Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся при обучении физике.

Мартыненко И.С. Початкова Е.Н.
Муниципальное образовательное
учреждение г. Омска «Лицей № 25»
Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся при обучении
физике.
При переходе на профильное обучение традиционное оценивание деятельности школьников требует изменений. Возникает необходимость в промежуточной оценке между «5» и «4», «4» и «3», «3» и «2». Традиционная четырех бальная оценка знаний, умений и навыков, учащихся стала тесной. Очень часто преподавателям приходиться натягивать оценки или наоборот снижать, чтобы уложиться в существующую четырех бальную оценку знаний учащихся. Это один аспект проблемы. Другой же заключается в несбалансированности в отношении стоимости работ разного уровня. Например, контрольные работы или зачетные работы, предлагаемые в физико-математическом классе, которые содержат творческие задания или задания исследовательского характера значительно отличаются от работ, предлагаемых в других классах. За правильно выполненную работу и в том и в другом классах учителю приходится ставить максимальную оценку «5». Именно тут и возникает впечатление о несправедливости оценок учителя.
При разном содержании в разных классах одного и того же предмета, одна и та же оценка может нести о разных учениках различную информацию: следовательно, в оценке надо как-то отразить профиль обучения. Мы пытаемся осуществить эту идею, внедряя рейтинговую систему оценивания деятельности учащихся.
РЕЙТИНГ – это интегральная оценка в баллах всех видов деятельности учащихся, являющихся количественной характеристикой качества знаний.
Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме, к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, личностных достижений, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся.
Основные трудности для учителя в составлении рейтинга - как составить рейтинг? - Необходимо определиться с выбором рейтинга:
1) общий; 2) раздельный - (по теоретическим, практическим и творческим вопросам и заданиям); 3) временной - (за некоторый промежуток времени; четверть, полугодие, год и т.д.; 4) тематический - (по отдельным разделам, темам).
- Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки); -Определить нормативные баллы на все задания (или правила начисления баллов); -Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся; -Составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент; -На основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
-В конце четверти выставить общую оценку, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
Мы в своей работе выбрали тематический тип рейтинга, и выстроили рейтинговую систему в соответствии с требованиями к подготовке учащихся согласно программе и проектов стандартов второго поколения, включающие в себя специальные умения:

Теоретические:
1) О. К.- опорные конспекты
2) явления 3) величины
4) законы

 Практические:
1) Решение задач при выполнении:
- Домашних упражнений
- Самостоятельных работ
-Контрольных работ
2) - Тесты
3) Построение графиков
4) Выполнение лабораторных работ:
- Фронтальных
- Дифференцированных 5) Выполнение творческих работ:
- Домашние экспериментальные задания (Познай себя -страничка Я)
- Составление задач
- Изготовление простых устройств и моделей
- Рефераты
- Доклады
- Викторины
- НОУ
- Олимпиады

Критерии оценивания умений:
Теоретические:
1)О. К. (логика построения ответа, полнота воспроизведения, наличие примеров, аккуратность выполнения работы) - 6 балла 2) Явления - по плану обобщенного характера -5 баллов 3) Величины - по плану обобщенного характера - 5 баллов 4) Законы - по плану обобщенного характера -4 баллов
5) Приборы - по плану обобщенного характера -5 баллов
6) Механизмы, машины - по плану обобщенного характера -4 баллов
7) Физические опыты - по плану обобщенного характера -4 баллов
Практические:
1)Решение задач:
- Домашние упражнения, - Самостоятельные работы, - Контрольные работы (краткая запись условия, перевод единиц в СИ, запись табличных данных, постоянных величин, построение чертежей, рисунков, графиков, анализ графиков, выбор системы координат, указание направления векторных величин, запись исходных формул, математические преобразования формул, правильность математических расчетов, аккуратность, временные рамки) -12 баллов;
2) Тесты в зависимости от категории (на стандарт, на программу, повышенного уровня) - от 5 до 30 баллов;
3) Работа с графиками (название графика, чтение графика, работа с графиком (нахождение заданного параметра), построение графика) - 5 бал;
4) Выполнение лабораторных работ:
- Фронтальные (оформление, самостоятельность выполнения, правильность выполненных измерений, правильность расчетов, написание вывода) - 5 бал;
- Дифференцированные:
а) Репродуктивный (работа по карточке, оформление работы, проведение эксперимента, выполнение измерений, выполнение расчетов, написание вывода) – 6 бал;
б) Частично-поисковый (работа с блок-схемой, составление плана работы, выбор оборудования, проведение эксперимента, выполнение измерений, выполнение расчетов, написание вывода) – 6 бал;
в) Исследовательский (составление плана выполнения работы по наводящему вопросу, выбор оборудования, проведение эксперимента, выполнение измерений, выполнение расчетов, написание вывода) – 6 бал;
5) Выполнение творческих работ:
- Домашние экспериментальные задания - страничка «Я» (составление плана выполнения работы, правильность выполнения эксперимента, правильность расчетов, написание вывода, оформление)- 5бал;
- Составление задач (оригинальность, жизненность придуманной задачи, соответствие реальности, правильность выполнения расчетов, оформление) -5 бал;
- Изготовление простых устройств, моделей (соответствие устройства заданной теме, технические характеристики, внешний вид)- 5 бал; - Рефераты, доклады, сообщения ( по плану работы с рефератом, докладом, сообщением)- 5 бал; - Викторины, ребусы, кроссворды ( участие в викторинах, разгадывании ребусов, кроссвордов, составление викторин, ребусов, кроссвордов, качество, объем, оформление работ)- 5 бал; - НОУ (участие, самостоятельность и творчество, победа в одной из номинаций)-5 бал; - Олимпиады (подготовка, участие, правильность выполнения заданий, призовое место)-5 бал.
В итоге за каждую тему ребенок набирает свое количество баллов и сравнивает с максимально - возможным количеством. Он сам себя может оценить в конце каждой темы.
Приведем пример рейтинговой оценки знаний по теме «Работа, мощность, энергия» 7 класс. Тема рассчитана на 10 часов.
Текущий контроль
Посещение уроков (10ч.*0,5 - 5 баллов)
Ведение тетради (9ч.*0,5 - 4.5 балла)
Выполнение домашних работ (6 упр.*2 -12 баллов)
Работа на уроке (устная) (9ч.*5- 45 баллов)
Работа на уроке (решение задач) (5ч.*5,10- 45,90 баллов)
Контроль (теория)
А, N, простые механизмы (рычаг, блок), КПД (19 баллов)
Энергия, виды, закон сохранения (9 баллов)
Контроль (практика)
Зачет по решению задач (10 баллов)
Допуск к выполнению ЛР № 9, 10 (5,5 -10 баллов)
Выполнение ЛР № 9, 10 (5,5 – 10 баллов)
Итоговый тест -10 баллов
Творческие работы- 40 баллов
Итоговый максимальный балл за тему -237,5 баллов
Минимальный зачетный балл -133 балла
86-100% - оценка 5,
71-85% - оценка 4,
56-70% - оценка 3,
менее 56% - оценка 2.

Применения рейтинговой системы оценивания дает возможность ученику самому распоряжаться своим временем, видеть динамику своих результатов, постоянно получая информацию об успешности своих результатов, сравнивать уровень своих знаний, с уровнем знаний других обучающихся, развивать интересы, возможности, склонности, планировать самому выполнение заданий, углубляться в интересующие области науки.

Для родителей ценным в данной работе является то, что они знают требования к ребенку по каждой теме, могут видеть динамику работы своего ребенка, стимулируется повышение качества знаний, повышается объективность оценки знаний, снижается стрессовая ситуация, воспитывается настойчивость, целеустремленность.
Для учителя ценным является то, что повышается интерес учащихся к учебному процессу, улучшается дисциплина, данная система стимулирует учащихся на работу во время всего учебного процесса, к выполнению внеклассной работы по предмету. А также облегчает условия для анализа учебного процесса, как для каждого учащегося, так и для всего класса в целом, помогает увидеть, а в дальнейшем построить индивидуальный маршрут обучения каждого учащегося, что необходимо в выборе дальнейшего профиля обучения ребенка в школе.


15