Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках истории в 5 классе


ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
Личностно-деятельностный подход – это одна из разновидностей технологий развивающего обучения, которая включает в себя два основных компонента – личностный (индивидуальный) и деятельностный, которые в свою очередь направлены на всестороннее развитие личности ребенка (подростка).
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева в середине 80-х годов ХХ века, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в процессе социализации с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. /1/.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т.е. ученик, как личность./2/. Исходя из интересов школьников, уровня их знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и контролирует весь образовательный процесс в целях развития будущей личности. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом./3/.
Если говорить о личностно-деятельностном подходе как основе образовательного процесса на уроках истории в 5 классе, то следует в первую очередь учитывать психолого-педагогические особенности школьников на данном этапе их развития. Поскольку в этом возрасте дети, как правило, проявляют повышенный интерес к изучению предмета «История Древнего мира», то целесообразно нацеливать их на углубленное изучение содержания дисциплины о древних человеческих цивилизациях, способствовать формированию исторического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями. Такое всестороннее развивающее обучение позволит сформировать у учащихся 5 классов целостное представление об общем и особенном при характеристике античных обществ, а также о том, чем отличается Древний мир от современных человеческих цивилизаций.
Так, изучая тему «Зарождение демократии в Афинах», педагог лишь подводит учеников к пониманию причин и значению проведения реформ архонта Солона, обеспечивает усвоение учащимися таких понятий как «политика», «демократия», «граждане», «реформы», «Народное собрание» через индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности. Учащиеся при этом учатся самостоятельно работать с историческими источниками под всесторонним контролем учителя (источники – Аристотель, «Афинская полития», «Солон о своих законах»). После работы с историческим источником в классе проводится коллективная беседа по вопросам к документу, в ходе которой каждый учащийся высказывает свое суждение и делает выводы по поставленной проблеме. Отдельным элементом урока на завершающем его этапе выступает историческое моделирование (урок-спектакль), когда пятиклассники обыгрывают сюжет созыва Народного собрания и отмену долгового рабства в Афинах.
Роль педагога в данном случае будет заключаться в следующем:
инициировании субъектного опыта учения;
установлении субъект-субъектных отношений в процессе обучения;
развитии индивидуальности каждого ребенка;
признании индивидуальных особенностей, самобытности, самоценности каждого учащегося;
активном стимулировании и мотивации ученика к освоению багажа новых знаний по предмету;
использовании разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы в связи с внедрением ИКТ и нетрадиционных форм уроков – урок-путешествие, урок-соревнование, урок-турнир, урок-игра, урок-викторина, урок-спектакль, урок-состязание, урок-эврика и другие (особенно на начальной и средней ступенях обучения).
Таким образом, учитель при личностно-деятельностном подходе выступает организатором учебной деятельности, объясняет, напоминает, намекает, подводит ученика к проблеме, советует, совещается, поощряет его. Инициация деятельности идет не от педагога, а от самого ребенка, что является принципиальным отличием личностно-деятельностного подхода.
Использование различных каналов восприятия учебного материала, проведение нетрадиционных форм уроков и частая смена деятельности в ходе образовательного процесса за счет личностно-деятельностного подхода – залог успешности обучения и повышения качества образования учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход. - М., 1991. – 658 с.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от
деятельности к личности. - М., 1999. – 354 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. – 289 с.