Конспект урока литературного чтения по теме Зимняя дорога. А. С . Пушкин, 4 класс, Гармония


Урок литературного чтения, 4 класс, Гармония
Тема: А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

Цели урока:
продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения)
совершенствовать все навыки чтения: сознательность, беглость, правильность, выразительность.
развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом.
воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего урока
Начнём урок с проверки домашнего задания. Кто желает выразительно рассказать выученное стихотворение? Остальных я попрошу быть внимательными слушателями, а потом выбрать лучшего чтеца.
Изучение нового материала
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального поэта , сказочника А.С. Пушкина (1799 – 1837)
Что вы помните о жизни и творчестве А.С. Пушкина?
Семья Пушкина принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Кроме Александра у Пушкиных были дети - старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Поэтому в воспитании помогала знаменитая няня Арина Родионовна. В 12 лет Александр был отвезен учиться в Царскосельский Лицей под Петербургом. Именно там он почувствовал себя поэтом. Пушкин прожил короткую жизнь, но то, что он успел сделать, хватило бы на несколько больших жизней.
В своих произведениях Пушкин открывает неповторимую прелесть родной природы. Много стихотворений он посвятил зиме.
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне...
Это отрывок из стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке.
Подготовка к восприятию темы
А) Составление кластера
Что вы знаете о зиме? Какие явления природы сопутствуют этому времени года?
Б) Восприятие музыкальной темы
Прежде, чем перейти к чтению, я хочу, чтобы вы прослушали один музыкальный отрывок.
Звучит музыкальная композиция: П. И. Чайковский "Времена года. Зима"
Что вы слышите? Какое время года рисует ваше воображение?
(Зима. Скрип полозьев, свист вьюги, треск льдинок под ногами)Во времена Пушкина уже существовали автомобили? (Нет)
На чем передвигались люди по зимней дороге? (На санях, запряженных лошадьми)

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Что вам представляется? (картина зимней дроги, бесконечной, длинной)
Какое время года описывает автор? (ночь)
Какое настроение передают лирические строки? (печальное, грустное, одинокое)
Как вы думаете, в каком темпе нужно читать это стихотворение? Почему?
Чтобы выразительно прочитать стихотворение недостаточно его просто выучить наизусть. Поэтому определите задачу на урок. Научиться анализировать, чувствовать и передавать настроение автора стихотворения.
Можно ли по названию предположить, о чём это стихотворение, его настроение?
Пушкину приходилось много ездить. Наиболее надёжным средством передвижения была конная упряжка. Зимой лошадей запрягали в сани. Дальние переезды совершались чаще всего на тройках, т.е. в упряжке из трёх лошадей. Длительной и утомительной была каждая поездка, особенно в зимнюю и осеннюю непогоду. Однообразно позвякивал колокольчик, подвязанный к дуге или лошадиной шее. Медленно тянулась упряжка от одного верстового столба к другому.
Послушайте, я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь почувствовать настроение.
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Какое чувство выразил поэт? Докажите.
Какой вы представляете себе зимнюю дорогу, слушая стихотворение А. С. Пушкина?
Присутствуют ли яркие краски на вашей картине?
Словарная работа
Какие слова вам были непонятны? Попробуем их объяснить.
Кто поработает со словарём и найдёт нам определение слова борзая?
Ямщик – кучер на государственной службе для почтовых перевозок, перевозок людей.
Разгулье – буйное веселье, весёлое времяпрепровождение.
Борзая – бойкая, проворная, скорая, резвая, прыткая.
Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.
Одне — устаревшая форма слова одни.
Вёрсты – (объяснение в учебнике + картинка)
ФизминуткаЧтение стихотворения учащимися и анализ стихотворения
Прочитайте стихотворение шепотом, проговаривая каждое слово.
Сколько отдельных картин вы видите?
Прочитайте первую картину.
О чем она?
Для чего автор дважды повторяет одно и то же слово? Чтобы передать состояние героя с первых строк.
Какой приём использует Пушкин в этом четверостишии?
Образ живого человека, его качества переносят на неживой предмет.
Приём олицетворения «печальные поляны». Могут ли поляны быть печальными? Найдите ещё одно олицетворение? «луна льёт свет».
Какие туманы видит писатель? Можно сказать, что он их сравнивает с морской волной?
Прочитайте строчки быстро, громко. А теперь эти же строки медленно, спокойно. Как надо читать эти строки? Где сделать паузу?
Прочитаем второе четверостишие.
Расскажите, какую картину представили?
Куда обращает свой взгляд поэт? Какие звуки он слышит?
Какие слова передают грустное, тоскливое настроение героя? (скучной, однозвучный, утомительно)
Как вы понимаете однозвучный? Подберите синоним этому слову. (однообразный, монотонный)
Передайте переживание поэта, читая эти строки.
Прочитайте следующее четверостишие.
В этих строчках Пушкин сопоставляет настроения лирического героя и ямщика. То веселье, то тоска.
Как только он затянет о «разгулье удалом», автор вспоминает свои веселые прошлые деньки. То зазвучит в песне ямщика «сердечная тоска» и сразу все самое больное всплывает в памяти, и от этого сердце рвется на части.
Почему автор применил многоточие? (оставил недоговоренной скрытую грусть).
Какие слова нужно выделить голосом в этих строчках?
Кто покажет, как выделить голосом смену настроения героя.
Прочитайте последние строчки стихотворения.
Какую картину вы видите? (черная хата, глушь, снег — во всем холод и одиночество)
Но верстовые столбики хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается.
С какой целью автор дважды использует многоточие? (многоточие выражает чувства бесконечного одиночества, зловещей тоски).
Прослушивание аудиозаписи
Откройте тетради на стр.31. Прослушивая стихотворение, сделайте в тетради пометки, где нужно сделать паузы, подчеркните слово, которое надо выделить голосом.
Работа над выразительностью
Прочитает стихотворение выразительно, соблюдая паузы, тон, темп, настроение...
Выразительное чтение четверостиший по цепочке.
Кто готов прочитать всё стихотворение с выражением? (анализ и оценка чтения)
Работа с образами
Учитель использует наборные рисунки и составляет картину по ответам учащихся.
Сейчас мы вслушаемся в музыку стихотворения и попробуем себя в роли художников. Обратите внимание на то, что Пушкин описывает ночь. Какие цвета нам понадобятся?
Учащиеся читают стихотворение, на полотне появляются образы луны, полян, тройки, верстовых столбов, ямщика, колокольчик..Итог урока
Какие мысли и чувства вложил автор в это произведение? Передайте их во время чтения.
К чему призывает нас автор? (Понимать душу человека, видеть боль, сострадать ему). Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир человека.
Научитесь преодолевать невзгоды, ведь за черной полосой, всегда будет белая, как на верстовом столбике.
Подведение итогов и выставление оценок
Какие мысли и чувства вложил автор в это произведение? Передайте их во время чтения.
К чему призывает нас автор? (Понимать душу человека, видеть боль, сострадать ему). Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир человека.
Научитесь преодолевать невзгоды, ведь за черной полосой, всегда будет белая, как на верстовом столбике.
9. Домашнее задание
1) Выучить стихотворение наизусть.
2) Нарисовать пейзаж по мотивам стихотворения.