Конспект урока по литер. чтению по теме Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш».


Дата: 13.04.2016Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «Б»Учитель: Верёвкина Светлана ВикторовнаРуководитель практики: Григорьева Виктория МихайловнаТема: Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш».Тип урока: Изучения нового материалаЦель урока: познакомить учащихся с творчеством С. Я. Маршака и его стихотворениями «Урок родного языка», «Ландыш».
Задачи:образовательная: углубить знания о детском писателе С.Я. Маршаке, активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения:; раскрыть авторское отношение к природе; формировать знание о метафоре, как о скрытом сравнении; обогащение словарного запаса(Ленинград, Советские)
развивающая: способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы, умение ориентироваться в мире книг;
воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, интерес к чтению, бережное отношение к природе; желание читать; воспитывать любовь к родному языку; воспитывать экологическое воспитание; Здоровье сберегающие технологии.
Планируемые результаты урока
Предметные: выразительное чтение стихотворения; выделение изобразительно-выразительных средств в поэтическом произведении; сопоставление разных произведений одного автора.
Метапредметные:УУДПознавательные – овладение приёмами понимания прочитанного стихотворения, осознанное построение речевых высказываний в устной форме, выделение главной мысли стихотворения.Регулятивные – развитие способности выделять учебную цель, планирование выполнения задач, контролирование и оценивание своих результатов.Коммуникативные – ответы на вопросы на основе прочитанного стихотворения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина 3 кл. 2ч., рабочая тетрадь, электронная презентация
Ход урока:
Педагогическая деятельность преподавателя Учебно-познавательная деятельность обучающихся
I.Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
-Как вы понимаете высказывание «Хлеб питает тело, а книга- разум»
-Так для чего нужны уроки чтения?
-А только ли на уроках чтения мы пополняем наш багаж знаний?
-Мы читаем, потому что нам интересно узнавать, что-то новое. Приветствуют учителя.
-Хлеб поддерживает физическое состояние человека, а чтение книг обогащает внутренний мир человека, расширяет наши знания.
Для обогащения нашего разума.
-Нет
II.Актуализация знаний
- Начнём урок с речевой разминки
1.Артикуляционная гимнастика.
а) «Губы в улыбке» – «Губы в трубочку» - (чередование упражнений 4-5 раз)
б) «Лошадка»
2. Дикционные упражнения
Проговаривание чистоговорок:
Са-са-са – на дворе роса.
За-за-за – прилетела стрекоза.
- Прочитайте чистоговорку про себя.
- Шепотом по слогам.
- Прочтите целыми словами.
- Произнесите хором первую чистоговорку - мальчики, вторую чистоговорку- девочки
- Проверим домашнее задание. Рабочая тетрадь с. 64-66.
Выборочная проверка
Рубрика «Проверь себя»
1.Книгочей
Константин Георгиевич
2.Схема
Рассказы, повести, романы.
3.Эрудит
Художественный рассказ- «Заячьи лапы»
Научно-познавательный рассказ-«Какие бывают дожди»
4. Кроссворд «Герои произведений К.Г. Паустовского»
1. Рувин.
2.Варюша.
3.Филька.
4.Малявин.
5.Панкрат.
6.Ларион.
5. Соответствие
«Какие бывают дожди»
«Кот-варюга»
«Стальное колечко»
6.Соберите.
Цветок- лепесток в валенках.
Анютины глазки с косичками.
7. Книгочей
1. «Стальное колечко»
2. «Кот-варюга»
3. «Теплый хлеб»
4. «Заячьи лапки»
5. «Какие бывают дожди»
Выполняют речевую разминку
Проверяют домашнее задание.
III. Знакомство и анализ с произведением.
1.Работа с биографией поэта.
Выставка книг
-Все эти книги посвящены творчеству С.Я.Маршаку.
- Прочтите названия этих книг.
-Как вы думаете, кому они посвящены?
-Можно ли по иллюстрации понять, о чем эти книги?
- Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.
Знакомство с биографией.
- Мы познакомимся  с  биографией  С.Я  Маршака.
  Родился  Самуил  Маршак в  1887г.  Семья  была  большая  и  дружная.   Будущий  поэт  рано  полюбил  стихи, в  4  года  он  уже  сам  пытался  сочинять,  а  в  11лет  он  уже  переводил  древнеримского  поэта. Учился  в  гимназии,  был  одарённым  мальчиком.  Многие  поэты  помогали  ему  развивать  свой  талант.
В  1912г   Маршак  уехал  для  продолжения  образования   в  Лондон.  В  Англии  он  переводил  стихи  английских  поэтов.
В 1923г.  вышли  его  первые  стихи  для  самых  маленьких    «Детки  в  клетке»,  «Сказка  о  глупом  мышонке»…Много  сочинял,  работал  редактором  в  детских  журналах.
В  1964г  С.Я. Маршак скончался, но его стихотворения с удовольствием читают до сих пор. Вот и мы сегодня будем их читать. А для этого вы должны отгадать загадки.
Загадки:
1.Он трудился весь урок,
От старания скрипел.
Отдохнуть на доску лег.
Ну конечно, это...
2. Мы за парты дружно сели,
Рты закрыли на замок:
В перемену мы галдели,
А теперь у нас…

-Я повторю первую и вторую загадку, а вы догадаетесь, о чем будет первое произведение.(Учебник закрыт.)
Читаю загадки.
-Да, ребята, верно. Сегодня на уроке мы будем читать про урок.
-Только написал нам про этот замечательный урок С.Я.Маршак.
-Давайте посмотрим, что нам говорит учебник про этого поэта. Откройте учебник на с. 97.
2.Выразительное чтение стихотворения учителем .(Аудиозапись) 
-Прослушайте аудиозапись.
В классе уютном, просторномУтром стоит тишина.Заняты школьники делом -Пишут по белому черным,Пишут по черному белым,Перьями пишут и мелом:"Нам не нужнаВойна!"Стройка идет в Ленинграде,Строится наша Москва.А на доске и в тетрадиШкольники строят слова.Четкая в утреннем свете,Каждая буква видна.Пишут советские дети:"Мир всем народам на свете.Нам не нужнаВойна!"
3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися (про себя) с заданием:
- Когда как вы будете читать стихотворение, обратите внимание на непонятные слова, подчеркните их.
4. Словарная работа. Как  вы  понимаете  слова : пишут  по  белому  чёрным, пишут  по  чёрному  белым, советские  дети, Ленинград. А  если  бы  сейчас  писал  поэт  стихотворение ,  то  какое слово  надо  заменить  и  написать?
5. Беседа по содержанию, выборочное чтение стихотворения.
-Назовите главную мысль этого стихотворения.
-Вы наполовину угадали, но только наполовину.
-Главная мысль этого стихотворения заключается в том, что дети с самого детства учатся соблюдать мир, а не создавать войну.
-А зачем учитель диктует такие предложения?
-Как же мы изменим названную вами тему?
-Не только русские дети, но и все русские люди.
-Что вложили в ваше сердце стихотворения С.Я. Маршака?
Аудиозапись «хотят ли русские войны».
- Какие важные слова пишут дети?
-Какие слова в стихотворении повторяются? Для чего поэт использует повторы?
-Давайте подумаем, какие чувства вложил автор в эти строки.
-А все ли стихотворения мы будем читать одинаковым тоном?
-Подготовьтесь парами к выразительному чтению. Послушайте друг друга. Если нужно дате советы.
(Спрашиваю 3-4 ученика)
Работа в рабочей тетради
-Откройте тетради на с. 66-67.
№1. Что вам нужно выполнить в этом задании? Допишите.
№2. Какие слова говорят о мире и покое? Подчеркните.
№3В чем заключается главная мысль стихотворения? Отметьте ответы галочкой или запишите свой.
Физкультминутка.
Работа у доски. Вызываю трех учеников, представителей от каждого ряда.
-Составьте из слов пословицы. Как вы их понимаете?
Мир строит, а война разрушает.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Мир на планете -счастливые дети.
Знакомство со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш»
-Ребята мы сейчас прочитали стихотворение о школе и о мире. Как вы думаете, один и тот же автор может писать на разные темы?
-Отгадайте загадки:
3. Я раскрываю почки,  в зелёные листочки.  Деревья одеваю,  посевы поливаю,  Движения полна,  зовут меня ...  (весна)
4. Цветет он майскою порой, Его найдешь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят..(Ландыш)
-Я повторю загадки, а вы подумайте, с каким стихотворением мы познакомимся следующим.
-Сегодня на уроке будем говорить о ландыше. Мы познакомимся с произведением "Ландыш", которое написал известный вам писатель С.Я.Маршак
а) Чтение стихотворения учителем С.Я. Маршака "Ландыш". (Аудиозапись)
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
- Маршак написал удивительное, красивое стихотворение.
Работа по содержанию текста.
- Вам понравилось стихотворение?
-Какие чувства передает автор в своем стихотворении?
-Сейчас вы прочитали стихотворение, а что вы при этом представляли?
-Как его нужно читать громко, тихо или загадочно?
-Какую строфу мы прочитаем радостно?( послед 3 строчки)
- Какие чувства у вас возникли?
- Прочитайте стихотворение про себя и отметьте непонятные слова и выражения, которые вам встретились. Попытайтесь объяснить их.
- Найдите и прочитайте строки, где автор описывает лес.
- Как вы думаете, почему автор подбирает именно эти слова?
-Как автор описывает подснежник? Какие слова и выражения он при этом использует?
- Почему "колокольчики весны"?
- "Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны"- как вы понимаете эти строчки.
- С чем можно сравнить венчики?
- Как вы понимаете выражение "природой бережно спеленуный, завернутый в зеленый лист"?
- Чей это ребенок? Чье дитя?
- А вам не показалось, что ландыш у поэта, как живое существо?
- Почему Маршак пишет, что ландыш "прохладен"?
-Найдите в тексте олицетворение.
-Найдите в тексте метафору.
-Назовите эпитеты.
г) Работа над выразительностью чтения.
-Подготовьтесь парами к выразительному чтению. Послушайте друг друга. Если нужно дате советы.
(Спрашиваю 3-4 ученика)
-Чье чтение наиболее точно показывает чувства автора: нежность, любовь, красоту весны и цветка.(Оценивание)
-Послушайте историю ландыша.
История ландыша
-Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным.
Во Франции каждый год 1-ого мая устраивается праздник майского ландыша. В этот день у французов существует традиция, которая, как считается, берет истоки со времен правления Карла IX в 1561 году. Говорят, что королю в этот день преподнесли небольшой букет из веточек ландыша с пожеланиями удачи и возрождения надежд. Король был несказанно обрадован подарку и заказал еще несколько букетиков для всех придворных дам. С тех пор традиция переросла в национальный праздник, на котором люди чествуют друг друга, обмениваясь веточками ландышей. Ландышами украшают жилища и одежду. Во время танца молодые люди обмениваются букетами ландышей, если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, то это значит, что она согласна выйти замуж, если бросит на землю - значит, его предложение не принято.
Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гуляния. Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Из ландышей составляли свадебные букеты для юных невест, символизирующий молодость и непорочность.
В древние времена в Германии ландыши приносили в дар богине восходящего солнца, лучезарной зари и весны Остаре. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали увядшие цветы в костер, принося их в жертву богине.
В Финляндии ландыш является государственным цветком-символом.
Естественно, что знаменитым и легендарным ландышем заинтересовались цветоводы. И заинтересовались давно: известно, что еще в I веке до нашей эры этот цветок вместе с розами и левкоями разводили в Египте, причем там как-то умудрялись выращивать его круглый год. Много позже, но тоже достаточно давно - в XVI столетии, садоводы Западной Европы уже умели выводить разноцветные (розовые, красные) ландыши, потом научились выращивать ландыши с махровыми цветками. Ландыш даже был когда-то эмблемой доктора медицины.
Ландыш занесен в Красную книгу и собирать эти цветы нельзя. Ландыш - не только целебное, но и ядовитое растение. Его ягоды ни в коем случае нельзя брать в рот. Впрочем, это относится ко всему растению. У людей отравление возникает в случае длительного вдыхания ландышевого аромата, большинство же животных гибнут при поедании ландышей, хотя на пятнистых оленях яд ландыша абсолютно не действует, более того, это их излюбленное лакомство.
Работа в тетради.
-Откройте с. 68.
№1. Выполните первое упражнение самостоятельно. Проверка.
№2. Объясните выражение автора «Счастливая тоска леса». Называют
С.Я. Маршак
Смотрят
Отвечают
Слушают
Воспринимают
Отгадывают загадки
Мел
Урок
Слушают
Размышляют
ПредполгаютЧитают
Пересказывают
Слушают
Самостоятельно читают
По  белому  чёрным- пером в тетради
Пишут  по  чёрному  белым- на доске мелом
Советские- С.Я. Маршак написал это стихотворение, когда наша страна называлась Советский Союз, а сейчас называется Российская Федерация, но с вами все равно живем в одной стране. Тогда говорили: «советский народ», «советские дети».
Ленинград- так раньше назывался город Санкт-Петербург.
Называют
Чтобы воспитывать в детях желание жить в мире.
Русские дети не хотят войны.
Слушают аудиозапись.
«Мир всем народам на свете. Нам не нужна Война!»
Желание жить в мире, а не воевать.
«Мир всем народам на свете»
«Нам не нужна война!»
Пишут  российские  дети
Чувство гордости, уверенности.
Нет.
Подготавливают выразительное чтение.
Выполняют задания в раб.тет.
Выполняют физкультминутку.
Выполняют работу у доски.
Объясняют смысл пословиц.
Слушают
Отгадывают загадку.
Слушают
Предполагают
Слушают
.
Высказывают свое отношение к стихотворению.
Любовь, нежность..Высказывают свое представление
Загадочно.
«И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.»Читают
Выделяют непонятные слова
Объят - охвачен, обнят.
Жемчужины - сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен.
Бутоны - почки цветка.
Бубенчики - полые шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.
Венчики - часть цветков, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков.
Томится - переживать, мучиться.
«Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.»
«Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку»
Он считает их наиболее подходящими для описания леса.
«А уж на ниточках жемчужины»
«Бутонов круглые бубенчики»
«У колокольчиков весны.»Автор сравнивает ландыш с колокольчиком, потому что по форме цветка они похожи.
-Ландыш тянется к солнцу.
С глазами.
.
Когда ландыш маленький, он укутан, как маленький ребенок.
Леса, природы
Да
Первый цветок похож на снег.
«разбуженный», «раскрытые», «спеленутый»
«на ниточках жемчужины»
«колокольчиков весны»
«круглые бубенчики», в глуши нетронутый»
«прохладе»,»хрупок», «душист».
Подготавливают в парах выразительное чтение.
Слушают.
Выполняют работу в тетради.
VI.Рефлексия
-Какое стихотворение вы хотели бы выучить дома?
Чему вас научило второе стихотворение?
-Почему?
Д.з. стр.97,99, выучить наизусть на выбор, раб. тет., стр 44 №5 Отвечают.
Видеть глубину природы.
Подпись руководителя практики_______________________
Подпись учителя_____________________________________
Отметка_____________________________________________