Презентация по Социальной педагогике на тему: Устное народное твочество — как способ социализации


ИЗУЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПрезентация составлена Оболкиной Татьяной Михайловной, социальный педагогМКОУ Смоленская СОШМошковский район Новосибирская область Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоение норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений. Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме..  Народная педагогика может быть вплетена в новое педагогическое мышление, так как содержит множество идей, соответствующих задачам социального становления личности. Это такие социальные качества как:Товарищество.Уважение к старшим.Доброта.Честность.Трудолюбие.Бережливость.Дисциплинированность, соблюдение порядка.Любознательность.Любовь к прекрасному. Говоря о младшем школьнике, необходимо отметить, что он является субъектом социализации на первичной, ранней стадии его жизнедеятельности..Социализация личности младшего школьника требует специальной педагогической поддержки.  Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, учащиеся судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о культуре.Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения.Роль данного вида устного народного творчества велика — небольшие по объему, но в тоже время очень емкие — пословицы и поговорки несут в себе огромную информацию: в них находят свое отражение быт и мысли людей. Кто встал до дня, тот днем здоров.От лежанья да сиденья хвори прибавляются.Здоров на еду, да хил на работуЗдоровье не купишь его разум даритЗдоров будешь все добудешьКрепок делом богат и делом  ВРЕМЯКак ты думаешь у кого день длиннее, - у трудолюбивого или у ленивого?Кто рано ложиться и рано встает, - здоровье, богатство и ум наживет. Встанешь пораньше, так уйдешь подальше.Чтобы пораньше поесть, нужно пораньше встать.Кто рано встает, того удача ждет.Хочешь, чтобы были полные закрома,вставай с криком петуха.Расскажи, какие дела ты успеваешь сделать за день? На все ли хватает времени? Что бы ты хотел успеть еще? А сколько дел успевает сделать твоя мама?Трудолюбивый из одного дня два делает,Делу – время, а потехе – час.Знай минутам цену, секундам счет.Долго рассуждай, да скоро делай.И один день не сиди, сложа руки.За мешок золота не купишь вершка времени.Одно "ныне" лучше двух "завтра". Умеешь ли ты организовывать свою жизнь? Все ли необходимое успеваешь сделать? Что ты считаешь главными делами в своей жизни? Достаточно ли для них у тебя времени? Запиши в свой блокнот перечень самых важных ежедневных дел. На первое место поставь наиболее серьезные, затем – по степени значимости. Возможно, ты вспомнишь и огорчительную ситуацию – когда время было истрачено на пустяки. Обрати внимание на пословицу:"Хороши дела завершенные".Как ты ее понимаешь? На ошибках учатся.Беды научат человека мудрости.Убыток, который чему-нибудь научил, прибыль.Объясни, каким образом убыток может обернуться прибылью. Приведи пример. Можешь ли ты вспомнить о такой ситуации в своей жизни? Согласен ли ты с тем, что иногда люди учатся на ошибках? Случалось ли тебе чему-нибудь научиться, совершив ошибку, обдумывая и исправляя ее последствия? ЗнанияРасскажи, что ты хотел бы узнать о Вселенной, о человечестве, о самом себе? Что интересного ты узнал за последнее врем? Рассказал ли об этом товарищам?А знаешь ли ты, зачем нужно учиться в школе? Как ты объясняешь это своим младшим товарищам? Что говорит об этом учитель?Если за день ничему не научился – зря день прожил.Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – потерял жизнь. Что интересного ты узнал за последнее врем? Рассказал ли об этом товарищам?А знаешь ли ты, зачем нужно учиться в школе? Как ты объясняешь это своим младшим товарищам? Что говорит об этом учитель?Птицам – крылья, человеку – разум.Лучший из даров ум,худшее из несчастий – невежество.И сила уму уступает.Не спехом дело спорится, а током. Хотелось ли бы тебе стать человеком, о котором говорят: "Он умен"? Что ты для этого делаешь? Подумай, что тебе еще необходимо делать ежедневно, чтобы достичь этой цели. ДружбаУмный товарищ – половина дороги.На свой разум надейся, а с чужим советуйся.Учись доброму, так худое на ум не пойдет.С невеждой не водись.Понравилась ли тебе пословица "Умный товарищ – половина дороги"? Обдумай жту пословицу, вспомни из своей жизни пример, подтверждающий ее. Напиши об этом короткий рассказ. Расскажи, чему ты научился у своего товарища. Довольны ли родители твоими друзьями?Людей слушай, а свой разум имей. Как зовут твоего друга? Расскажи о том, как вы сдружились, что больше всего тебе нравится в друге? Чем ты хотел бы походить на него? Чем вы занимаетесь, когда собираетесь вместе? О чем мечтаете? Какие добрые дела вы делаете вместе с друзьями? Можно ли назвать друзьями людей, совершающих вместе плохие поступки?Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.Друг не ищет выгоды.Недруг поддакивает, а друг спорит.Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.С кем поведешься, от того и наберешься.С кем поживешь, от того и переймешь.С иными водиться, что в крапиву садиться.Случалось ли тебе испытывать правдивость этой пословицы на себе? Стал или ты после этого попадания в "крапиву" более разборчив в выборе друзей?Дружи с тем кто лучше тебя самого.Умный товарищ – половина дороги.С добрым дружись, а дурных сторонись.Лучше быть одному, чем с плохим другом. Принимаем решенияПриходилось ли тебе принимать серьезные решения? Как ты обдумывал ситуацию прежде, чем сделать выбор? Случались ли в твоей жизни ошибки – из-за непродуманного решения?Семь раз примерь, один раз отрежь.Сначала думай, потом делай.Утро вечера мудренее Посмотри в словаре значение слова «спесь» К каким человеческим качествам можно отнести спесь – привлекательным или отталкивающим? Может ли быть спесивым человек, уважающий других людей? Приятен ли окружающим спесивый человек?Спесь – не ум, а недоумение.Умной спеси не бывает.Спесивый высоко мостится, да низко ложиться. БЛАГОДАРНОСТЬТвоя мама, конечно, часто слышит от тебя слова благодарности. А другие дети не забывают благодарить своих близких?Давайте устроим конкурс: кто больше назовет ситуаций, в которых необходимо говорить слово "спасибо".Подумайте, какие можно сделать дела, за которые нас поблагодарят родители, товарищи, учитель.Когда ешь кашу, не забывай того, кто работал в поле.Когда ешь плоды, не забывай того, кто их вырастил.Пожалуйста не кланяйся, а спасибо спины не гнет.Черствое сердце не знает благодарности. ЖадностьСравни бережливость и жадность. Какое из этих качества характера тебе больше нравятся? Ты, наверное, заметил, как бережлива твоя мама. Расскажи об этом. Случалось ли тебе встречаться с жадным человеком? Приятно или с ним общаться? Может ли такой человек быть другом?Перейти от бережливости к расточительству легко,трудно перейти от расточительства к бережливости.Трудолюбие – ценное дерево,бережливость – скатерть-самобранка.Не деньги богатство – бережливость да разум.Богатство начинается с бережливости.Бережливость лучше богатства.Скупой платит дважды. Ленивый делает дважды.Поскупился на гриву – потерял рубль.Как ты помогаешь своим родителям быть бережливыми? Чем отличается бережливый от скупого? Чем неприятен скупой человек? Бережлив ли ты? Осмотри свою одежду, книги, портфель. Все ли в порядке? Может быть, что-нибудь требует ремонта? Есть ли у тебя любимые вещи, которые ты бережешь?По приходу расход держать.Не доходом экономят, а расходом.Не научишься тратить малые деньги – и большие не придут. Достоинства человекаНе место красит человека, а человек место.Дерево смотри в плодах, а человек в делах.. Девушку украшает скромность, а не золоченая одежда.Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.Красота лица – в красоте характера.Что такое скромность? Расскажи о человеке, которого ты считаешь скромным. Приятно ли тебе общаться с человеком, которому не достает скромности? Сочинение сказок (Пословица)Подбери пословицу к сказке.Гуси – лебеди(кто матери не послушает, в беду попадет)Петушок золотой гребешок (на чужой каравай рот не разевай)Сказка Морозко (В скромности - мудрость, в надменности – гибель),(Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться).Сказка Репка (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)(Дружба - великая сила. ) ТеремокВ тесноте да не в обидеПодбери пословицу к ситуации Игра найди пару