Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ (ЗПР), 5 класс Упражнение в словообразовании имен существительных с помощью суффикса – очк — , сказка Г. Андерсена «Дюймовочка»..


Логопедическое занятие в 5 классе для детей с ОВЗ (ЗПР).
Занятие по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных недоразвитием речи системного характера.
Лексическая тема: Сказка Г. Андерсена «Дюймовочка». Грамматическая тема: Упражнение в словообразовании имен существительных с помощью суффикса – очк -.

Цель: Формирование системы словообразования имен существительных.

Задачи урока: Образовательные
Знакомить детей с зарубежной детской литературой
Формировать морфологический анализ слов
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных
Коррекционно-развивающие
1. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
2. Развивать мыслительные операции
3. Развитие связной речи
4. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Воспитательные 1. Воспитывать интерес к учебной деятельности через игровые приёмы, эмоционально-яркие образы, связь учебного материала с жизнью.
2. Формировать положительное отношение к окружающим, умение выражать свое отношение языковыми средствами.
3. Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование урока: карточки с заданиями, мультимедийное сопровождение, схемы слов, мячик.
Ход урока
Организационный момент
1.Эмоциональный настрой на урок.
Приветствие. Целеполагание.
-На логопедических занятиях мы учимся грамотно излагать свои мысли устно и письменно.
2. -Попробуйте разгадать тему нашего урока.
Презентация. Появляются предметные изображения и цифра. Надо взять из названия предмета только звук, показанный цифрой. Из звуков собрать слово.
НОСКИ – 3
ПАУК – 3
ФЛАГ – 1
ПОРТФЕЛЬ – 5
КОПИЛКА – 4
КАКТУС – 3,6
Получилось слово «суффикс».
3.Актуализация знаний.
Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?
Догадайтесь, в какой строке записаны суффиксы

По, про, за, от .
Ая, ое, ет, ешь, а.
Бег, корм, двор, снег.
Чик, ик, к, онок.

Ответы детей. Докажите, приведите примеры слов с этими суффиксами.
Посмотрите на схемы. Какой схемы не может быть?
Корень +суффикс+окончание
Корень+ суффикс +суффикс + окончание
Суффикс + корень + окончание
Ответы детей, обсуждение.
Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю? За что вы любите сказки? Чем сказка отличается от рассказа? Я вам покажу своих любимых героинь, попробуйте их узнать.












Кто это? Почему так назвали?



Кто это? Почему так назвали?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Кто это? Почему так назвали? Дети затрудняются.
Это русская сказка или зарубежная?
Это народная сказка или авторская?
- Да. Написал ее датский писатель-сказочник Ганс Христиан Андерсен. Почему ее так назвали? Как образовалось это слово?
- Дюйм – это мера длины, которая раньше использовалась в европейских странах. Равна приблизительно 2,54 см. (Детям выдаются отрезки дюймовой величины) Мы и сейчас используем эту меру длины: дюймовый болт, шестидюймовый и т.д.
6.Пробное учебное действие.
Но, как же записать слово «Дюймовочка».
Два ученика пишут слово на доске (Намеренно вызываю слабого и сильного учеников) Кто написал правильно? Давайте найдем «опасные» места в слове. Ученики ставят ударение, выполняют морфемный анализ слова. Вывод: безударная гласная в суффиксе слова. Какое значение привносит этот суффикс в слово?
Формулировка темы урока: «Употребление суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и его правописание».
7. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
-Как действуем? Можно посмотреть в словаре, или понаблюдать, как пишется этот суффикс в ударной позиции.
Ученики делятся на две группы. Одной группе выдаются словари: орфографический и словообразовательный. Другой группе выдается карточка со словами, где суффикс - очк – в ударной позиции.
Комочки, листочки, цепочка, коготочки. Поставь ударение, выдели суффикс.
Первая группа не нашла ответа на вопрос.
Вторая группа нашла суффикс в ударной позиции.

Вывод: Суффикс – очк – в ударной и безударной позиции пишется одинаково, привносит уменьшительно-ласкательное значение. «Дюймовочка» пишется с суффиксом - очк -.
8. Первичное закрепление во внешней речи.
Когда мы используем суффикс – очк –?
Когда ласково обращаемся к кому-то, называем маленькие предметы.
Игра с мячом «Большие - маленькие»
У маляра кисть, а у малыша кисточка,
Лента - ., лампа - , коза - , ель - и т.д.
Игра с мячом «Скажи ласково»
Ласковое обращение к окружающим: мама – мамочка, папа – папочка, Света - , Вова - , Дима - , Таня - и т.д.
9.Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой.

Образуй от данных слов слова с уменьшительно-ласкательным значением выдели суффикс.

Шайба -
Звезда -
Роза -
Стена -
Тарелка -
Проверка, повторение вывода.

10. Включение нового знания в систему знаний.
Ребята, я вам предлагаю поработать артистами и озвучить мультфильм «Дюймовочка», только текст надо немножко отредактировать. Дюймовочка - маленькая, и все предметы ее окружают маленькие, к ней ласково обращаются. Подчеркнутые слова замените однокоренными словами с уменьшительно-ласкательным значением.


У одной женщины не было детей. Она обратилась к колдунье. Та дала ей маленькое семя. Женщина посадила его в цветочный горшок.
В одно прекрасное утро женщина увидела в горшке росток. Он быстро набирал силу, появился бутон, лепестки его раскрылись, а внутри стояла маленькая дева.
Женщина назвала её Дюймовка. Дева росла ласковая, очень любила свою маму. Мать украшала её кровать розами и астрами.

Включаем отрывок из мультфильма «Дюймовочка» и читаем получившийся текст. Выбор удачных речевых оборотов. Оценивание (Темп и тембр).
Рефлексия
Как часто в нашей жизни мы используем суффикс - очк- ?
Какое значение он привносит в слово? Как пишется в ударной и безударной позиции?
Мы с вами научились пользоваться этим суффиксом?
Все ли у вас лично получалось?
Что показалось трудным?
Не забывайте пользоваться суффиксом - очк- , и окружающие обязательно это оценят.
Спасибо за работу.

красная шапочка15