Трагедия человеческого существования в новелле Ф. Кафки В исправительной колонии


Трагедия человеческого существования в новелле Ф.Кафки «В исправительной колонии».
Ориентировочно-мотивационный этап.
Выравнивание знаний по теме.
а) Слово учителя.
Мы говорили о том, что на рубеже веков реализм сохраняет, а иногда и приобретает заново ведущее положение в литературном процессе, так как пытливая мысль художников – реалистов направлена не на потусторонний мир с его мистическими тайнами, а на самые коренные и глубокие социальные и духовные проблемы человеческого бытия. На какое-то время за реализмом закрепилось монопольное право на правду жизни.
Но со временем пробивается более полное суждение о том, что понятие жизненной правды шире, чем реализм или какой-нибудь другой метод. В связи с этим...
б) Эвристическая беседа.
- Какие изменения происходят в сфере эстетического в начале XX века? Какие особенности развития рубежа веков вы можете назвать?
- В связи с чем происходят такие изменения в литературе? Расскажите о влиянии общественных реалий на сознание рубежа веков?
(XX век утвердил трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий войны и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов. Сфера Разума столкнулась с безумием, а самые крупные научные и технические достижения оказались использованы против человека).-Какова, в связи с этим, главная тема искусства XX века? (Трагизм существования человека в окружающем мире).
-Почему многие художники XX века не принимали искусства прошлого? Каково ваше мнение, откуда этот «бунт против отцов»? (Требовались особые методы, чтобы отразить духовно-душевную ситуацию рубежа веков: страх, надежду, отчаяние).
в) Введение нового понятия.
Трагизм мироощущения связан с «отчуждением».
Отчуждение – итог цивилизации, подавившей человека в государстве. 3 монстра, созданные человеком, - экономика, политика, техника – превратились в самодовлеющие системы, человек стал на них работать.Когда человек создаёт нечто, вносит туда частички себя, а после от этого зависит, это и есть отчуждение. Отчуждённое значит порабощённое, рабство у самого себя. То, что он создал, обернулось катастрофой.
Аспекты понимания человека и личности в их соотношении с государством, обществом, историей многовариантны – от активно преобразующего мир героя до его полной противоположности – человека абсурдного и трагического.
Коллективная учебная деятельность.
Организация работы в группах:
Группы получают разное задание, включаются в обсуждение. Затем «спикеры» каждой группы отчитываются перед классом. Учитель координирует работу групп.
Первая группа.
- Что такое абсурд? Какие определения нашли?
- Как он себя проявляет на страницах произведения? В чем абсурдность кафковского мира?
- Какие ситуации в произведении показались вам абсурдными?
Для справки.
(Абсурдный – бессмысленный, нелепый. Абсурд – противоречие между стремлением человека найти смысл жизни и объективной ее бессмыслицей).Осужденный не знает, за что его наказывают.
Он не только не знает приговора, он не знает, что вообще осужден.
Офицер с восторгом говорит о машине – убийце.
Солдат и осужденный испытывают жгучее любопытство к машине, которая чуть было не убила осужденного.
Патологически трепетное отношение к тому, что убивает. Сосуществование старых противоестественных порядков с новыми, противоположными.
__________________________________
- Почему это произведение относят к экспрессионизму? (Фр. еxpression – выражение).
Признаки:
Аллегорические фигуры: Человек, Грешник, Натура Людская.
Выражение души художника, его внутреннего «я» вместо изображения объективной реальности.
Тяготение к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идее и моральные принципы.
Обобщенные символы и собирательные образы. (Безымянный, Рабочий, Воин).
Художник-экспрессионист – главный субъект и объект искусства.
Состояние экстаза – образ крика.
Экспрессионисты против машины цивилизации за нравственное усовершенствование.
Антивоенная позиция.
Мышление философскими категориями.
Слово учителя.
Произведение строится на абсурдных ситуациях. До сих пор в литературе мы имели дело с героями, которые были нам понятны. Здесь мы впервые встречаемся с человеком абсурдным. И сейчас мы постараемся понять, кого надо исправлять в этой исправительной колонии-цивилизации.
Вторая группа.
- Что собой представляют путешественник, комендант, осужденный, солдат?
- Что вменяют в главную заслугу прежнего коменданта? С каким чувством офицер вспоминает о нем?
1. Изобрел машину.
2. Сформировал структуру колонии.
3. Придумал целостную систему: нельзя изменить старый порядок в течение многих лет.
4. Офицер подчеркивает как достоинства: сила убеждения, единоличная власть.
- Что в поведении офицера вызывает удивление путешественника?
- Как себя ведет осужденный? За что осужден? (Взбунтовался против нелепого установления – через каждый час отдавать честь перед дверью капитана).
- Почему офицер возмущен поведением нового коменданта?
- Как ведет себя офицер сообщая об отсутствии защиты? Как вы думаете, согласен ли он с мировым общественным мнением на этот вопрос?
- Каковы аргументы офицера? (1. Это запутало бы дело. 2. виновность всегда несомненна).Вывод: Кафка ставит извечный вопрос о границах власти общества над человеком.
Бердяев писал:
Общество имеет тоталитарные притязания и склонно говорить человеку: «Ты мое создание и безраздельно принадлежишь мне».
Человека лишили неотъемлемого права защиты.
Третья группа.
- Для чего нужна машина? Какова цель массовых сборищ?
- Какое чувство машина вызывает у солдата и осужденного?
(Все в машине их занимало...Осужденный воспринял приказ уйти чуть ли не как наказание, шестеренки приводили его в восторг).
- Для чего введен образ путешественника? Что он собой представляет и как чувствует себя в данной ситуации?
- Чем объяснить пробудившийся интерес путешественника по сравнению с прежним равнодушием?
- Как выглядит кофейня? Почему старый комендант похоронен здесь? Что это за символ?
- Что означает надпись на захоронении коменданта?
- Чем объяснить бездействие, инертность нового коменданта в нынешних условиях?
Учитель.
Многие ученые считают, что тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана.
Назначение любой власти – бороться с проявлениями зла. Тоталитарная власть, подменяя суть, перетолковав идеалы, вырезав из них самое существенное – права, свободы, культуру – манипулирует сознанием, превращает общество в инструмент коллективного давления на человека.
Это строй бесконтрольного произвола без малейшей гарантии, оставленной священным правам справедливости.
Четвёртая группа.
Объясните все алгоритмы притчи.
- Что такое притча? Почему это повествование можно считать притчей?
- Какова главная аллегория притчи?
(Машина тоталитаризма).
- Объясните название произведения. Какие значения слова «колония» существуют?
(1. Общежитие лиц, поселённых для совместной жизни с той или иной целью.
2. Страна, лишённая самостоятельности.
3. Сообщество земляков, живущих в чужой стране).- Кого и от чего надо исправлять в этой колонии? Сравните разницу ощущений путешественника и осуждённого. Что вы можете сказать об интересе осужденного и солдата к этой машине? (Готовы поверить в её целесообразность. Такие, как они одобряли наказание, верили, что вина несомненна).- Как же улучшить человеческую природу? Можно ли сделать человека лучше, не изменив систему?
- Есть ли польза в изменении системы до того, как человек станет лучше? (Будет сохраняться опасность диктатуры: воскресение старого коменданта).
Замкнутый круг.
- Почему путешественник не берёт с собой караульного и осуждённого?
- Каковы «сегодня» и «завтра» колонии?
Каждый человек ответственный прежде всего сам за себя.
Работа со всеми группами.
- Каковы жертвы в нашем произведении? Каковы их духовные качества?
Запуганный, забитый человек вдруг проявляет недовольство значительным лицом, грубо его принижавшим и оскорблявшим. Другой герой русской литературы может сделать это лишь в состоянии бреда.
- О ком разговор? («Шинель»).
Эта смерть означает крайнюю, предельную потерянность маленького человека в этом страшном мире.
У Кафки эта тема получает зловещее продолжение. Ещё Гоголь выводит некий глобальный социальный закон: всеобщую обезличенность чином. Он губителен для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом писатель хочет предупредить человечество. Помните: значительное лицо, усмотревшее в поведении Акакия Акакиевича бунтарство, ещё недавно было совсем незлым существом, да генеральский чин совершенно сбил его с толку.
Нетрадиционный вопрос для домашнего задания:
Представьте, что заслуги Акакия Акакиевича отметили, и он стремительно вознёсся по службе, получив высокий чин.
- Каково было бы его отношение к вышестоящим и стоящим ниже его?
- А если бы осуждённого облекли властью? Как бы он стал руководить людьми, каким образом он бы это осуществлял? Примите во внимание его духовный уровень?