Статья: Компетентностно-деятельный подход как основа образовательных стандартов


Компетентностно-деятельный подход  как основа  образовательных стандартов
Термин «компетенция» имеет, как известно, два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области подходит  именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества дадут возможность сформировать у школьника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.Ключевые компетентности определяют современное качество содержания образования. Данный подход не отрицает значение знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания и формирование опыта самостоятельного решения различных проблем. Формирование ключевых компетентностей возможно, в первую очередь, в ходе самостоятельной учебной деятельности. Традиционные методы и технологии не могут в полной мере осуществить компетентностно-деятельностный подход к обучению. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. По мнению ученых,  понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов . Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;- исследование различных вариантов решения вопроса, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;- планирование действий и времени; В своей работе я использую технологию интегрированного обучения и применения межпредметных связей в преподавании немецкого языка на старшем этапе обучения. Последнее время широко используется компьютеризация обучения, которая  невозможно без проникновения на уроки (в данном случае немецкого языка) знаний по информатике. На своих уроках я часто применяю интеграцию информационных технологий, например, считаю целесообразным применение компьютерного обучения в виде электронных тестов или заданий на послетекстовом этапе на уроках развития навыков чтения и контроля понимания. Постоянной и прямой реакцией машины на ответы учащегося в ходе выполнения нужного упражнения обеспечивается большая степень его интерактивности. На уроках немецкого языка в старших классах я использую тестирование такого качества при анализах текста по изученной теме. Предварительно я разрабатываю тест по нужным параметрам. Выполняя задание, дети сами определяют темп работы, т. е. компьютер как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Школьники могут допускать ошибки, но они имеют возможность через оценивание компьютера тут же их анализировать и исправлять. В итоге, происходит экономия времени как учащихся, так и учителя, которому не нужно подходить индивидуально к каждому и указывать на ошибки, а детям не нужно тратить время на ожидание контроля и объяснения учителя. Что немало важно, объективность оценивания компьютера ни в коей мере не подвергается сомнению, и таким образом автоматически снимается вопрос о “спорных” оценках.  Количество баллов  считает компьютер.
При изучении немецкого языка,  как ни на каком другом уроке, происходит межпредметная связь. География, история, музыка, искусство, математика, физика, русский язык, конечно же , литература – вот основной  перечень предметов, с которыми связан иностранный язык. На уроках немецкого языка  компетентностный подход необходимо реализовать путем формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно происходить посредством усвоения культуросообразного содержания образования, представленного в различных сферах социального опыта: предметных и надпредметных знаний  (результат: «Я знаю...»),предметных и общепредметных умений («Я умею...»);
творчества («Я создаю...»);
 в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).
Основным результатом деятельности учителя иностранных языков не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной,  информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико - ориентированных знаний и умений учащихся.