Статья Проектная деятельность на уроках информатики


Проектная деятельность на уроках информатики
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.А. А. Хромов
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Хочется, чтобы каждый урок был особенным, запоминающимся. Поддержанию и развитию познавательного интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Успех в современном мире во многом определяется способностью организовать свою жизнь, как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащегося – проектной деятельности.
Работа учителя в процессе преподавания информатики направлена на конкретную цель – сформировать у учеников определенные, согласованные с программой, знания и умения по каждой теме школьного курса информатики. Благодаря использованию метода проекта это возможно сделать на более высоком творческом, индивидуальном уровне. В процессе работы над проектом у обучающихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или программой.
Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность обучающихся на протяжении урока, недели, месяца или года. Такая работа формирует навыки самообразования ребят и состоит из нескольких этапов:
➢  подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;
➢  исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей)
➢  реализация проекта;
➢  защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности обучающихся).
Правила успешности проектной деятельности 1. В команде нет лидеров. Все дети равны. 2. Команда не соревнуется. 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую Очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
При выборе темы проекта, по моему мнению, не надо навязывать детям определенную тематику будущей работы. Ведь выбор темы это одно из составляющих первого этапа разработки проекта. При этом обучающиеся должны сами определить название и подобрать материал, который позволит проиллюстрировать основные возможности той программы, на которой будет создан проект. Разнообразие областей деятельности, для которых создаются проекты, демонстрирует личные интересы и приоритеты обучающихся.
Деятельность бывает процессная и проектная. Процессная – это институциональная, т.е. в рамках действующих наборов отношений. Например, передача знаний учителем, получение знаний учащимися в процессе обучения в школе на уроках. Деятельность бывает проектная. Иногда невозможно достичь нужного результата в процессной деятельности и тогда прибегают к проектной деятельности.
Процесс – это регулярно повторяющаяся последовательность операций, потребляющая ресурсы и создающая некий результат, ценный для потребителя.
Проект – это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный оригинальный результат.
Таким образом, различий между процессом и проектом по сути два: уникальность/повторяемость выполнения последовательности действий, и уникальность/повторяемость результата.
Процесс, это набор уроков по предмету, по завершению которого учащиеся получили готовый продукт – знания. Проект – набор мероприятий, создающий уникальный продукт, например доклад-исследование на конференцию.
В своей работе я использую несколько видов проектной деятельности:
1. Исследовательские. Целью данного типа проектов является глубокое изучение проблемы, постановка целей, задач исследований, выдвижение гипотезы, нахождение путей решения проблемы, подготовка и защита доклада. Как правило исследовательские проекты направляют учащихся на решение реальных научных проблем. Данный тип проектной деятельности способствует профессиональному самоопределению;
2. Творческие. Целью проектов является сбор и анализ информации, ее оформление в виде макетов, плакатов, газет.
3. Информационно-поисковые. Цель проектной деятельности заключены в сборе и анализе информации, подготовки и защите проектов. Такие проекты носят реферативный характер, становятся источником дополнительных знаний при подготовке к конкурсам и олимпиадам.
Имеют место интегрированные проекты, охватывающие задачи как информационно-поисковых, творческих, так и исследовательских работ.
Проектная деятельность развивает следующие умения и навыки у школьников:
Рефлексивные умения: 
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?Поисковые (исследовательские) умения: • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)• Умение находить несколько вариантов решения проблемы• Умение выдвигать гипотезы• Умение устанавливать причинно-следственные связиУмения и навыки работы в сотрудничестве: • Навыки коллективного планирования• Умение взаимодействоать с любым партнером• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач• Навыки делового партнерского общения• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группыМенеджерские умения и навыки: • Умение проектировать процесс (изделие)• Умение планировать деятельность, время, ресурсы• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)Коммуникативные умения: • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.• Умение вести дискуссию• Умение отстаивать свою точку зрения• Умение находить компромисс• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.Презентационные умения и навыки: • Навыки монологической речи• Умение уверенно держать себя во время выступления• Артистические умения• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении• Умение отвечать на незапланированные вопросы.
В ходе изучения информатики учащиеся создают следующие проекты: «Генеалогическое древо моей семьи», «Газетная полоса», «Школьная газета», «Великие фамилии». «Геометрическое решение уравнений в Excel», «Электронный психологический тест», «Решение систем линейных уравнений различными методами», «Решение уравнений различными методами», «Словарь», «Создание простейших баз данных», « Старинные профессии», «Создание мультимедийной энциклопедии».
Деятельность по созданию проектов позволяет учащимся добывать глубокие знания и умения в исследуемой области, анализировать и обобщать их, планировать свои действия, применять на практике, познавать метапредметные связи различных научных циклов, что в конечном итоге приводит к формированию ключевых компетенций школьников.
В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения, он развивает творческие способности школьников и дает возможность для самовыражения.
Список используемой литературы
Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – М.,  - 1985.
Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. http://psyedu.ru/view.php?id=84. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Э.С. Ларина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 155 с.
Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. — 67с.
Смолина Л.В.. Применение современной методологии продуктивного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ // Сб. трудов н-пр.конференции ОГПУ – март 2006.
Хуторской А.В.. Методика личностного ориентированного обучения. М., Владосс-пресс, 2005, с.55.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М., 2003.
Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдес». – 2002. -2 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.