Статья Балльно-рейтинговая система как фактор повышения мотивации учебной деятельности обучающихся.


Балльно-рейтинговая система как фактор повышения мотивации учебной деятельности обучающихся.
Григорьева Е.А., Кашко Е.В. преподаватели специальных дисциплин и профессиональных модулей ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум»
Оценка знаний студентов является одним из наиболее важных элементов в среднем профессиональном образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру обучающегося. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере. Одной из технологий оценки качества усвоения модулей и учебных дисциплин является балльно-рейтинговая система.
Одним из направлений реализации данной системы оценивания выступает необходимость перехода на принципы, закрепленные Болонским соглашением.
Переход на стандарты нового поколения, в которых соотношение часов на аудиторную и самостоятельную работу четко регламентировано (50 % и 50 % соответственно в стандарте второго поколения и 30 % и 70 % — в стандарте третьего поколения), потребовало пересмотра и поиска новых форм контроля качества обучения.
В последнее время в образовательных учреждениях на практике активно используется рейтинговая система, представляющая собой объективную шкалу сопоставления качества и объема знаний обучающегося, по которой определяется индивидуальный рейтинг каждого из них.Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Основной целью балльно-рейтинговой системы является определение уровня качества и успешности освоения обучающегося модулей и учебной дисциплины через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом. Балльно-рейтинговая система рассматривается не только как система оценки знаний обучающегося, но и как важнейшая часть системы контроля качества деятельности образовательной организации в целом.Основные задачи балльно-рейтинговой системы:
- увеличение доли самостоятельной работы обучающегося 70 %;
- совершенствование планирования и организации учебного процесса посредством повышения роста индивидуальных форм работы со студентами;
- выработка единых требований к оценке знаний в рамках отдельной дисциплины;
- организация непрерывного мониторинга за работой обучающегося в течение всего семестра;
- осуществление постоянного контроля за успеваемостью самими обучающимися и преподавателями;
- получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения с целью морального и материального поощрения обучающегося.
Балльно-рейтинговая система позволяет обучающемуся:
-     понимать систему формирования оценок по дисциплине и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;
-     осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;
-      своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины и выполнению всех видов учебной нагрузки до экзаменационной сессии;
-      в течение семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы;
Балльно-рейтинговая система дает возможность преподавателям:
-   подробно планировать учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;
-    своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
-     объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;
-     обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.
Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).
Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости обучающегося.
1. Устанавливается «весомость» предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.
2. Рассчитывается учебная успеваемость.
Выполняя какое-либо задание, обучающийся зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг обучающегося.
Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:
отсутствие пропусков на лекционном занятии +3;
правильный (полный) ответ на вопрос +3;
правильный (неполный) ответ +1;
письменная работа 100% правильно +3;
письменная работа 75% правильно +1;
тестовое задание 100% правильно +3;
тестовое задание от 99 до 75% правильно +1;
выполненное домашнее задание + 2;
эссе, рефераты +2;
учебно-исследовательская работа (доклад на конференции) +5;
Штрафные баллы:
пропуск без уважительной причины – 2;
отсутствие домашнего задания – 2;
Мотивация обучающегося к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Формирование мотивов обучения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание их обучающимся и дальнейшее саморазвитие ими своей мотивационной сферы.
Расчет учебной успеваемости является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности обучающегося, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию обучающегося по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность обучающимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.
Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на обучающегося. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.
Итак, технология рейтинговой оценки учебной успеваемости обучающегося представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:
домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),
информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),
пропуски занятий и опоздания (без уважительной причины).
Балльно-рейтинговая система активизирует работу обучающегося во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она достаточно эффективна.
Список использованной литературы:
Габдрахимова Л. А., Бухмин В. С., Балашова Е. Я., Соколова Е. А., Фатхуллова К. С. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования. // Вестник Казанского энергетического университета. 2012. № 3. Т.6. С. 139–145.
Девятова И. Е. Из опыта внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.// Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. № 2. Т. 8. С. 47–58.
Опрятов В. И. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 457–459.
Тарасенко О. В. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза [Текст] / О. В. Тарасенко, Ж. А. Димиденок // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 579-581.
Миронова М. Л. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки персональных достижений участников образовательного процесса [Текст] / М. Л. Миронова // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 612-613.