Статья Системно – деятельностный и дифференцированный подходы — методологическая основа концепции ФГОС для детей с ОВЗ

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым








Системно – деятельностный и дифференцированный подходы - методологическая основа
концепции ФГОС для детей с ОВЗ



Петриченко Светлана Владимировна
учитель истории и обществознания,
первая категория






2015 г.
г. Симферополь

Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения образовательных стандартов общего образования нового поколения. В России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство, сущность, которой  выражается в переориентации системы образования на новые подходы,  создание современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учебе; способна быть современной, адекватной жизни образовательной системой. Базовым элементом в модернизации школьного исторического образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения и использовать новые подходы в работе.
ФГОС - принципиально новый для отечественной школы документ:
Новая цель образования
Новое содержание образования
Новые результаты
Новые технологии обучения
Новые средства обучения
Новые требования к подготовке учителя
В настоящее время в качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями образования должны стать:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч  дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. Дети с ОВЗ также, оканчивая школу, должны стать не только накопителем информации, порой для них бесполезной, но должны эту информацию использовать в необходимой ситуации.
В современной ситуации жизнь школы стала разнообразнее и сложнее всех самых совершенных методических рецептов и предписаний. Как показывает практика последних лет, обучающиеся с ОВЗ отторгают традиционное обучение, не вызывающее интереса к учебе.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки России является работа по обеспечению доступного качествнного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей. В связи с этим возникла необходимость внедрения Федеральных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Перед педагогом коррекционной школы встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе. Поэтому, чтобы добиться высокой эффективности учебно-воспитательного процесса, учитель обязан стать исследователем, постоянно искать более рациональные решения педагогических проблем и анализировать свой собственный рост.
Итак, в методологической основе концепции ФГОС НОО для детей с ОВЗ лежит системно – деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ.
ФГОС  - представляет собой систему требований к результатам начального общего образования, его содержанию в целом.
 СДП  ориентирован на достижение основного результата – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
СДП предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?». Как отмечал Л.С.Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. На сегодняшний день, учебный процесс должен быть «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМ», дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. В процессе организации такого образовательного пространства, у детей формируются требуемые общеучебные  умения и способности:
умение ставить цель;
делать выбор;
принимать решения;
доводить их до исполнения.
У детей формируются УУД!!!
Учебная деятельность – деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей.
Как человек учится?????
Что бы чему-то научиться, необходимо дать себе соответствующую установку – поставить цель! Когда это может произойти? Когда человек чего-то не знает или не умеет. Но это «знание о незнании» может возникнуть тогда, когда человек что-то делал, пробовал. При этом в его действии возникло затруднение – иначе бы он доделал до конца, но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов:
мотивация;
пробное действие;
затруднение;
цель.
И так у нас возникло определенное затруднение, как же действовать дальше? Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
исследование – анализ, в каком месте возникло затруднение;
критика – установить, по какой причине возникло затруднение;
проект – поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа решения данного затруднения.
Завершается путь учения САМООЦЕНКОЙ и САМОКОНТРОЛЕМ!!!
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на 2 шага:
Первый шаг – до постановки цели – направлен на выяснение того, чему нужно научиться. Только после этого цель не становится случайной.
Второй шаг – поставить цель и самому найти нужные знания и умения для достижения.
Понятие дифференцированного подхода.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности обучающегося на основе формирования учебной деятельности.
Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, при этом учитывать особые образовательные особенности детей с ОВЗ. Для этого образовательный процесс необходимо выстраивать на основе принципа индивидуального подхода.
Один из путей реализации индивидуального подхода – дифференциация обучения.
Дифференцированный подход – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в  группах.
Выделяют 2 основных вида дифференциации обучения школьников:
1.      Внешняя дифференциация – предполагает создание особых типов школ, классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.
     Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная – означает создание профиля обучения, уровневая – учёт уровня развития учащихся.
2.      Внутренняя дифференциация (учебной работы) – предполагает организацию внутри класса соответственно группам учащихся.
Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку детей не отбирают специально по какому – либо критерию.  При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися, определяется динамика развития. В этих целях целесообразно распределять детей по группам. По мере усвоения материала для одной группы задания усложняются, тем самым  они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овладения знаниями.
Способы дифференциации учебной работы:
      Диффренциация содержания учебных заданий:
      - по уровню творчества;
      - по уровню трудности;
      - по объему.
      Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
      - по степени самостоятельности;
      - по степени и характеру помощи учащимся;
      - по характеру учебных действий.
Таким образом, дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию. Тем самым, ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации.
В заключении можно сделать вывод. Деятельностный и дифференцированный подходы, которые лежат в методологической основе концепции ФГОС НОО для детей с ОВЗ дают широкий диапазон возможностей развития и обучения: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон характерен для каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.
Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах  образования детей с ОВЗ. ФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоления существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования.
 
 
 
 Список используемой литературы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266–1 от 10.07.1992 г.).
2.      Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект).
3.      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
4.      Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». URL:
5.      ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 8.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).