Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Школа-наш дом (1 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадуйского муниципального района
«Кадуйская cредняя школа»
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета МБОУ «Кадуйская СШ»
«____» ________________2015 года
протокол № ____
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Кадуйская СШ»
от «___» ___________2015 года
№ ____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
духовно-нравственного направления
кружок «Школа – наш дом»
Составитель:
Волошина Татьяна Александровна,
Педагог дополнительного образования,
без категории
Срок реализации модифицированной
программы: 1 год
п. Кадуй2015 год
Пояснительная  записка
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Кадуйская СШ»  на внеурочную деятельность в 1 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 30 часов внеаудиторной занятости, учитывая все праздничные и каникулярные дни.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по внеурочной деятельности.
Данная рабочая программа адресована учащимся 1а, 1б классов общеобразовательной школы и рассчитана на 2015-2016 учебный год.
Специфика предмета:
Специфической особенностью занятий внеурочной деятельности является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты деятельности. Несложность заданий обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. Но возрастные особенности первоклассников не позволяют ставить перед ними слишком большие задачи, предлагать им дальние перспективы, требовать от них одновременно несколько направлений деятельности. Поэтому, работу с первоклассниками можно представить в виде кратковременных проектов. Каждый проект – это маленький шажок на пути к раскрытию творческих и коммуникативных способностей ребёнка, - это капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.
Структура программы:
Рабочая  программа по внеурочной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Цели программы:
развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Задачи программы:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
научиться критически мыслить.
Основные направления программы: Работа по модулям:
Искусство  общения
Познай себя
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления:
        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        
        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков;        
        • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам.        
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Ожидаемые конечные результаты  реализации программы:
На I уровне ученик имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных  моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
На II уровне    
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства  других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей;        
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;        
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.         
На III уровне имеет опыт: 
использования норм и  правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться  на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;        
адекватной  самооценки, ответственности за свои   поступки;
взаимодействия с взрослыми  и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
Содержание тем проектной деятельности (календарно-тематическое планирование)
Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год.
Всего: 30 часов, 1 час в неделю

Тема проекта. Содержание, методические приемы Кол-во
часов
Дата проведения занятия в 1А классе Дата проведения занятия в 1Б классе
1раздел Ознакомление. 7 ч. 15.09-27.10 18.09-29.10
1 Знакомство с детьми. Знакомство со школой. Рисунок «Школа – наш дом» 1 15.09 18.09
2 Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала, аппликация «Осень» 1 22.09 25.09
3 Игра «Будь внимателен», игра-драматизация «Все в порядке» 1 29.09 01.10
4 Игра «слово-творчество», дидактическая игра «Мы разные», упражнение «Что не так», уголок «хорошего настроения» 1 06.10 08.10
5 Беседа «Что такое классный уголок», оформление классного уголка 1 13.10 15.10
6,7 Беседа «что значит мое имя», Зачем люди придумали разные имена? Рассказ о происхождении имен. Как обратиться к незнакомому человеку? Кто взрослому? Кто такие «тезки»? Продолжение сказки о том, как ребенок забыл свое имя 2 20.10 22.10
27.10 29.10
2 раздел Доброта. 7ч. 10.11-22.12 12.11-24.12
8 Аппликация «Домик для цыпленка» с использованием геометрических фигур 1 10.11 12.11
9 Обсуждение понятия «доброта», стихотворение Николаенко Л. «Доброта», Добронравова Н. «Чтобы стало в этом мире завтра…», «Дарите людям радость». Песня «Если добрый ты…» 1 17.11 19.11
10 Рисунок «Я и мама» ко Дню матери 1 24.11 26.11
11 Беседа «Как помочь птицам зимой?», птичья столовая 1 01.12 03.12
12 Беседа «Зимняя красавица», аппликация «Елочка» 1 08.12 10.12
13 Разучивание новогодних песен 1 15.12 17.12
14 Повторение изученных песен к Новому Году 1 22.12 24.12
3 раздел Дружба 3ч. 12.01-02.02 14.01-04.02
15 Беседа «Дружба», рисунок «Я и мой друг» 1 12.01 14.01
16 Просмотр мультфильма «Простоквашино» 1 19.01 21.01
17,18 Беседа «Домашние животные». Рассказ «Мой ласковый и нежный зверь», рисунок любимого животного 2 26.01 28.01
02.02 04.02
4 раздел Праздники, спорт, сказки. 5ч. 16.02-15.03 18.02-17.03
19 Изготовление сувениров или открыток на 23 февраля 1 16.02
(2 часа из-за праздников)
18.02
20 Беседа «Здоровье», фотоколлаж «Я и спорт» 1 25.02
21 Стихотворения и песни к празднику 8 марта 1 01.03 03.03
22 Беседа «Герои русских народных сказок». Чтение сказок «Каша из топора», «Крошечка-Хаврошечка» 1 15.03
(2 часа из-за праздника) 10.03
23 Рисунок на тему «Сказка», русские народные игры «Волк и гуси», «Рыбка» 1 17.03
5 раздел Общеразвивающие беседы, игры, культура общения между детьми. 6ч. 22.03-10.05 24.03-05.05
24 Беседа «Главные праздники страны», рисунок «Любимый праздник» 1 22.03 24.03
25 Игра «Испорченный телефон», игры с мячом в кругу 1 05.04 07.04
26 Беседа «Каждая фамилия – история семьи», рисунок «Моя семья» 1 12.04 14.04
27 Мультфильм про школу «В стране невыученных уроков» 1 19.04 21.04
28 Культура общения между девочками и мальчиками. Кого можно называть другом? Обыгрывание различных ситуаций. 1 26.04 28.04
29 Беседа «Растения». Зачем они нам нужны? 1 10.05 05.05
30 Итоговое занятие. Оценка своей деятельности на протяжении всего учебного года. Выставка работ детей, выполненных за год. 1 17.05 12.05
Содержание:
1 раздел: Ознакомление: 7ч.
Знакомство педагога с детьми, знакомство детей друг с другом (с привлечением главного героя мультфильма «Лунтик»).
Инструктаж: Правила поведения в здании школы, а именно в кабинете, коридоре, столовой и библиотеке. Знакомство со школой, экскурсия по школе. Что такое школа? Зачем мы туда ходим? Что есть в школе? Основные кабинеты. Какая наша школа? Размер, цвет, количество этажей.
Результат – рисунок «Школа».
Экскурсия в осенний парк, сбор природного материала для аппликации «Осень».
Игры для сближения коллектива детей, для развития внимания, игры драматизации («Всё в порядке»), дидактическая игра «Мы разные», создание уголка «хорошего настроения». Беседы на тему: Что значит моё имя, Зачем придумали разные имена, Рассказ о происхождении имен. Как обратиться к незнакомому человеку? Кто взрослому? Кто такие «тезки»? Продолжение сказки о том, как ребенок забыл свое имя.
Раздел предполагает привить навыки сотрудничества с другими людьми, навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач, сближение детей, более близкое знакомство друг с другом, возможность дружбы.
2 раздел: Доброта: 7ч.
Разыгрывание ситуации о том, что животному негде жить, вызывая тем самым такие чувства у детей как жалость, доброта, забота, уважение. На основе этого создание аппликации «Домик для цыпленка» (с использованием геометрических фигур).
Обсуждение понятия доброта, прослушивание стихотворений Николаенко Л. «Доброта», Добронравова Н. «Чтобы стало в этом мире завтра…», «Дарите людям радость», песни «Если добрый ты…».
Рисунок ко Дню матери «Я и мама», воспитываем чувства любви, ласку, доброту к самому любимому и дорогому человеку на свете.
Беседа «Как помочь птицам зимой?», птичья столовая, изготовление кормушек для птиц по желанию ребенка дома самостоятельно.
Беседа «Зимняя красавица», аппликация «Елочка».
Готовимся к Новому Году. Разучивание новогодних песен.
3 раздел: Дружба: 3ч.
Беседа: Что такое дружба? С кем или с чем можно дружить? Люди (дети, взрослые), животные, деревья, книги, труд.
Прослушивание стихотворений и песен о дружбе людей и животных.
Беседа: Животные: домашние и лесные. Рассказ детей о своих любимых питомцах «Мой ласковый и нежный зверь», рисунок любимого животного.
4 раздел: Праздники, спорт, сказки: 5ч.
Праздники: 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день. Что это за праздники, История возникновения этих праздников, разучивание стихотворений и песен, изготовление сувениров и открыток к праздникам.
Беседа: Спорт. Что это такое? Зачем он нужен? Кто может заниматься спортом? На какие спортивные занятия ходят ребята? Любимые упражнения.
Создание фотоколлажа «Я и спорт».
Сказки. Что это? Откуда они появились? Кто такой главный герой? Беседа о героях русских народных сказках. Чтение сказок «Каша из топора», «Крошечка-Хаврошечка».
Рисунок на тему «Сказка», русские народные игры «Волк и гуси», «Рыбка».
5 раздел: Общеразвивающие беседы, игры, культура общения между детьми: 6ч.
Беседа «Главные праздники страны», рисунок «Любимый праздник».
Игра «Испорченный телефон», игры с мячом в кругу.
Беседа «Каждая фамилия – история семьи», рисунок «Моя семья».
Мультфильм про школу «В стране невыученных уроков».
Культура общения между девочками и мальчиками. Кого можно называть другом? Обыгрывание различных ситуаций.
Беседа «Растения». Зачем они нам нужны?
Итоговое занятие.
Оценка своей деятельности на протяжении всего учебного года. Выставка работ детей, выполненных за год.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д.  Проектная деятельность младших школьников                          Книга для учителя “Вентана-Граф”, 2008.
Список литературы,  используемой для составления программы.
Концепция модернизации Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.