Физическое развитие школьников средствами хореографии


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Существуют интересные данные о физическом развитии школьников на примере одного города с 1880 по 1962 годы. Сравнивая развитие детей школьного возраста на примере г. Глухова более чем за 80 лет, автор приходит к выводу, что, несмотря на годы войны, физическое развитие школьников значительно улучшилось, чего нельзя сказать о состоянии осанки. Процент школьников, имеющих нарушения осанки, остаётся высоким. Причём наименьший процент школьников, имеющих нарушения осанки наблюдался среди детей 7-9 лет, а наибольший среди детей 1 1-13 лет. За последние сорок лет эта картина не только не улучшилась, а, наоборот, продолжает ухудшаться.
По итогам всероссийской детской диспансеризации, проведённой в апреле-мае 2002 года, более чем у половины детей, охваченных профилактическими осмотрами, отмечены различные отклонения в состоянии здоровья
По данным научного центра здоровья детей РАМН, в настоящее время у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорнодвигательного аппарата, 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% страдают от гиподинамии. Число детей, имеющих нарушение осанки, с 1996 по 1999 гг. увеличилась на 17 случаев (на 1000 осмотренных), со сколиозом — на 5 случаев. Диагноз «сколиоз» в дошкольных учреждениях в 1999-2000 гг. имел каждый 100-й (на 1000 осмотренных) ребёнок, а концу школы количество детей со сколиозом возросло более чем в З раза.
Овладение любым видом искусства требует больших волевых усилий. Овладение искусством танца требует ещё и больших физических усилий. Надо работать над развитием пластичности и выразительности движений, над укреплением суставно-мышечного аппарата тела, над правильной постановкой спины, головы, рук, ног. Танцор тогда хорош, когда достиг точности, свободы, эластичности и координации движений — именно этими качествами определяется выразительность танца. Трудно представить себе танцора с сутулой спиной или опущенной головой. Почему же такие доступные средства хореографии так редко используются в наших школах при формировании идеала физического совершенства человека? 7-9 лет - наиболее благоприятный возраст для начала занятий хореографией. И если, именно в этом возрасте предоставить детям возможность дополнительных физических нагрузок, особенно занятий танцами, целенаправленно формирующих осанку и воспитывающих привычку двигательной активности, то можно свести к минимуму риск нарушения осанки в 11-13 лет, а привычка к физическим нагрузкам исключит гиподинамию.
Обучение детей хореографии представляет собой динамический процесс. На каждом из его этапов должно быть выделено основное, ведущее звено, определяющее целостность и эффективность преподавания. На первоначальном этапе обучения таким ведущим звеном является формирование осанки и воспитание чувства ритма. Правильно сформированная осанка и развитое чувство ритма позволит реализовать задачи последующих этапов: развитие координации движений, эмоциональности исполнения, темповых и силовых параметров организма.
В хореографии существует такое понятие, как «балетная осанка». В основе этого понятия лежит общее представление о «нормальной» (правильной) или «физиологической» осанке человека, существующее в анатомии. «Нормальная» (правильная) осанка предполагает гармоническое строение человеческого тела, симметричность его частей, В правильной осанке вертикальная ось тела (или линия тяжести) начинается от середины темени и, проходя через общий центр тяжести тела (расположен в области таза, примерно на уровне второго-четвёртого позвонков), оканчивается впереди голеностопных суставов на середине площади опоры.
В формировании балетной осанки участвует весь организм ребёнка. Таким образом, балетная осанка — это выработанная в соответствии с профессиональными требованиями манера держать своё тело в статике и в динамике в пространственных и временных условиях. Осанка характеризуется гармонией пропорций, форм и линий тела, пластичностью и художественной выразительностью движения, поз. Именно «балетную» осанку надо иметь в виду как идеал при работе по формированию осанки школьников.
Работая над формированием осанки у детей, необходимо учитывать, что рост и развитие их происходят непрерывно, а темпы роста и развития не всегда совпадают, поэтому осанка постоянно меняется.
Исходя из основной задачи — формирование осанки — нами определены задачи первого этапа (начальная школа) обучения:
1. укрепление общефизического состояния учащихся;
2. развитие двигательных функций: гибкости корпуса, выворотности ног, шага, прыжка и т.д.;
3. исправление некоторых недостатков осанки, а именно: сутулости, асимметрии лопаток, увеличенного прогиба в поясничном отделе позвоночника, «куриной груди» и т.д.;
4. постановка корпуса, ног, головы, рук (основа равновесия);
5. овладение первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность всех частей тела в пространстве и времени, что позволяет точно выполнить любое задание.
В основу метода обучения танцу детей положено изучение собственного тела, знание его и умение работать с ним через взаимодействие ритма, речи, их собственного шума и движения. Именно так ребенок начинает чувствовать: «Я умею танцевать!» - уже после нескольких первых занятий.
Осознанность обучения связана с ознакомлением ученика с его физическим аппаратом, что даёт ему возможность различать «подъём», «столу», «голеностоп», «колени», «бёдра», «плечи», части руки и т.д. Знание аппарата поможет ученику быстрее осваивать новые движения.
С самого момента рождения ребенок постоянно учится и делает открытия. Он открывает для себя окружающий мир, собственное тело и языки (язык общения с родителями и язык тела). Это означает, что должна существовать связь между познавательным обучением и моторной памятью. Как только ребёнок произносит первые слова, он постоянно развивает свой вербальный язык, испытывает его, придумывая новые слова или переиначивая знакомые, играет с ним, пополняя и расширяя свои языковые возможности. С помощью звуков, слов, словосочетаний ребёнок называет предметы, явления, чувства, действия. Хорошо освоив возможности слова, ребёнок начинает с ним импровизировать. Подобно освоению родного языка, ребёнок осваивает своё тело, изучает его возможности, чтобы в дальнейшем не только овладеть сознательным контролем над ним, но и научить его «говорить».
В детском танце, наполненном невербализированным мыслительным процессом и чувствами, постепенно образуется особое содержание и форма. дети, отставшие в своём развитии из-за неблагоприятных условий воспитания или неспособности родителей, часто <(зажаты» и в движении, что часто, в свою очередь, оказывает влияние и на их умственное развитие. На восполнение развития с помощью движения направлена эвритмия Р. Штайнера (по-гречески: еи=красиво; гhythmos = равномерность). Лечебная эвритмия - это терапия движением, которая закономерности речи/звуков превращает в движение. Её развитие берёт своё начало в 1921 году с прочитанного Р. Штайнером курса для врачей и одновременно клинико-терапевтического испытания под врачебным наблюдением Иты Вегман. движения воздействуют прежде всего на ритмические процессы тела, особенно на циркуляцию и дыхание, так как каждый орган и система органов находится в функциональной взаимосвязи со всем организмом через кровообращение и дыхание. С помощью эвритмических движений можно воздействовать как на отдельные органы, так и на всю моторику, на неврологические, психосоматические или психические нарушения.
Движение — естественное желание ребёнка, самое первое и интенсивное средство выражения его воли. двигаясь, ребёнок вступает во взаимодействие с пространством и с окружающей средой, постоянно делая открытия о возможностях своего тела как инструмента движения. Чем больше ребенок занимается изучением собственного тела, тем больше у него возникает желания расширить свои возможности. Реальность понять, осмыслить, проанализировать и оценить эти возможности появится только потом. Нигде взаимное воздействие психического и физического состояния не является столь очевидным, как у танцующего ребенка. Оно проявляется в движениях с различной мотивировкой и в одновременно меняющемся эмоциональном состоянии. Учителю необходимо знать, принимать и использовать естественную детскую мотивацию к свободному и интенсивному движению. Под руководством учителя, почти незаметном для них самих, дети способны проделать большой объём настоящей работы. Помимо незаметной тренировки тела в соответствии с анатомическими способностями, дети будут проделывать упражнения, оттачивая двигательную активность, изучая ориентацию в пространстве, иногда сознательно двигаясь в одном из трех измерений и с самого начала обучаясь параметрам движения. В раннем возрасте ребенок не осознает все те цели, которые преследует учитель, поэтому, прежде всего, приходит счастье и наслаждение в танцевальном движении, удовольствие от жизни и совместного движения, радость от собственных тел и их двигательных возможностей.
Черёз некоторое время ребенок открывает собственное совершенствование в технике танца, что означает способность влиять на бессознательное движение, и это также приносит радость. Если урок носит характер разнообразного, постоянно обновляемого мотивированного действия, как большинство подвижных игр, ребенок легко воспримет интенсивные неудобные для его тела упражнения, поскольку они являются продолжением общей канвы урока. Постепенно тело становится знакомым и послушным, и чем раньше мы привьем ребенку способность к исследованию, действию и разрешению конфликтов движения, тем раньше он познает радость открытия и совершенствования своего тела и пространства, всех достоинств прекрасного движения, что, в свою очередь, поможет обрести уверенность в своих силах, веру в неограниченность возможностей человеческого тела, появится стремление к красоте и гармонии.Движение - один из ведущих факторов развития живого организма. Через движение ребёнок познаёт мир, с движением связано здоровье человека, У младших школьников потребность в движении ещё удовлетворяется, несмотря на учебную нагрузку. В подростковом возрасте, как показывают гигиенические обследования, уровень двигательной активности резко уменьшается, и, прежде всего, из-за увеличения объёма учебных занятий. Уроки физкультуры только частично восполняют этот недостаток. Если подросток не занимается дополнительно спортом или хореографией, это часто влечёт за собой замедление развития ряда двигательных функций, общее нездоровье, психологические срывы и т.д. Между тем, подростковый возраст располагает большими потенциальными возможностями для совершенствования двигательного аппарата, которые школа не может удовлетворить двухчасовыми уроками физкультуры.
Основу костной системы, как известно, составляет позвоночник. У новорожденного хрящевой ткани в костной системе значительно больше, чем у годовалого ребёнка. Процесс окостенения разных отделов конечностей происходит от года до 13 лет. Толщина компактного слоя трубчатых костей продолжает увеличиваться до 18 лет. Сращение костей таза происходит в несколько этапов: к 7-8 годам происходит сращение лобковой и седалищной костей, к 14-16 годам все кости таза первоначально сливаются в одну в области вертлужной впадины, а затем окончательно в других отделах к 20-25 годам.
Хрящевая ткань примерно в 10 раз легче сжимается и растягивается, чем костная ткань. Это обстоятельство имеет особое значение для такой проблемы, как формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Недостаточная гибкость - одна из причин, которая затрудняет координацию движений, а иногда и способствует появлению травм. Обычно различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений в суставах под воздействием внешних сил. Активная гибкость отражает величину подвижности в суставах под воздействием силы тяги мышц, обслуживающих именно данный сустав.
Подвижность в суставах повышается лишь до определенного возраста. Подвижность позвоночника, плечевого и тазобедренного суставов особенно интенсивно повышается у младших школьников. В 12-14 лет показатель подвижности в суставах возрастает на 1-5 угловых градуса, а после 16-17 лет уже происходит снижение подвижности в указанных суставах.
С возрастом изменяются соотношения мышечно-сухожильных компонентов за счёт наращивания сухожильного компонента и соответственно повышения прочности крепления к костям. У детей в 6-7 лет сухожильносвязочный аппарат, например, мышц спины ещё довольно слабый, что может способствовать появлению нарушений осанки. К 12-14 годам характер мышечно-сухожильных соотношений приближается к состоянию взрослых людей, но соединительные структуры сформированы ещё не окончательно.
Формирование двигательных навыков происходит у детей до 2-х лет на основе длительного многократного повторения. У более старших детей начинает формироваться механизм образования новых двигательных актов «с места» и в дальнейшем данный двигательный механизм становится всё более значительным. Об этом свидетельствует развитие у детей к 6-7 годам способности движения путём подражания. Это создаёт оптимальные возможности формирования двигательных навыков и сокращает время обучения любому движению.
Окончательное формирование всех структур двигательного аппарата завершается у детей в школьном возрасте. Точность перемещения в различных суставах прогрессивно улучшается от 7 до 12 лет.
К подростковому возрасту более заметно проявляется различие в показателях силы между мальчиками и девочками. Становится более заметной асимметрия развития двигательных качеств правых и левых конечностей, с преимуществом силы мышц ведущих конечностей. У большинства детей правая рука сильнее по пространственным и временным показателям. Преимущество одностороннего развития гораздо реже наблюдается у детей, занимающихся хореографией, так как все упражнения, как правило, повторяются с двух ног/рук (правой и левой). Так же и при проучивании различных поворотов и верчений: движения выполняются вправо и влево. Очень хорошо «подтягивают» возможности «не ведущей» конечности к возможностям «ведущей» упражнения экзерсиса классического танца. Трудно отрицать, что равномерная координация всех конечностей имеет огромное значение в быту и труде.
Правильное, ловкое исполнение движения зависит от того, как ребёнок готовится к его выполнению: соответствующим образом настраиваются функции зрительно-моторной системы, перераспределяется тонус мышц, обеспечивая результативность движения. На уроках хореографии на помощь приходит музыкальное вступление к любому упражнению: оно активизирует и концентрирует подготовку. Наиболее интенсивное совершенствование функций, обеспечивающих предварительную оценку времени начала действий, происходит в период от 7-8 до 11-12 лет. Именно воспитанию этой функции отводится основное время на уроках хореографии в начальной школе.
Способность дифференцировать мышечные усилия особенно интенсивно развивается с 11 до 16 лет, захватывая весь подростковый период. С возрастом происходит совершенствование управления мышечной активностью.
В этот период обучения (основная школа) основными задачами уроков хореографии становятся:
1. развитие координации движения;
2. точность выполнения движения;
З. повышение экономичности биоэнергетических затрат при выполнении движения;
4. развитие мышечной памяти;
5. эмоциональное и характерное исполнение танцевальных комбинаций.
Наибольший прирост в точности воспроизведения движений приходится на 11-12 лет. Меньше ошибок в движениях с амплитудой более 50 градусов. За счёт интенсивного развития в 7-11 лет двигательных функций, обеспечивающих быстроту движений (частоту, скорость движений, время реакции т.д.), подростки очень хорошо адаптируются к физическим нагрузкам и могут добиваться отличных результатов в хореографии и спорте. Занятия хореографией и спортом на любительском уровне - оказывают значительное влияние на физическое развитие: более равномерно развивается скелет, укрепляется мышечный корсет, увеличиваются амплитуда и скорость движений, развивается физическая выносливость. Всё это отражается на общем развитии ребёнка, способствуя успешности обучения, развитию коммуникативных навыков, что, в свою очередь, способствует воспитанию уверенности в собственных силах.
Работу двигательного аппарата обеспечивают многие системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, обменные процессы и т.д. В этой связи представляют интерес данные о развитии силы дыхательных мышц у детей и подростков. Сила дыхательных мышц с возрастом увеличивается. Наиболее интенсивный прирост этого показателя происходит с 10-12 лет до 15-17 лет.
Дыхание есть один из основных физиологических процессов живого организма, и совершается этот процесс в основной автоматически, рефлекторно. Маленькие дети, увлёкшись чем-либо, часто задерживают дыхание, «забывают» дышать. Это особенно опасно при физических нагрузках, когда организму необходим интенсивный приток кислорода. У людей с нетренированным дыханием под влиянием волнения и различных эмоций ритмичность и нормальная частота дыхания легко нарушается: дыхание становится учащённым.
При большой физической нагрузке нетренированное дыхание теряет свой ритм, что создаёт определённые проблемы: организм не может своевременно ликвидировать возникающий при этом недостаток кислорода, и в результате человек ощущает нехватку воздуха.
Преподавателем Московского академического хореографического училища Е.Я. Поповой, на основе системы дыхания О.Г. Лобановой, разработана система постановки и тренировки дыхания в хореографии. Элементы этой системы можно использовать на уроках хореографии в школе.
Предлагаемая система основывается на том, что сознательное управление дыханием является произвольным актом, но оно может быть в широких пределах автоматизировано. Произвольные акты, например, при обучении определённым двигательным навыкам, вначале бывают сознательными, требуют большого внимания, однако впоследствии, по мере освоения движений, переходят в форму привычек.
Нельзя забывать и о том, что дыхание должно быть носовым, так как при дыхании через рот вместе с воздухом вдыхается пыль, микроорганизмы, раздражающие слизистую оболочку рта и провоцирующие воспалительные заболевания дыхательных путей.
Способы воспитания навыков правильного дыхания существуют и в танце модерн. В основу этих способов положены принципы восточной дыхательной гимнастики.
Двигательная деятельность растущего организма не только условие его всестороннего физического и умственного развития, но и способ познания окружающего мира. Физические упражнения, а в особенности танцевальные упражнения, исполняемые под музыку, нормализуют эмоциональную неустойчивость и дискоординацию движений, наблюдаемую нередко у подростков. Подростковый возраст — это важнейший период, когда с помощью средств физического, в том числе хореографического, воспитания можно гармонизировать развитие растущего организма, уравновесить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие и подготовить почву для достижения в юношеском возрасте высокой работоспособности в любой сфере деятельности, активной жизненной позиции.