Программа внеурочной деятельности Земля — наш дом родной
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Харловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
ПРИНЯТО на МО воспитателей протокол от ________ № ____
Программа внеурочной деятельности
«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ»
(реализация программы «Духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по направлению «Экология. Краеведение )
Воспитатель Попова Татьяна Евгеньевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Задачи:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
формирование опыта природоохранительной деятельности; воспитание бережного отношения к растениям и животным.
Программа внеурочной деятельности «Зеленая планета» воспитательной работы первой группы составлена на основании:
Федерального Закона от 29декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ СО «Харловская СКОШИ»;
http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2012/07/04/rabochaya-uchebnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya
Программа внеурочной деятельности включает в себя два раздела:
О братьях наших меньших.
Природа – наш общий дом.
Программа ориентирована на детей в возрасте 7-10 лет.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Название общих тем и занятий
Цель занятия
Форма проведения
Вид деятельности воспитанников
1. О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
1.1
Мисс Кис-кис и мистер Мяу
Воспитание любви к кошкам.
Живая газета
Познавательное развитие.
1.2
Эти забавные животные.
Воспитание любви к животным и потребности их защищать.
Конкурсное мероприятие
Познавательное развитие.
1.3
Наш весёлый зоопарк
Воспитание бережного отношения к животным.
Игра-конкурс
Познавательное развитие.
1.4
О тех, кто плавает, летает, жужжит, мяукает и лает
Воспитание чувства близости к природе и сопереживания всему живому
Конкурс загадок
Познавательное развитие.
1.5
Птицы наших лесов
Развитие интереса к птицам, знакомство с родной природой.
Конкурс экологических репортажей
Познавательное развитие.
1.6
Всем знаком зверёк такой?
Формирование представлений о природе, ее красоте и многообразии
Игра-конкурс
Познавательное развитие.
1.7
Всякий зверь для леса важен
Формирование ответственного отношения к животным
Игра - презентация
Познавательное развитие.
1.8
Животные – герои книг
Воспитание потребности защищать природу и ее обитателей.
Час вопросов и ответов
Познавательное развитие.
1.9
Не дадим исчезнуть им
Воспитание чувства близости к природе и сопереживания всему живому
Путешествие по Красной книге
Познавательное развитие.
2.10
Берегите птиц зимой
Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание им помочь пережить зимний период.
Живая газета
Познавательное развитие
2. ПРИРОДА - НАШ ОБЩИЙ ДОМ
2.1
Оглянись вокруг
Развитие желание наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, зверей.
Обзор-путешествие
Познавательное развитие
2.2
Реки, речки и моря по земле текут не зря
Воспитание умения анализировать различные природные явления
Игра-экскурсия
Познавательное развитие.
2.3
Полна загадок чудесница-природа
Развитие устойчивого интереса к природе.
Конкурс знатоков природы
Познавательное развитие.
2.4
Природы милые напевы
Стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность
Обзор-путешествие
Познавательное развитие.
2.5
Мир пернатых и зверей ждёт поддержки от друзей
Воспитание чувства близости к природе и сопереживания всему живому
Эко-лекция
Познавательное развитие.
2.6
Мир вокруг большой и разный
Формирование представлений о природе, временах года, их цикличности
Игра-путешествие
Познавательное развитие.
2.7
Новости зелёного мира
Формирование представлений о природе, ее многообразии и изменчивости.
Информминутка
Познавательное развитие.
2.8
Я дружу с букашкой, птичкой и ромашкой
Воспитание чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Игра-экскурсия
Познавательное развитие.
2.9
Кто вокруг живёт, что вокруг растёт
Формирование представлений о природе, ее красоте и многообразии.
Обзор-путешествие
Познавательное развитие.
2.10
Чудеса из лукошка
Знакомство с миром грибов, рассказать о ядовитых грибах.
Экологическая азбука
Познавательное развитие.
2.11
Тайны зелёного леса
Стремление к познанию природы через познавательно-исследовательскую деятельность.
Игра-экскурсия
Познавательное развитие.
2.12
Чем можем, природе поможем
Формирование представлений о природе,
Экологический десант
Познавательное развитие.
2.13
Планета загадок
Развитие познавательного интереса.
Час вопросов и ответов
Познавательное развитие.
2.14
Что в огороде растёт?
Воспитание бережного отношения к природе.
Викторина
Познавательное развитие.
2.15
Чудо на подоконнике
Формирование умение ухаживать за растениями
Живая газета
Познавательное развитие.
2.16
Путешествие по экологической тропе.
Формирование системы экологических знаний и представлений
Экологическое путешествие
Познавательное развитие.
ВСЕГО 26 мероприятий.
Время реализации программы – один год.
Оборудование
ДВД – плейер
ПК
Раздаточный материал
Наглядная агитация (схемы, плакаты)
Презентации.
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к природе;
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, в селе;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
15