Программа кружка по рукоделию


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
196634, г. Санкт-Петербург, п. Шушары (Славянка), ул. Изборская, д 4, к 2.
http://604spb.edusite.ru/, e-mail: shkola604@yandex.ruПринято
Педагогический совет ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга Протокол №10 от «28» декабря 2015 г. Утверждаю
Директор ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
_____________________ Е. И. Дерипаска
Приказ № 287-о/д от «30» декабря 2015 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СТУДИЯ КРОЙКИ И ШИТЬЯ
«МАСТЕРСКАЯ ЗОЛУШКИ»
Отделения дополнительного образования детей (ОДОД) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Социально-педагогической направленности
Возраст 10-15 лет
Срок реализации:1 год
Составитель программы:
Вершалович Жанна Владимировна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2016 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа по конструированию и моделированию одежды «Мастерская Золушки» социально-педагогического направления разработана на основе: примерной программы внеурочной деятельности О.А. Кожиной «Декоративно-прикладное искусство» (О.А. Кожина. Декоративно-прикладное искусство / О.А. Кожина. М.: Просвещение, 2010).Программа предназначена для учащихся в возрасте 10-15 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей. В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Видеть красоту предметов, аксессуаров, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, учащиеся смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить их в жизни и дома.
Актуальность
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Целью работы являются:
- воспитание художественного вкуса;
- стимуляции восприятия красоты окружающего мира и использование увиденного в новых комбинациях своих изделий;
- развитие навыков пошива красивой, удобной, модной одежды и моделирования различных фасонов поясных и плечевых изделий.
Особенностью работы кружка является закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на уроках трудового обучения, развитие способностей и творческого мышления, воспитание художественного вкуса. Занятия кружка несут в себе профориентационную направленность, что помогает учащимся в выборе профессии.
Задачи программы:
прививать познавательный интерес к созданию одежды;
формировать умения и навыки в пошиве одежды;
воспитывать художественный вкус, трудолюбие, целеустремлённость;
создавать условия для более полной и всесторонней реализации творческой активности, индивидуальных способностей.
Методы и приёмы обучения
Руководитель студии выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях студии:
объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;
репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
частично – поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для изготовления изделия;
исследовательский: творческая деятельность учащихся по решению выполнения работы;
практический: упражнения, практические работы, практикумы;
наглядный: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; метод «подмастерья»;
нестандартный: эстафета творческих дел, выставка, реклама, конкурс, выставка-презентация, игры.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Тема Количество часов
1 Вводное занятие. 2
2 История художественного оформления и моделирования одежды. 2
3 Художественное проектирование одежды. 4
4 Материаловедение. Ручные стежки и строчки. 6
5 Машиноведение. Машинные швы. 6
6 Технология изготовления поясных изделий. Конструирование поясных изделий 6
7 Моделирование поясных изделий. 6
8 Наименование деталей кроя. 2
9 Технологическая последовательность изготовления поясных изделий (пошив изделия) 40
10 Конструирование плечевых изделий. 8
11 Моделирование плечевых изделий 6
12 Наименование деталей кроя плечевых изделий 2
13 Технологическая последовательность изготовления плечевых изделий (пошив изделия) 34
14 Художественное оформление одежды народными узорами 8
15 Выполнение творческой работы. 10
16 Промежуточный контроль 2
Итого: 144 часа
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект.
Связь с современностью.
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану: эскиз, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления изделия.
Программой предусмотрен творческий проект по индивидуальной теме (по выбору), а также в нее включено участие в конкурсах и на выставках.
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Вводное занятие 2ч.
Задачи и примерная программа внеурочной работы. Литература, рекомендованная для чтения. Общие вопросы организации кружковой работы. Правила поведения в кабинете. Знакомство c материально-технической базой. Правила безопасности труда при работе c электрооборудованием, работающими от сети переменного тока. Правила безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками, утюгом. Оказание первой помощи при электротравме.
2. История художественного оформления u моделирования одежды 2ч.
История художественного оформления и моделирования одежды. Возникновение одежды. Первобытный костюм. Костюм древних народов. Костюм Европейского средневековья. Костюм Эпохи Возрождения. Костюм нового времени (17-18 в. в.). Костюм 20 в. Национальные костюмы.
3. Художественное проектирование одежды 4ч.
Художественное проектирование одежды различного ассортимента. Классификация одежды. Деление одежды по сезонам, на ассортиментные группы в зависимости от назначения. Ассортимент верхней одежды. Ассортимент одежды группы «платье костюм». Проектирование одежды. Методы проектирования. Особенности творческого процесса. Методы творчества, применяемые при проектировании одежды. Метод модульного проектирования. Муляжный метод проектирования. Проектирование единичных изделий, комплектов и ансамблей. Проектирование коллекций, этапы их разработки.
4. Материаловедение. Ручные стежки u строчки 6ч.
Краткие сведения o тканях и нитках. Льняные и хлопчатобумажные ткани. Полотняное переплетение нитей основы и утка. Технология выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый шов, петельный шов. Длина стежков в зависимости от количества перекрываемых нитей ткани, направление иглы вдоль нитей основы или утка. Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения.
Практическая работа. Технический рисунок простых швов. Зарисовка швов карандашом на миллиметровке c показом хода рабочей нитки на лицевой и изнаночной сторонах ткани. Освоение рабочих приемов выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов. Расчет длины стежка в зависимости от толщины основы и утка ткани.
5. Машиноведение. Машинные швы 6ч.
Заправка верхней и нижней нити, установка длины стежка, установка рабочего хода швейной машины. Технология выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов: стачкой, накладной c закрытым срезом, обтачкой, в подгибку c открытым срезом, c закрытым срезом. Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения.
Практическая работа. Технический рисунок простых швов. Зарисовка швов карандашом c показом хода рабочей нитки и расчетом длины стежка. Освоение рабочих приемов выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов. Расчет длины стежка в зависимости от толщины ткани.
6. Технология изготовления поясных изделий. Конструирование поясных изделий 6ч.
Построение чертежа основы конструкции прямой юбки. Особенность конструкции юбки в круговую складку. Особенность конструкции юбки в сборку. Особенность конструкции юбок типа «солнце», «полусолнце». Построение чертежа основы конструкции брюк.
Практическая работа. Снятие мерок и построение чертежа основы юбки. Конструирование брюк c учетом телосложения и возраста. Снятие мерок и построение чертежа основы брюк.
7. Моделирование поясных изделий 6ч.
Цели и задачи моделирования юбок. Моделирование юбок c учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуального строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и последовательность разработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж.
Практическая работа. Разработка конструкций моделей юбок c различными конструктивными линиями. Конструирование брюк c учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуального строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и последовательность разработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж. Разработка конструкций моделей брюк c различными конструктивными линиями.
8. Наименование деталей кроя 2ч.
Название, наличие, направление нитей деталей кроя. Припуски на свободное облегание по линиям.
9. Технологическая последовательность изготовления поясных изделий (пошив изделия) 40 ч.
Технологический процесс изготовления юбок на швейных предприятиях при массовом и индивидуальном производствах.
Понятие o технологической операции. Разбивка обработки деталей на технологические операции. Техническая документация на изготовление изделия (образец, стандарты или технические условия и техническое описание).
Технические условия на раскрой и правила проверки соответствия выкроенных деталей лекалам. Технические условия на соединение основных деталей. Контрольные знаки и правила их совмещения. Влажно-тепловые работы. Дефекты при выполнении операций.
Практическая работа. Подготовка ткани к раскрою и раскрой изделия. Примерка. Обработка и соединение основных деталей юбок. Анализ качественных показателей готовых изделий: современного внешнего вида, хорошей посадки на фигуре, устойчивости форм, приданных изделию конструктивным решением и технологической обработкой. Технологический процесс изготовления брюк на швейных предприятиях при массовом и индивидуальном производствах. Понятие o технологической операции. Разбивка обработки деталей на технологические операции. Техническая документация на изготовление изделия (образец, стандарты или технические условия и техническое описание). Технические условия на раскрой и правила проверки соответствия выкроенных деталей лекалам. Технические условия на соединение основных деталей. Контрольные знаки и правила их совмещения. Влажно-тепловые работы. Дефекты при выполнении операций.
Практическая работа. Подготовка ткани к раскрою и раскрой изделия. Примерка. Обработка и соединение основных деталей брюк. Моделирование брюк c учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуального строения фигуры. Анализ качественных показателей готовых изделий: современного внешнего вида, хорошей посадки на фигуре, устойчивости форм, приданных изделию конструктивным решением и технологической обработкой.
10. Конструирование плечевых изделий 8ч.
Конструирование плечевых изделий c учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуального строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и последовательность разработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж.
Практическая работа. Снятие мерок и построение чертежа, основы плечевых изделий.
11. Моделирование плечевых изделий 6ч.
Моделирование плечевых изделий c учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуального строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и последовательность разработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж.
Практическая работа. Разработка конструкций моделей (3-4) прилегающего и прямого силуэта c различными конструктивными линиями. Преобразование втачного зауженного к низу рукава. Построение и моделирование отложного и цельнокроеного воротников и манжет.
12. Наименование деталей кроя плечевых изделий 2ч.
Название, наличие, направление нитей деталей кроя. Припуски на свободное облегание по линиям.
13.Технологическая последовательность изготовления ночной сорочки (пошив изделия) 34ч.
Технологический процесс изготовления плечевых изделий. Понятие o технологической операции. Разбивка обработки деталей на технологические операции. Технические условия на раскрой и правила проверки соответствия выкроенных деталей лекалам. Технические условия на соединение основных деталей. Контрольные знаки и правила их совмещения.
Влажно-тепловые работы. Дефекты при выполнении операций.
Практическая работа. Подготовка ткани к раскрою и раскрой изделия. Принципы и последовательность разработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж. Анализ качественных показателей готовых изделий: современного внешнего вида, устойчивости форм, приданных изделию конструктивным решением и технологической обработкой.
14. Художественное оформление одежды народными узорами 8ч.
Народные узоры: татарские, удмуртские и русские.
Практическая работа. Выполнение шаблона, эскиза для узора; вышивка, аппликация
15. Выполнение творческой работы 10ч.
Индивидуальные консультации школьников по вопросам тем творческих работ.
Практическая работа. Выполнение творческих работ. Оформление на них соответствующей технической документации.
16. Итоговое занятие. Промежуточный контроль 2ч.
Проверка знаний, полученных за период обучения Подведение итогов работы внеурочной деятельности за учебный год.
Демонстрация законченных изделий, отбор лучших для участия в выставке творчества. Поощрение наиболее активных учащихся.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа работы творческого объединения рассчитана на 1 год. Объединение комплектуется из учащихся в возрасте 10-15 лет. Количество учащихся в группе для освоения программы – 15 человек.
Занятия групп проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, всего 144 часа в год.
Продолжительность учебного часа – 45 минут.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Перечень оборудования, технических средств, учебно-методических материалов (инструменты, материалы и приспособления)
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) Количество, шт.
Дидактический материал по теме программы: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия, инструкционные и технологические карты. -
Чертежи, схемы, базовые сетки изделия, выкройки; дидактические игры для повышения мотивации. -
Гладильная доска. 1
Утюг. 2
Учебная доска. 1
Инструменты: ножницы; набор швейных игл (ручные и машинные); линейка закройщика; метровая линейка; раскройные мелки; сантиметровая лента; булавки; столы и стулья; ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества.-
Эскизы будущих изделий, журналы мод 10
Манекен 2
Телевизор 1
Оверлок2
Столы ученические 10
Стулья ученические 20
Машинки швейные бытовые 10
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Вся работа в объединении направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:
- знать историю развития одежды;
- выполнять выкройки по схемам;
- выполнять простейшие швы;
- владеть приёмами работы с тканью и мехом;
- выполнить несколько изделий и оформить их самостоятельно;
- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
Система оценки результатов освоения образовательной программы:
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия (часть занятия). Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:
- текущая оценка достигнутого самим ребенком;
- оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах и т.д.;
- реализация творческих идей.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
1. «Шьём из лоскутков.» ВНЕШСИГМА АСТ. МОСКВА 2000.
2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. технология творчества. Курск 1995.
3.Т.И.Ерёменко Е.С. Забалуева «Технология ручной вышивки» МОСКВА «Просвещение» 2000.
4. Т.И.Ерёменко «Рукоделие» МОСКВА ЛЕГПРОМБЫТИЗДАТ 1992.
5 Пономарев Я. А. психология творения-М.: Моск. Психолого-социал. ин-т; Воронеж, 1999.
6. Журналы: «Валентина», «Диана», «Лена».
7. Н.В. Ерзенкова «Искусство красиво одеваться» Рига 1993.
8. «Энциклопедия для женщин» «Идеал», 1993 Ассоциация «Астор».
9. Разумный В.А. Художественная педагогика-М.: Ин-т переподготовки работников иск-ва, культуры и туризма, 1999.
10. Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник-М.: Высш. шк., 2002.
Литература для детей:
1. «Шьём из лоскутков» ВНЕШСИГМА АСТ. МОСКВА 2000.
2. Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить-М.: Просвещение, 1989.
3. Т.И.Ерёменко Е.С. Забалуева «Технология ручной вышивки» МОСКВА «Просвещение» 2000.
4. Т.И.Ерёменко «Рукоделие» МОСКВА ЛЕГПРОМБЫТИЗДАТ 1992.
5. Журналы: «Валентина», «Диана», «Лена», журналы мод.
6. Н.В. Ерзенкова «Искусство красиво одеваться» Рига 1993.
7.Для вас, девочки! Сборник / Сост. Т.И. Махалова. – Новосибирск: Дет. лит, 1993.
8. Труханова А.Т. Технология лёгкой одежды-М.: Высшая школа, 2000.