Конспект урока по литературному чтению Обобшение по разделу Произведения с.я. Маршака


Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе
Разработала: учитель начальных классов I квалификационной категории Иванова И.Е.
Тема: Обобщение по разделу «Произведения С.Я. Маршака.»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: - формирование умения использовать научные методы познания;
- формирование исследовательских умений у обучающихся при работе с книгами С. Я. Маршака;
- формирование умения выделять главное в познавательном объекте;
- интерпретация полученной информации в практическую деятельность:
- осознание ценности совместной деятельности;
- развитие монологической и диалогической речи;
- развитие интереса к книге;
- формирование умения осуществлять самоконтроль и самооценку.
Планируемые результаты:
Личностные:
выражение положительного отношения к процессу познания;
проявления внимания, желание больше узнать;
способность ценить мир природы и человеческих отношений;
восприятие речи учителя ( одноклассников ), непосредственно не обращённой к обучающимся;
осознание ответственности за общее дело.
Метапредметные:
понимание и принятие учебной задачи, планирование её выполнения;
анализ полученной информации и представление её в виде устного сообщения;
планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
умение работать в группе;
рефлексия способов и условий действий.
Предметные:
смысловое чтение;
анализ информации, полученной из текста;
моделирование.
Форма работы: фронтальная и групповая.
Оборудование: Выставка книг С.Я Маршака, портрет, С.Я. Маршака, учебник Л.А. Ефросининой,М.И. Омороковой чстьII, конверты с заданиями, энциклопедия, толковый словарь, презентация к уроку PowerPoint.
Ход урока
I Организационный момент.
- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.( приветствуют гостей )
- А теперь всё внимание уроку.
« Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно,
Нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания,
Проявим мы старание,
Тогда с тобою многое
Удастся нам понять.»
II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи
-И так начнём наш урок с речевой разминки.( слайд)
Речевая разминка ( отрывок из стихотворения С. Я. Маршака « Багаж »)
-Прочитайте медленно, торжественно, весело, тревожно, скороговоркой.
- Произведение какого автора, я сегодня приготовила для речевой разминки?
-Почему, я выбрала произведение этого автора?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.(Слайд)
-Сегодня мы совершим очередное путешествие в увлекательный мир литературы. А путешествовать будем по страницам творчества С.Я маршака.
На протяжении нескольких уроков мы с вами вспоминали его произведения, которые нам знакомы с детства, изучали новые, знакомились с биографией поэта. А на сегодняшнем уроке мы обобщим все полученные знания.
-Давайте вместе поставим перед собой задачи на сегодняшний урок.
Задачи
Вспомнить биографию поэта
Вспомнить изученные произведения
Проанализировать творчество поэта
III. Работа в группах.
- Я предлагаю вам сейчас разделиться на группы, но не произвольно, а по жанрам творчества С. Я Маршака.
-Для этого у меня на столе лежат карточки с отрывками из произведений Самуила Яковлевича.
-Я предлагаю вам подойти к столу взять карточку и прочитать отрывок, определить жанр и пройти к столу с соответствующей табличкой.
I группа- Биографы ( создают паспорт поэта)
II группа- Литературоведы ( выбор и анализ стихотворения с опорой на план)
IIIгруппа- Исследователи ( исследование творчества С. Я. Маршака, работа с таблицей по жанрам)
-А теперь повторяем правила работы в группе
Работаем сообща
Выслушиваем друг друга
Работаем в спокойной обстановке не мешая другим
Высказываемся чётко, кратко и понятно.
-Прочитайте названия ваших групп и ознакомьтесь с заданиями, которые находятся в конвертах на ваших столах.
-Напоминаю, что кроме дополнительной литературы, информационных листов, у вас на столах лежат оценочные листы, которые вы заполняете во время работы в группе. А также помните о времени
Ф И З М И Н У Т К А
IV. Обмен информацией. Мини – сообщения
- И так, время работы закончилось. Послушаем ваши выступления.
-Каждая группа должна представить свои мини сообщения. Помните, выступление не более 5 минут.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
-Спасибо за выступления.
А теперь подведём итог нашего урока. Обратимся к нашим задачам, которые мы поставили перед собой вначале урока ( слайд)
-Давайте проанализируем, все ли задачи выполнены?
-Так давайте сделаем вывод
-Кто же такой С. Я. Маршак? Смоделируем наш вывод. (составление кластера)
-Понравился ли вам урок?
-Как вы себя чувствовали на уроке?
-Что получилось хорошо? А над чем нужно ещё поработать?
-Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали. Я отметила для себя тех кто сегодня был активным. И вы также оценили свою работу в оценочных листах. Я проанализирую вашу оценку и на следующем уроке сообщу отметки за урок.
Приложение 1
Задания для групп
I группа. Пользуясь определёнными источниками создать паспорт автора по определённому плану.
План
Годы жизни
Детство и юность.
Первая книга
Переводчик, драматург, журналист.
II группа. Отгадайте загадку и найдите произведение. Прочитайте выразительно и проанализируйте по данному плану.
Цветёт он майскою порой,Его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы в ряд,Цветы душистые висят.
III группа. Исследуйте творчество С. Я. Маршака. Определите в каких жанрах писал автор. Докажите заполнив таблицу.
Жанры Названия произведений
Сказка Басня Стихотворение Рассказ Пьеса Загадка Приложение2
Оценочный лист ________________________________________________________________
Деятельность учащихся Критерии Самооценка Оценка учителя
1 Анализ текста 0 – не смог проанализировать;
1 – частично проанализировал;
2 – проанализировал и выбрал главное
2 Выразительность чтения текста 0 – прочитал, но не очень выразительно;
1 – прочитал, но не всегда выразительно;
2 – прочитал выразительно
3 Работа с дополнительной литературой 0 – не умею пользоваться;
1 – умею пользоваться
4 Презентация проекта 0 – не могу презентовать
1 – могу презентовать
5 Сотрудничество в группе 0 – не принимал участие в работе группы
1 – принимал участие, но не очень активно
2 – принимал активное участие в работе группы