Методика работы со взрослыми обучающимися в Исправительной колонии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24»
ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ








Автор:
Анисимова Наталья Геннадьевна
МБОУ «Средняя школа №24»
г. Дзержинск
учитель истории и обществознания








2015


В настоящее время, в процессе развития современного общества, в эпоху глобализации, потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность, как необходимое условие общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Я считаю, понятие «толерантность» - это морально - нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности; знание и уважение прав и свобод каждого человека, принятие его таким, какой он есть; терпимость, самоконтроль; уважение чужой позиции; диалог, поиск компромисса. Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». [1]
Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал в российском обществе, является образование. Творческое использование принципа толерантности в образовательном процессе является залогом его эффективности и создает благоприятные условия для дальнейшего его распространения в другие сферы социальных отношений. В настоящее время «воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в ХХI веке» [2], а воспитание межэтнической толерантности является одной из актуальнейших проблем современности.
Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает как условие успешного развития современного общества и, соответственно, как необходимое условие социализации обучающихся, что особенно важно при обучении осужденных.
Главной особенностью работы с осужденными является не просто освоение учащимися базовых знаний и компетенций, но и осуществление целенаправленного воспитательного воздействия в процессе обучения, формирование ценностных представлений осужденных, духовно-нравственное развитие учащихся. Задачей педагогов, работающих в исправительных учреждениях, является оказание помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого  достоинства, вселении уверенности в завтрашнем дне. В ходе образовательного процесса у осужденных формируется чувство ответственности, поскольку успехи в учебе повышают их престиж, укрепляют положение в коллективе, способствуют легитимному самоутверждению. При организации учебного процесса в ИК необходимо учитывать ряд специфических черт, характерных для работы со спецконтингентом обучающихся: частые пропуски занятий ( трудовая нагрузка на хоз. дворе, промзоне, болезнь); разнородный по возрасту состав обучающихся; различный уровень подготовленности учащихся; пробелы в знаниях; отрицательный социальный опыт учащихся; низкая мотивация обучения; высокая мобильность учащихся (освобождение по УДО, концу срока, этапирование); психологическая атмосфера в общении с учащимися (подавленная психика, комплексы, депрессивное состояние). Для осужденных-рецидивистов характерна особая антиобщественная направленность личности. Она проявляется в преобладании извращенных моральных потребностей, отрицательных ценностных ориентациях, отсутствии семейных ценностей, наличии порочных нравственных идеалов, избавление от которых требует всесторонней целеустремленной организации воспитательного процесса.
Я считаю, что учебные курсы «Обществознание», «История России», «Всеобщая история» наиболее эффективно способствуют формированию толерантных отношений и решению главных задач поликультурного образования. Согласно Концепции уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года, получение образования и воспитательная работа рассматриваются в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Основными направлениями формирования толерантности в процессе обучения и воспитания учащихся являются:
1) развитие межкультурной толерантности, воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
2) формирование отказа от насилия, использование мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
3) привитие уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и признания многообразия окружающего мира;

·4) совершенствование знаний и умений взаимодействия с людьми на основе уважения человеческого достоинства и принятия другого;
5) формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и сотрудничества на основе толерантных ценностей.
Создание толерантной образовательной среды предполагает взаимную ответственность участников образовательного процесса, уважение, коммуникативность, взаимопомощь, основанную на принципах педагогического сотрудничества и педагогики ненасилия. /Приложение 1./
  Образовательные результаты формирования принципов толерантности могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
1. Мониторинг изменений толерантного сознания у учащихся; уровня тревожности, агрессии.
2.Текущий контроль (дискуссии, беседы с учащимися по изучаемым темам, их активность и качество работы на занятиях).
3. Тематический контроль (проверочные работы).
4. Система зачетов.
Вполне понятно, что работа с осужденными очень сложная, перевоспитание взрослых молодых людей требует работы в системе без ограничений по времени. Однако, я считаю, что целенаправленная систематическая педагогическая и воспитательная работа совместно с администрацией ИК, с государством содействует становлению личности осужденных, способствует адаптации после освобождения из ИК. Л.Н.Толстой писал : «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».
Приложение 1
Формирование принципов толерантности в образовательном и
воспитательном процессах
Направления
Деятельность
Результат


Образовательный процесс и внеурочная деятельность
-формирование понятий, нормативно-ролевых компетенций;
-учет реалий социальных отношений, включая особенности экономики, политики, духовности общества;
-исторические примеры, СМИ, Интернета;
-анализ решения проблем социальных отношений;
-оптимистическая стратегия прогнозирования на лучшее;
-доминирование уважительного отношения друг к другу;
-толерантный педагог;
-различные формы уроков;
-самооценка своих поступков и прогнозирование своих отношений;
-определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях.
формирование ценностных ориентаций ;
ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, особенностей учебного заведения и т.д.);
коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.



Воспитательный
процесс
-эстетическое восприятие,
-разрешение спорных ситуаций
-формирование культуры речи,
-навыки бесконфликтного поведения,
-стимулирование самопознания,
-организация совместной работы образовательного учреждения и администрации ИК.
-индивидуально-дифференцированный подход.
- развитие межкультурной компетенции;
межгрупповое взаимодействие;
самовоспитание,
воспитание межличностной толерантности учащихся;
определение механизмов толерантного взаимодействия;



Список использованной литературы
Декларация принципов толерантности [1] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Концепция уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

1. Бебенин В.Г. Идеи толерантности и воспитательно-образовательная среда в пенитенциарныхучреждениях// Аспирант и соискатель.-№1/08.
2. Гербеев Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными: Учеб.пособие. - Рязань: РВШ МВД, 1985. - 359 с.
3. Гершунский Б. Школа 21 века: проблемы управления // Школа. - 1998. - № 5. - С. 13. [2]
4.Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование.-М.:Народное образование,1999.
5. Литвишников В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М., 2004
6. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование-актуальная проблема современной школы //Педагогика.-1999.-№4.-С.3-10.
7.Организация исправления и перевоспитания осужденных. М., 1985.
8. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогики. - М, 2002.
9 Прусс Н.М., Ахмина Г.А., Бобченко Т.С. Образование взрослых в России: проблемы становления и институционализации. - Казань, 2001.
10.Шалин В.В. Толерантность.-Ростов н/Д.,2000.