«Поэты Серебряного века приглашают…».


Поэты Серебряного века приглашают… Век серебряный, век из света… Век из света… Век поэзии, Век мечты, Бытия век, Век человека, Мысли век И век красоты… Век Душа, век Поэт…Звука век, Слова век… Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен. «Господа, вы вечером будете в «Бродячей собаке”»?– Д. Мережковский: «Сегодня среда, У Иванова, как всегда, собирается многочисленное общество. Должен признать, это первоклассная школа стиха».З. Гиппиус: « А как тебе новое название кабаре “Бродячая собака”».Д. Мережковский:  «Что ж, необычно! С претензией на оригинальность: последний этаж углового дома на Таврической, причудливые комнаты, коридорчики: не то музей, не то сараище..».З. Гиппиус: «Что ж, едем! Сейчас одиннадцать, в полночь будем у Иванова. Как раз все гости соберутся». Мы – два грозой зажжённые ствола,Два пламени полуночного бора,Мы – два в ночи летящих метеора,Одной судьбы двужалая стрела.Мы – два коня, чьи держит удилаОдна рука, - одна язвит их шпора;Два ока мы единственного взора,Мечты одной два трепетных крыла.Мы – двух теней скорбящая четаНад мрамором божественного гроба,Где древняя почиет Красота.Единых тайн двуглавые уста,Себе самим мы – Сфинкс единый оба.Мы – две руки единого креста.Вс. Иванов В. Брюсов Юноша бледный со взором горящим,Ныне даю я тебе три завета:Первый прими: не живи настоящим,Только грядущее – область поэта.Помни второй: никому не сочувствуй,Сам же себя полюби беспредельно.Третий храни: поклоняйся искусству,Только ему, безраздумно, бесцельно.Юноша бледный со взором священным!Если ты примешь моих три завета,Молча паду я бойцом побеждённым,Зная, что в мире оставлю поэта. «Друзья! У нас еще гости: Николай Степанович Гумилёв с женой Анной Андреевной Ахматовой. Анна Андреевна, вы что-нибудь прочтёте сегодня нам»? А. Ахматова Песня последней встречиТак беспомощно грудь холодела,Но шаги мои были легки.Я на правую руку наделаПерчатку с левой руки.Показалась, что много ступеней,А я знала – их только три.Между клёнов шёпот осеннийПопросил: “Со мною умри!Я обманут моей унылой,Переменчивой, злой судьбой”.Я ответила: “Милый, милый!И я тоже умру с тобой …”Эта песня последней встречи.Я взглянула на тёмный дом.Только в спальне горели свечи Это Борис Пронин, организатор кабаре “Бродячая собака”, гостями которого были по средам и субботам художники, поэты, музыканты. Если бы хватило силы, он бы весь свет превратил в театр.«“Собаку” придумал всецело я. И вот у меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы все мы, “бродячие собаки”, могли приткнуться, дёшево прокормиться и быть у себя, бродячие, бесприютные собаки.Не так давно у нас появился свой гимн. Попросим автора, Михаила Кузмина, прочесть хотя бы первый куплет». От рождения подвалаПролетает лишь быстрый год,Но “Собака” нас связалаВ тесно-дружный хоровод.Чья душа печаль упала,Опускайтесь в глубь подвала,Отдыхайте, отдыхайте, отдыхайте от невзгод. «Господа! Давайте же дадим слово дамам. Марина Ивановна (Цветаева), просим!Вы не любите слово “поэтесса”, вы – поэт». Имя твоё – птица в руке,Имя твоё – льдинка на языке,Одно – единственное движение губ.Имя твоё – пять букв.Мячик, пойманный на лету,Серебряный бубенец во рту.Камень, кинутый в тихий пруд,Всхлипнет так, как тебя зовут.В лёгком щёлканье ночных копытГромкое имя твоё гремит.И назовёт его нам в високЗвонко щёлкающий курок.Имя твоё, - ах, нельзя! –Имя твоё – поцелуй в глаза,В нежную стужу недвижных век.Имя твоё – поцелуй в снег.Ключевой, ледяной, голубой глоток.С именем твоим – сон глубок. М.Цветаева: « И Борис Пастернак для меня святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего еще не было, что будет, доверяю вам свою любовь к Борису Пастернаку, как свою душу, не отдавайте зря…» Гул затих. Я вышел на подмостки, Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси, Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронести. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И не отвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе, Жизнь прожить - не поле перейти. Потом он напишет ей после ее самоубийства в Елабуге : «Что сделать мне тебе в угоду? Дай как-нибудь об этом весть. В молчаньи твоего ухода Упрек невысказанный есть». Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами,Что никогда тяжёлый шар земнойНе уплывёт под нашими ногами.Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами,И не краснеть удушливой волной,Слегка соприкоснувшись рукавами.Спасибо вам и сердцем и рукойЗа то, что вы меня – не зная сами! –Так любите: за мой ночной покой,За редкость встреч закатными часами,За наше не гулянье под луной,За солнце, не у нас над головами, -За то, что вы больны – увы! – не мной,За то, что я больна – увы! – не вами. Футуристы. « Знакомьтесь: Александр Крученых, Давид Бурлюк, Виктор (Велимир) Хлебников и я – Владимир Владимирович Маяковский».Через час отсюда в чистый переулокВытечет по человеку ваш обрюзгший жир,А я вам открыл столько стихов шкатулок,Я – бесценных слов мот и транжир.Вот вы, мужчина, у вас в усах капустаГде-то недокушанных, недоеденных щей;Вот вы, женщина, на вас белила густо,Вы смотрите устрицей из раковины вещей.Все вы на бабочку поэтиного сердцаВзгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.Толпа озвереет, будет тереться,Ощетинит ножки стоглавая вошь.А если сегодня мне, грубому гунну,Кривляться перед вами не захочется – вотПлюну в лицо вамЯ – бесценных слов транжир и мот. Начало XX века. Это было особенное время – время экспериментов. И жили в нём особенные люди, движимые потребностью всё обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нём. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский … Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название которой “Поэзия Серебряного века”. Они собирались в «Бродячей собаке». Они называли себя поэтами. Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны. Сочетали высокую поэзию со смехом, вином, легкими влюбленностями. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах, судьбах России.  Долгие годы проведут в эмиграции Иван Бунин, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич. Но, живя на чужбине, русские поэты не предадут своей любви к родному Отечеству.  Судьбы творцов начала века… Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книга… А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.