Методическая разработка по литературному чтению А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»


Урок литературного чтения в 4 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
«Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»
Тема: А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами»,
«Сквозь волнистые туманы»


Цели урока.
Формировать представление о поэтическом образе, его чувствах, переживаниях;
развивать навык правильного, выразительного чтения;
расширять литературоведческие термины;
воспитывать любовь к Родине, к родной природе, к русской поэзии

Тип урока.
Комбинированный.

Планируемые результаты (предметные)
Формировать представления о русской истории, сравнивать произведения поэта, использовать литературоведческие термины (олицетворения, эпитеты), находить логические ударения, учиться понимать чувства поэта, соотносить текст произведения с музыкальной композицией, с картиной.
Личностные результаты
Проявлять доброжелательность, уважать чужое мнение, учиться сопереживать герою.

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные:понимать прочитанное произведение, правильно строить свою речь, использовать сравнение и обобщение, анализировать произведение, находить необходимую информацию в тексте.
Регулятивные: понимать и предлагать учебные задачи
Коммуникативные:уметь полно и точно выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.
Ход урока

1.Организационный момент.
Мотивирование к учебной деятельности. Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания
У. - Каждый человек, как патриот, глубоко любит свою Родину. А показать и выразить эту любовь можно по разному. Художники пишут чудесные картины, в которых показывают красоту родного края, композиторы сочиняют замечательную музыку, поэты и писатели пишут стихи, рассказы о Родине, о людях, прославляющих ее. Но что побуждает их к этому? Наверное, те чувства и переживания, которые они сами испытали. На предыдущем уроке мы читали стихи Пушкина. О чем они ?
Д. - О Родине, о природе, об осени.
У. -Давайте прочитаем их.
Дети читают наизусть стихи Пушкина «Осень» (отрывки), после чего дают характеристику чтению.
3. Актуализация знаний (воспроизведение имеющихся знаний)
У. – Что вы узнали о Пушкине?
Д. – Его любимое время года – осень.
У. – Почему вы так решили? Какие слова из стихотворений говорят об этом?
Дети подтверждают свои слова строками из стихотворений.

4. Подготовка к основному этапу урока. Постановка учебной задачи.
У. – Сегодня мы продолжим изучать творчество Пушкина. Как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке?
Д. – Познакомимся с новыми стихами Пушкина, будем учиться читать их выразительно, находить эпитеты, олицетворения и другие образы.
У. – А еще мы попытаемся понять те чувства, которые испытывает человек, находясь в разлуке с близкими людьми, с друзьями.

5. Усвоение новых знаний и способов действий.
У. – «Удивительный Александр Сергеевич» - так озаглавил свой очерк писатель Волков. Ребята подготовили интересные сведения, факты из жизни Пушкина.
Трое учеников пересказывают материал данного очерка. После прослушанного учитель задает вопросы.
У. – Что же любил в детстве поэт?
Д. – Игры, резвость
У. - Что особенного в характере Пушкина вы заметили?
Д. – Любил общение.
У. – И вот такой живой, с бьющейся энергией человек оказался в ссылке, в далекой глуши от живого мира. Вспомним стихи, которые мы учили в 3 классе.
Дети рассказывают наизусть стихи Пушкина «Зимний вечер», «Няне»
Прослушивание музыкального фрагмента из произведения Вивальди и рассматривание картины на тему «Зима»
У. – Какие картины вы представляли во время прослушивания музыкального произведения?
Д. – Зима. Метель. Снег.
У. – Мы прочитаем еще два отрывка из стихотворных произведений А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами» и «Сквозь волнистые туманы». Сравните. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Дети высказывают предположения.
Чтение произведения по учебнику.
Работа с текстом.
У. – Какую картину вы представляете?
- Достаточно ли только выразительно прочитать стихотворение?
Д. – Надо еще понять, прочувствовать, попытаться передать настроение автора.
У. – Что для этого необходимо сделать
Д. – Надо лучше разобрать стихотворение.
Чтение первого четверостишия.
У. – Найдите олицетворения, эпитеты.
Что автор говорит о луне? Почему она «пробирается»? Что автор усиливает этим словом? Зачем поэт дважды повторяет слово «печальный»?
Чтение второго и третьего четверостишия
У. – Почему зимняя дорога скучная? Какие звуки слышны?
Чтение последнего четверостишия
У. – Чем усиливается состояние тоски?
У. – Какие же чувства, настроение испытал Пушкин, находясь в ссылке? Каким было состояние души? Помогают ли эти стихи понять поэта?

6. Применение знаний и способов действий.
Работа с тетрадью на печатной основе
Найти и подчеркнуть олицетворения, указать рифмы.

7. Рефлексия
У. – Достигли ли мы поставленной задачи? Как бы вы оценили свою работу?

8. Домашнее задание.
Выучить наизусть один отрывок стр. 172- 173



























15