь шагами и наклейте их на бумагу. У вас получится алгоритм написания безударного окончания глагола.
Группы работают самостоятельно примерно 5 минут. Затем одна из групп высказывает свою версию алгоритма. Остальные группы либо выражают согласие, либо поясняют, почему их вариант отличается от других.
Учитель на данном этапе организовывает согласие всех полученных версий.
- Вернемся к заданию для пробного действия.
Прочитайте первый глагол с пропущенной буквой в окончании. (лета...шь. ставлю глагол в неопределённую форму – летать, перед ть стоит не -и, значит это глагол первого спряжения, лета…шь – окончание ешь и т.д.)
Дети отвечают по одному с места с подробным объяснением. Пропущенные буквы появляются после ответа.
- Как вы писали безударное окончание глагола? (ребята повторяют способ написания безударных окончаний глаголов)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
- Итак, теперь мы знаем правило. Что дальше? (Нужно потренироваться в его применении)
1 Запишите глаголы в два столбика по спряжениям: просить, подметать, варить, диктовать, замечать, вынимать, забывать, светить, закрыть, вянуть, помнить, покупать, получать, выбросить.
Учащийся называет глагол и, объясняя, записывает его в нужный столбик.
2 – Продолжаем тренироваться. У вас на партах лежат карточки. Какие? (1 спряжение, 2 спряжение)
- Я буду называть глаголы. Покажите нужную карточку.
Стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить, мокнуть, толкать, выбивать.
(По 1 с места с объяснением)
3 – Дальше работать будете в парах.
На слайде и у каждой пары на листе А.
- Вставьте пропущенные окончания, объясните свой выбор.
Лета…шь, чита…шь, нос…шь, обеда…шь, сол…шь, точ…шь, руб…шь, рису…шь, буд…шь, танцу…шь, одева…шь, дел…шь.
- Молодцы! Следующие задания – для самостоятельной работы.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы I или II спряжения в 3-м лице множественного числе.
На слайде:
Ручкой … , ножницами … , носом … , шилом … , солью … , лопатой … , карандашом … .
Проверь себя. Следующий слайд – эталон.
- У кого были трудности? Какие? В чем причина?
У кого все верно – поставьте «+».
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- С какими частями речи связана новая орфограмма? (С глаголом)
Вспомним все известные орфограммы, связанные с глаголом. Назовите их. (правописание суффикса инфинитива, правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, правописание не с глаголами, правописание тся, ться в глаголах, …)- Работа по учебнику (А.В.Полякова. Русский язык. 4 класс. 1 часть). Упр. 147 с. 105. Прочитайте два первых стихотворения, найдите и выпишите глаголы, объясняя орфограммы.
По одному с места с объяснением.
Свет наш, солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
Побродил усердно вволю
И ушел по лужам в поле.
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель ставили на уроке? (узнать правило написания безударных окончаний глаголов)
- Достигли цели? Докажите (Достигли, т.к….)
- Представьте, что вы пришли домой. Как вы объясните родителям правило написания безударного окончания глаголов?