Программа внеурочной деятельности Земля — наш дом родной

государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Харловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»


ПРИНЯТО на МО воспитателей протокол от ________ № ____



Программа внеурочной деятельности
«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ»
(реализация программы «Духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по направлению «Экология. Краеведение )




Воспитатель Попова Татьяна Евгеньевна




2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло  необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Задачи:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
формирование опыта природоохранительной деятельности; воспитание бережного отношения к растениям и животным.

Программа внеурочной деятельности «Зеленая планета» воспитательной работы первой группы составлена на основании:
Федерального Закона от 29декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ СО «Харловская СКОШИ»;
http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2012/07/04/rabochaya-uchebnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya
Программа внеурочной деятельности включает в себя два раздела:
О братьях наших меньших.
Природа – наш общий дом.
Программа ориентирована на детей в возрасте 7-10 лет.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Название общих тем и занятий
Цель занятия
Форма проведения
Вид деятельности воспитанников

1. О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ

1.1

Мисс Кис-кис и мистер Мяу

Воспитание любви к кошкам.
Живая газета
Познавательное развитие.

1.2

Эти забавные животные.
Воспитание любви к животным и потребности их защищать.
Конкурсное мероприятие

Познавательное развитие.

1.3

Наш весёлый зоопарк

Воспитание бережного отношения к животным.
Игра-конкурс

Познавательное развитие.

1.4

О тех, кто плавает, летает, жужжит, мяукает и лает

Воспитание чувства близости к природе и сопереживания всему живому
Конкурс загадок
Познавательное развитие.

1.5

Птицы наших лесов

Развитие интереса к птицам, знакомство с родной природой.
Конкурс экологических репортажей

Познавательное развитие.

1.6

Всем знаком зверёк такой?

Формирование представлений о природе, ее красоте и многообразии
Игра-конкурс

Познавательное развитие.

1.7

Всякий зверь для леса важен

Формирование ответственного отношения к животным
Игра - презентация
Познавательное развитие.

1.8

Животные – герои книг
Воспитание потребности защищать природу и ее обитателей.
Час вопросов и ответов

Познавательное развитие.

1.9

Не дадим исчезнуть им

Воспитание чувства близости к природе и сопереживания всему живому
Путешествие по Красной книге

Познавательное развитие.

2.10

Берегите птиц зимой
 Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание им помочь пережить зимний период.
Живая газета
Познавательное развитие

2. ПРИРОДА - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

2.1

Оглянись вокруг

Развитие желание наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, зверей. 
Обзор-путешествие
Познавательное развитие

2.2

Реки, речки и моря по земле текут не зря

Воспитание умения анализировать различные природные явления 
Игра-экскурсия

Познавательное развитие.

2.3

Полна загадок чудесница-природа

Развитие устойчивого интереса к природе.
Конкурс знатоков природы

Познавательное развитие.

2.4

Природы милые напевы

Стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность
Обзор-путешествие
Познавательное развитие.

2.5

Мир пернатых и зверей ждёт поддержки от друзей

Воспитание чувства близости к природе и сопереживания всему живому
Эко-лекция

Познавательное развитие.

2.6

Мир вокруг большой и разный

Формирование представлений о природе, временах года, их цикличности
Игра-путешествие

Познавательное развитие.

2.7

Новости зелёного мира

Формирование представлений о природе, ее многообразии и изменчивости.
Информминутка

Познавательное развитие.

2.8

Я дружу с букашкой, птичкой и ромашкой

Воспитание чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Игра-экскурсия

Познавательное развитие.

2.9

Кто вокруг живёт, что вокруг растёт

Формирование представлений о природе, ее красоте и многообразии.
Обзор-путешествие
Познавательное развитие.

2.10

Чудеса из лукошка

Знакомство с миром грибов, рассказать о ядовитых грибах.
Экологическая азбука

Познавательное развитие.

2.11

Тайны зелёного леса

Стремление к познанию природы через познавательно-исследовательскую деятельность.
Игра-экскурсия

Познавательное развитие.

2.12

Чем можем, природе поможем

Формирование представлений о природе,
Экологический десант

Познавательное развитие.

2.13

Планета загадок

Развитие познавательного интереса.
Час вопросов и ответов

Познавательное развитие.

2.14

Что в огороде растёт?

Воспитание бережного отношения к природе.
Викторина

Познавательное развитие.

2.15

Чудо на подоконнике

Формирование умение ухаживать за растениями
Живая газета

Познавательное развитие.

2.16

Путешествие по экологической тропе.
Формирование системы экологических знаний и представлений
Экологическое путешествие
Познавательное развитие.

ВСЕГО 26 мероприятий.


Время реализации программы – один год.
Оборудование
ДВД – плейер
ПК
Раздаточный материал
Наглядная агитация (схемы, плакаты)
Презентации.

Предполагаемый результат:
ценностное отношение к природе;
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, в селе;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


15