Системно-деятельностный подход как основа организации эффективного учебно-воспитательного процесса в школе.

Системно-деятельностный подход как основа организации эффективного учебно-воспитательного процесса в школе.
Великая цель образования это не знания, а действия.                                        Герберт Спенсер
Современный человек находится в ситуации постоянного обновления знаний, получает ежедневно большой объём информации. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Ученик уже в начальной школе учится искать, фиксировать, принимать, преобразовывать и оценивать достоверность получаемой информации. Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования.
Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.
Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Что значит «деятельность»? Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в ситуации деятельностного подхода, а не потока нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Для этого хорошо использовать проектную деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у ребенка установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Особую роль здесь отводят и внеурочной деятельности. Как и деятельность обучающихся в рамках уроков, она направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Организуя внеурочную деятельности целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Как же реализуется системно-деятельностный подход на уроках?
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. В связи с этим результативно применение проблемного метода при изучении нового материала. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Создание её побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация может использоваться на разных этапах урока. Приведу пример использование проблемной ситуации на этапе объяснения нового материала во 2 классе по теме «Имя существительное». Учащимся предлагается задание:
- Сравните правый и левый столбики.
Я ученик второго класса. Я второго класса.
В корзине лежат яблоки и груши. В корзине лежат.
Учитель задаёт вопросы:
- Обе ли записи слов являются предложениями?
- Если нет, то почему?
- Какое слово нужно добавить, чтобы данная запись стала предложением?
- Выпишите пропущенные слова, задавая им вопрос.
В процессе обсуждения, дети приходят к выводу, что слова обозначающие предмет, отвечающие на вопросы Кто? или Что? называются именами существительными.
Данный вид задания позволяет ученикам самостоятельно вывести правило.
Приведём пример проблемной ситуации по теме «Род имён прилагательных» в 3 классе. Дети уже умеют определять род имён прилагательных, но не сталкивались с прилагательными во множественном числе. Предлагается задание.
- Прочитайте словосочетания.
Красная кофта, зелёные листья, белый снег, голубое небо, синяя чашка.
- Определите род имени прилагательного.
- Что вызвало затруднение? Почему?
В ходе обсуждения проблемной ситуации дети приходят к выводу, что во множественном числе у имён прилагательных род не определяется.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также работа в парах и групповая формы работы.
Например, самый простой вид групповой работы – работа в парах. На этапе закрепления новой темы можно предложить ребятам придумать задание соседу по парте. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Большую роль в деятельностной направленности я отвожу логико-смысловым моделям и методу «интеллект» карт. Логико-смысловые модели (ЛСМ), которые можно использовать даже при работе с детьми младшего школьного возраста. Информация в таких моделях представляется в многомерных смысловых пространствах (Штейнберг В.Э.). В ходе исследования нами были разработаны и применены модели по основным темам русского языка. Исследование показало, что логико-смысловые модели особенно эффективны для запоминания и воспроизведения информации учащимися; обеспечение наглядностью, что позволяет учащимся видеть в целой, обобщённой форме весь предмет, тему и в тоже время каждую часть отдельно.
Например, логико-смысловые модели по темам части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) могут заполняться, начиная со второго класса и до конца четвёртого, так как происходит последовательное накопление и нанесение информации по мере изучения темы. Информация на координаты наносится с помощью ключевых слов, то есть кодируется. Это могут быть словосочетания, аббревиатура, метафора.
Метод интеллект-карт, связан с именем Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта, который, в свое время, стараясь ответить на вопрос: «Как научить учиться?», заинтересовался возможностями мозга. В итоге, соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал «интеллект-карты» («mind-maps»).
По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается .
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.


Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
15