Конспект общешкольного занятия викторина по произведениям С.Я.Маршака


СОГБОУ "Общеобразовательный центр "Южный".
Конспект общешкольного занятия
"Викторина по произведениям
С.Я.Маршака." VIII вида


Воспитатель: Попова А.И.
" Викторина по произведениям С.Я.Маршака."
Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению через творчество С. Я. Маршака - поэта, драматурга, переводчика.
Задачи: 1.) Обобщить знания детей о творчестве С.Я. Маршака 2.) Продолжать прививать интерес к художественной литературе , к чтению. 3.) Воспитание в себе желания совершать душевные поступки через качества личности литературных героев 4.) Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие образного мышления, памяти, внимания воображения. 5.) Совершенствовать коммуникативные навыки.
План:
1. Организационный момент. 2. Сообщение воспитателя 3. "Остров вспоминай-ка." 4. "Остров загадочный ." 5. "Остров посчитай-ка, отдыхай-ка." 6. "Остров сказочный." 7. "Остров грамотейка." 8. Итог.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Добрый день, всем улыбнись, Справа и слева друзьям поклонись. Будем дружить, помогать всем всегда- Вы согласны? Ответьте мне: - "Да!"
Мы с вами сегодня будем играть, думать, и даже отправимся в увлекательное путешествие , а куда вы узнаете позже. А сейчас угадайте анаграммы и по первым буквам разгаданных слов сложите фамилию известного детского писателя.
Угадайте анаграммы (слайд 1-11.)
Ямка - Маяк; фара - Арфа; Удар - Руда; Палаш - Шпала; Стаи - Аист; Стук - Куст.
Имя писателя Маршак.
2. Сообщение воспитателя (слайд12- 19)
Самуил Яковлевич Маршак , родился 22.11.1887 в Воронежской губернии. Самуил Яковлевич Маршак был добрым другом детей. В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки
Маршак - поэт, сказочник, переводчик, редактор. По стихам С.Я.Маршака издано много книг.
Познакомимся с выставкой детских книг С.Я Маршака.(см. презентацию)
(слайд 20- 21) А сейчас отправимся в путешествие по произведениям Маршака.
Поплывём на нашем кораблике. Который называется, а как он называется (ребята придумывают название кораблику).
Наш кораблик подплывает к первому острову, который называется
3. "Остров вспоминай-ка" (слайд22-42)
Вспомните, из каких произведений С.Я.Маршака эти отрывки.
1.) Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. (Багаж)
2.) Сел он утром на кровать Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки- Оказалось это брюки (Вот какой рассеянный)
3.) . Мой сосед вскочил с постели: -Вот так чудо в самом деле! Погляди, письмо за мной Облетело шар земной . (Почта)
Угадайте, кто это?
Простите! Извините! Туда ли я попал? Мы с вами незнакомы.... Ой, ой, какой скандал ! Я, кажется, надел не то..... Заметили друзья? А может я не тот? Скажите, кто же я? (Человек рассеянный)
Что человек рассеянный натянул на пятки? (тапки, носки, ботинки, перчатки )
Что надел человек рассеянный вместо шапки? (кепку, платок, сковороду, ведро )
На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная, Речная, Озёрная, Водяная)
Угадайте, кто это?
В гости он пришёл ко мне С толстой сумкой на ремне. (Почтальон)
Назовите цифру которая написана у почтальона на медной бляшке? (три, пять, Семь, девять)
Какого цвета была фуражка у почтальона? (жёлтая, коричневая, зелёная , синяя)
Угадайте, кто это?
Она отправилась в Житомир, Взяла с собой огромнейший багаж. Но по пути собачку потеряла, И очень сильно горевала. (Дама)
Посмотрите внимательно на картинку и скажите....
Что не сдавала в багаж дама? (книги, собачку, картину, картонку )
4. "Остров загадочный ." ( слайд43- 52)
-Будем отгадывать загадки.
Что такое перед нами: Две оглобли за ушами , На глазах по колесу И седёлка на носу? ( Очки )
Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что бедняжку бьют ? А за то, что он надут! (Мяч)
Держусь я только на ходу, А если встану упаду. (Велосипед)
В Полотняной стране По реке простыне Плывёт пароход То взад, то вперёд . А за ним такая гладь - Ни морщинки ни видать. ( Утюг)
Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья, Мы за обедом под столом, А ночью под кроватью. (Тапочки)
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не пойду, Покуда он идёт . (Дождь)
Перед тобой пятёрка братьев Дома все они без платья, А на улице зато. Нужно каждому пальто. (Рука, пальцы)
5. "Остров посчитай-ка, отдыхай-ка" (слайд 53- 66) .
" Весёлый счёт"
-Дополните предложения.
Вот один, иль единица, Очень тонкая, как … Спица
Выгибает двойка шею, Волочится … за нею Хвост
Тройка – третий из значков Состоит из двух … Крючков
За тремя идут четыре, Острый локоть … Оттопыря
А потом пошла плясать По бумаге цифра … Пять
Цифра шесть – дверной замочек: Сверху крюк, внизу … Кружочек
Вот семёрка – кочерга У неё одна… Нога
У восьмерки два кольца Без начала и … Конца
Цифра девять, иль девятка,- Цирковая … Акробатка
Цифра вроде буквы О Это ноль, иль … Ничего
- А сейчас будем играть. Смотрите внимательно на экран, и как только увидите чётные числа вы будете хлопать, а нечётные топать.
Таблица умножения достойна уважения Она всегда во всём права Чтоб ни случилось в мире А всё же будет дважды два По прежнему четыре.
6. "Остров сказочный" (слайд67- 95)
Вспомните из каких произведений Маршака эти отрывки
1.) Тили -бом! Тили -бом! На дворе высокий дом. Ставенки резные .Окна расписные. А на лестнице ковёр--Шитый золотом узор. По узорному ковру. Сходит кошка по утру...
(Кошкин дом)
2.)Под праздник новогодний Издали мы приказ: пускай цветут сегодня подснежники у нас! В лесу цветёт подснежник, а не метель метёт, И тот из вас мятежник, кто скажет не метёт!
(Двенадцать месяцев.)
3.)В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок. Не высок.
(Теремок)
Приказала их принцесса Принести зимой из леса Принести, зимой цветы А какие? Помнишь ты?
За какими цветами пошла девочка в лес? ( одуванчики, ромашки, васильки, подснежники)
В каком месяце цветут подснежники? (в январе, в апреле, в июне, в сентябре).
1.) Январь
Отрываем календарь- начинается январь. В январе, в январе много снега на дворе. Снег на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печи. В небо дым идёт столбом.
2.) Апрель.
Апрель, апрель , на дворе звонит капель По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь , сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник.
3.) Июнь.
Пришёл июнь. Июнь - июнь В саду щебечут птицы. На одуванчик только дунь И весь он разлетится.
Июль.
Сенокос идёт в июле, где-то гром ворчит порой. И готов покинуть улей, молодой пчелиный рой.
4.) Сентябрь.
Ясным утром сентября хлеб молотят сёла, Мчатся птицы за моря - и открылась школа.
Что подарил месяц апрель девочке? ( цветок, бусы, грибок, колечко)
Сколько месяцев грелось у костра? (12месяцев)
Знаете- ли вы?
-Из какой сказки данный отрывок.
1.) А теперь про чей-то дом разговор мы поведём. В нём богатая хозяйка припеваючи жила. Но беда пришла нежданно этот дом сгорел дотла.
(Кошкин дом.)
2.) -Я-то мышка полевая -Я лягушка луговая -Я весёлый мальчик зайчик - попрыгайчик , побегайчик -Я красавица лисичка - хитроумная сестричка -Ну, а я лесной волчок тёмно серенький бочок.
(Теремок.) Зашифрованные герои сказок"Терем -теремок.", "Кошкин дом."
-Вспомните, кто говорил эти слова и из какой он сказки .
1.) а.) -Не хотят меня хозяева впустить. Не хотят меня обедом угостить.
б.) Кто разрушил теремок?
(Медведь)
2.) а.) - Добро пожаловать друзья, я вам сердечно рада
б.) Назовите хозяйку дома, который сгорел?
(Кошка)
3.) а.) -Ах, мой серый, мой хвостатенький , как хочу я петушатинки
б.) Очень хитрая плутовка заметает следы ловко
Рыжий хвост её краса, а зовут её ...... (Лиса)
4.) а.) Назовите деток сироток ?
б.) -Тётя ,тётя кошка выгляни в окошко.
(Котята)
5.) Узнай лишнее животное из сказки теремок? -Посмотри внимательно на картинку и скажи, кто не жил в теремке.
(Белка)
7. "Остров грамотейка." (слайд96-102)
-Нужно исправить ошибки, которые допустили герои произведений С. Я. Маршака.
1.) Маё виличиство.
2.) Сейчас посмотрим мультфильм " Робин Бобин".
Как вы думаете, кем был Робин Бобин? (Обжора)
Ты с Робином Бобинном верно знаком? А эта загадка сегодня о нём. Пусть Робин обжора каких поискать . Но хочет порою и он поиграть. Однажды Робин Бобин наш Нашёл волшебный карандаш Он в слове буковку одну Другою заменяет И мигом в разную еду Предметы превращает Ему поможешь ? Так и быть! Смотри, что тут можно превратить?
-Превратите слова в продукты питания.
Будка - булка; халат- салат; порог-пирог; порох -горох; пушка -сушка; лак- лук; китель - кисель; порт- торт.
8. Итог. (слайд 103-107)
-Ребята давайте вспомним на каких островах мы были? - Вам понравилось наше путешествие...... -Что мы делали ? ( -Отгадывали загадки, смотрели мультфильм , отвечали на вопросы, .....) - И все эти замечательные стихи, сказки написал (Кто написал ?) - С.Я . Маршак. -А сейчас мы подплываем к берегу, к дому. И вам на прощание пожелание от С. Я. Маршака ... Я тоже хочу присоединиться к этим словам.
"Пусть добрым будет ум у Вас
А сердце умным будет"
До свидания! До новых встреч!