Выступление по теме Системно-деятельный подход обучения химии в условиях ФГОС


Системно-деятельный подход обучения химии в условиях ФГОСУчитель химии: Горбачева И.Е. Чему учить?«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения».Георг Лихтенберг(немецкий писатель) ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачиЦелью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Системно-деятельностный подходПозиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познанием мира, (в специально организованных для этого условиях). Системно-деятельностный подходУчебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.Учебное действие — действие по созданию образа. Системно-деятельностный подходОбраз — слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие — Я умею! У меня получится!Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так то… Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельностиОсновная педагогическая задача - создание и организация условий, Инициирующих действие учащегося.Вектор смещения акцентов нового стандартаЧему учить?Обновление содержанияФормирование универсальных способов деятельностиСистемно-деятельностный подходРади чего учить?Ценности образованияКак учить?Обновление средств обучения На уроке выделяют следующие этапы:1. Вызовсобственно вызовактуализация знаний2. Осмыслениепостановка учебной задачиоткрытие нового знаниясоставление алгоритмапервичное закрепление3. Рефлексиясамостоятельная работа- самоконтрольсобственно рефлексияИспользуя основные принципы развивающего обучения, нужно по-другому выстраивать урок Базовая модель Агапова И.Г. 1. Вызов 1.1 Собственно вызов. 1.2 Актуализация знаний. 2. Осмысление2.1 Постановка учебной задачи. 2.2 Открытия нового знания. 2.3 Составление алгоритма. 2.4 Первичное закрепление. 3. Рефлексия3.1 Самостоятельная работа – самоконтроль. 3.2 Собственно рефлексия. Эта модель урока имеет ряд позитивных моментов: реализация всех дидактических принципов развивающего обучения;использование многих современных технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии и технологии модульного обучения; использование различных видов деятельности; составление алгоритма действий; использование различных оценочных шкал; большая накопляемость оценок. Недостатки данной модели:малый объём информации, охватываемый одним уроком;большой объём дидактического материала к одному уроку и, как следствие, затруднения в применении рассматриваемой модели на каждом уроке. Заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы.      Основная задача стадии «Вызов»      Вторая стадия урока «Осмысление» Например: классифицируйте и укажите основание для классификации; сравните; обобщите объекты; продолжите ряд, фразу; дополните ряд, определение; определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора; установите соответствие между процессами, явлениями; установите последовательность этапов, процессов, явлений. Заключительный этап «Рефлексия» Формы проведения рефлексии: «Вырази своё отношение к полученным знаниям» «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала» Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)» Синквейн Какие ассоциации вызывает у вас эта картинка?Почему лимон кислый?Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока.КИСЛОТЫ

ppt_y Какие ассоциации вызывают у вас эти картинки?Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока.АЛКЕНЫ

ppt_y Вставьте в текст пропущенные слова:1 Элемент находится в 3 периоде, 7 группе, главной подгруппе.2 Этот элемент хлор.3 Из строения атома следует, что элемент хлор типичный неметалл.4 Вещество хлор по физическим свойствам – газ желто- зеленого цвета, ядовит.5 По химическим свойствам хлор активно окисляет многие металлы и неметаллы, реагирует со сложными веществами.6 Хлор и его соединения применяют для дезинфекции помещений.Из вставленных вами слов сформулируйте тему урока.Тема урока: Хлор; строение атома,физические и химические свойства,применение.1 Элемент находится в 3 периоде, 7 группе, главной подгруппе.2 Этот элемент хлор.3 Из строения атома следует, что элемент хлор типичный неметалл.4 Вещество хлор по физическим свойствам – газ желто- зеленого цвета, ядовит.5 По химическим свойствам хлор активно окисляет многие металлы и неметаллы, реагирует со сложными веществами.6 Хлор и его соединения применяют для дезинфекции помещений.Из вставленных вами слов сформулируйте тему урока.Тема урока: Хлор; строение атома,физические и химические свойства,применение.


ЭкспериментПроведем опыты:1. Цинк и соляная кислота2. Железо и сульфат меди (II)3. Натрий и вода4. Магний и серная кислотаЧто объединяет все эти реакции?Определите число вступивших в реакцию веществ и число полученных веществ.Итак, тема урока:Реакция замещения.

«Осмысление»Попробуйте распределить реакции по всем изученным типам.CaO+H2O=Ca(OH)2PbO+SiO2=PbSiO3H2+Cl2=2HCl4Fe(OH)2+2H2O+O2=4Fe(OH)3Cu(OH)2=CuO+H2OCaCO3=CaO+CO2NH4Cl=NH3+HCl4HNO3=2H2O+4NO2+O24KClO3=3KClO4+KClCuSO4+Fe=FeSO4+Cu2KBr+Cl2=2KCl+Br2AgNO3+KBr=AgBr↓NaOH+HCl=NaCl+H2O4Al+3O2=2Al2O3+QN2+O2↔2NO-Q V2O5SO2+O2↔SO32NO+O2=2NO2 Поэтому первое, чему мы учимся, это решать задачи по алгоритму.Например, алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества:Последовательность действий:1. Прочитайте текст задачи.2. Запишите кратко условие задачи и требование с помощью общепринятых обозначений.3 Составьте формулу расчета массовой доли растворенного вещества.4. Рассчитайте массу раствора по формуле:m(р-ра)=m(в-ва) + m(воды);5. Вычислите массовую долю растворенного вещества по формуле.6. Запишите ответ.Программа по химии предусматривает развития умения решать задачи, для наших учащихся это в большинстве случаев затруднительно Сегодня на уроке я:Научился…Мне показалось важным…Я понял, что…Я почувствовал, что…Своей работой на уроке я:Доволен…Не совсем доволен…Я не доволен потому, что… Синквейн - способ творческой рефлексии в виде «стихотворения», написанного по определенным правилам:1 строка – одно существительное;2 строка – два прилагательных;3 строка – три глагола;4 строка – крылатая фраза;5 строка – одно существительное, которое выражает суть.Например:1 – водород;2 – бесцветный, легкий.3 – реагирует, восстанавливает, сгорает; 4 – в смеси с кислородом взрывоопасен;5 – газ.Далее следует взаимоопрос.Учащимся предлагается сформулировать поТеме 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса.Затем они опрашивают друг друга. Изменения, вносимые в образовательный процесс оказывают огромное влияние на ученика:повышается интерес к предмету;растет успеваемость;учащиеся могут проявить себя в новой роли;вырабатывается устойчивый навык к самостоятельной деятельности;создается ситуация успеха;урок работает на конкретного ученика, так как он работает в темпе, который оптимален для него.
ppt_y