Доклад Системно-деятельностный подход,как основа новых образовательных стандартов в начальной школе.


Системно - деятельностный подход, как основа новых образовательных стандартов в начальной школе.
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
Согласно новых образовательных стандартов, нового поколения успешность современного человека, определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно - деятельностный подход.
В рамках введения ВГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Все мы прекрасно понимаем, что учитель сегодня - это специалист, для которого очень важно уметь выстраивать и перестраивать свою работу в соответствии с быстро меняющимися запросами общества. Мы не только учим, но и постоянно учимся сами, постоянно находимся в поиске наиболее эффективных методов, приемов и технологий обучения. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности ребенка на основе усвоения способов деятельности. На мой взгляд, для педагога это задача более сложная, чем обеспечение усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков, следовательно, перед каждым учителем стоит задача: отбора и оптимального использования педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта.
Создавая условия для реализации системно - деятельностного подхода, каждый из нас создает свою модель использования современных технологий и методик в образовательном процессе.
Для меня в этой модели первое место занимают здоровьесберегающие технологии. Сегодня, как мы все понимаем, вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников стоит очень остро.
Что касается других современных педагогических технологий для обеспечения системно - деятельностного подхода, то я определила для себя сферы их преимущественного употребления. Так, например, технологию коллективно-творческого дела использую, преимущественно, во внеурочной деятельности обучающихся, технологию проблемно-диалогического обучения – в урочной деятельности, а информационно-коммуникационные технологии, проектную и исследовательскую деятельности, считаю наиболее универсальными методиками и использую их как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
При организации воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно - деятельностный подход имеет свои особенности.
Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.
Вторая особенность в том, что на ребенка оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности.Мы должны помочь ребенку разобраться во всем этом многообразии.
Главный стимул любой деятельности, организуемой классным руководителем - ее результативность.
Чтобы деятельностный подход имел результат, всё должно быть в системе, а значит, предполагает у классного руководителя некой воспитательной программы, в которую будут включены все виды деятельности ВГОС. Наличие такой программы у педагогов даёт возможность достичь тех уровней воспитательных результатов, которые предполагает ВГОС.
Говоря о системно – деятельностном подходе в воспитании мне бы хотелось выделить следующие формы работы:
Проектная деятельность.
Деловые игры.
Коллективные творческие дела.
Самоуправление.
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации системно - деятельностного подхода, обеспечивают включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку.
Метод проекта, способствует развитию следующих личностных качеств младшего школьника: познавательность, эмоциональность, творческий потенциал, коммуникативную компетенцию.
Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, может лежать в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении.
Главной структурной единицей коллективного творческого дела является класс как первичный коллектив.
Вся внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах - разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно. Поэтому важно знать уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.
Коллективно-творческое дело – это форма работы, которая направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.
Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
Что касается урока, то урок является основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока. Учитель сообщает учащимся. Формулируют сами учащиеся.
Сообщение целей и задач. Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.
Планирование. Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.
Практическая деятельность учащихся. Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).
Осуществление контроля. Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
Осуществление коррекции. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
Оценивание учащихся. Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Итог урока. Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. Проводится рефлексия.
Домашнее задание. Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех). Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
Действие связано с принятием цели и принятием решения.
Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию,2) анализ,3) планирование.
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.