Проект на тему: Развиваемся вместе


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 г. Ржев

Принято Утверждаю
На заседании педагогического совета Заведующий МДОУ д/с № 19 г. Ржева
Протокол № ___ Суверженко Е.М..
«____» _____________ 20____ г. «____» _____________ 20____ г.


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развиваемся вместе»
«Лэпбук - как форма совместной деятельности
педагога, детей и родителей»
на 2016-2017 учебный год
Совершенствование системы сотрудничества логопеда с семьей как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка речевыми нарушениями

Составила:
учитель-логопед Махова Елена Викторовна

Ржев 2016 г.
Актуальность. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет
целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Речь также является важным компонентом в качестве , творчества.
Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они  проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
С каждым годом число детей логопатов увеличивается. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.
   Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей..
Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.  При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности.
При прохождение курсов повышения квалификации, изучая новые педагогические технологии, обнаружила очень интересную идею использования в своей работе совершенно нового, интересное незаменимое дидактического пособия - лэпбук. Его можно использовать как в дошкольном учреждении с воспитанниками, воспитанниками и их родителями, воспитанниками и воспитателями, так и дома в круге семьи и близких родственников. Лэпбук – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это сравнительно новое средство обучения через особую форму организации учебного материала или своеобразная форма детской отчетности, представляющее собой самодельную книгу, в которой в сжатом виде собраны материалы по изучаемой теме.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий
Цель создания Лэпбук – попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность педагогов, родителей и детей, т.е. развитие сотрудничества и партнерских отношений между семьей и дошкольным учреждением.
Чтобы процесс обучения был еще более эффективным предполагается использование ведущей системы запоминания: 1.Визуалам ,детям с хорошей зрительной памятью, стоит включить фантазию и представить материал красочно оформленный, можно в виде мультфильма, клипа, презентации. 2.Аудиалам ,детям с хорошей слуховой памятью), желательно проговорить то, что они пишут, рисуют и услышать как бы «звуки» событий или предметов. 3.Кинестетам, кому важны тактильные ощущения и слабовидящим детям. Таким детям лучше всего двигаться во время изготовления Лэпбука, менять позы, «держаться за предметы» разных фактур. 4.Дискретам , дети опирающие на логику, предстоит систематизировать материал, что поможет увидеть суть и обнаружить взаимосвязи.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. 
Создание   лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых при дальнейшем обучении
В ходе логопедической работы необходимо:
помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В связи с этим разработка данного проекта «Развиваемся вместе» стала актуальной.
Срок проведения:  9 месяцев.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели.
Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи. повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, через использование лэпбука – как средства обучения дошкольников с НР в условиях ФГОС.
Задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
выяснить образовательные потребности родителей, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка, повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Развиваемся вместе» и проведение мастер-классов по изготовлению лэпбуков;
создать лэпбук совместно с воспитателями, родителями и детьми по лексической теме;
составить и выпустить  периодический детско-родительский журнал «Речевые капельки»;
создать логопедическую копилку для родителей «Что за чудо-папка!»;;
выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи;
заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»;
воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции.
Инновационность данного проекта заключается в поэтапном, заинтересованном включении родителей и детей в коррекционно-развивающее пространство группы и может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями групп и родителями
Ожидаемые результаты:
Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя». Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов .  Для детей        
умеют по своему желанию или с помощью взрослого собирать умеют по своему желанию или с помощью взрослого собирать информацию по изучаемой теме;
повторяют пройденный материал в любое удобное время;;
умеют самостоятельно и с помощью взрослого использовать творческие способности и креативность при выполнении заданий;
развивают мелкую моторку
Для родителей: 
положительная оценка деятельности ДОУ; 
готовность и желание помогать ДОУ; 
активизация педагогического потенциала родителей;
приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и особенно в летнее время;
чувство удовлетворенности от совместного творчества. 
Для педагогов        
положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации, повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы; 
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
Для ДОУ 
благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ.
Возможные риски:
 трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ. Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Формы работы с родителями: анкетирование родителей; выступления на родительских собраниях; проведение мастер классов; Наглядно-информационные формы: папки-передвижки; оформление уголка логопеда в каждой возрастной группе; ведение странички логопеда на сайте садика; папки домашних заданий (на выходной), буклеты для родителей, выпустить  периодический детско-родительский журнал «Речевые капельки», создать логопедическую копилку для родителей «Что за чудо-папка!»;;

Модель взаимодействия участников проекта «Лэпбук - как форма
совместной деятельности педагога, детей и родителей»


















Реализация проекта предполагает работу по III этапам.
1 этап подготовительный (информационно-аналитический).
Осознание проблемной ситуации, выбор темы и выработка необходимых условий для реализации проекта, раскрытие смысла и содержания предстоящей работы с учетом ФГОС и речевых возможностей воспитанников.
Задачи:
Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
Создание рабочих групп по интересам.
Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
Легкие упражнения для языка и губ выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности
2 этап основной (практический).
Задачи:
Использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания;
Развитие речевых навыков у детей с речевой патологией с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов.
Активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс посредством совместного изготовления с детьми творческого продукта проектной деятельности (лэпбука).
Средства и методы проекта:
проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
создание информационно-методического стенда «Развиваемся вместе», на сайте детского сада (2 раза в месяц, теоретический и практический материал);
сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Представление создать логопедическую копилку для родителей «Что за чудо-папка!»;.
«Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков».
Выпуск журнала «Речевые капельки» 1 раз в 3 месяца.
Рубрики журнала:
Для любознательных родителей.
Беседуем и играем - речь развиваем.
Почитай-ка.
Наши руки не для скуки.
Анонс.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка
3 этап заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей, через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге;
Выявление проблем взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) и повышения результативности коррекционно-развивающей и просветительской работы;
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми
Опыт работы по данной теме представить для учителей-логопедов города.
Родителям, которые не смогли посещать клуб «Развиваемся вместе», будут предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки.
Перспективный план реализации проекта:
заключается в том, что предложенная система взаимодействия учителя-логопеда и родителей с детьми, как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающего процесса и способствует освоению законными представителями эффективных приемов работы с целью преодоления нарушений речи.
N
п/п
Срок
Формы и
методы работы
Содержание работы
Результат
Ответственный

1. этап
до 15 сентября



сентябрь
1. Анкетирование родителей




2. «Лэпбук - как форма совместной
деятельности педагога, детей и родителей»
Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
 Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.
 Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.
Анкета для родителей
Учитель-логопед

2. этап
Октябрь
Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Организация и проведение мероприятий с детьми и родителями в рамках мастер-классов по изготовлению лэпбуков».
Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей.
Учитель-логопед


Ноябрь
Семинар-практикум
 «Пальчиками играем речь развиваем
Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей
Учитель-логопед


Декабрь
Консультация
 «Речевое дыхание основа правильной речи»
Тематическая консультация с практической частью.
Протокол проведения консультации, отзывы родителей.
Учитель-логопед


Январь
«День открытых дверей»
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.
Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.
Учитель-логопед, воспитатели


Февраль
Мастер-класс
 «Научитесь слышать звуки»
Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей
Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.
Учитель-логопед


Май
Праздник красивой и правильной речи
Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях
Протокол проведения праздника, отзывы родителей
Учитель-логопед
 Муз. рук-ль


Ежемесячно
«Ваш домашний логопед»
Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.
Картотека игр и упражнений
Учитель-логопед


Еженедельно
Индивидуальные консультации
Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам
Журнал регистрации консультаций для родителей
Учитель-логопед


Ежемесячно

Организация мастер-классов для родителей.
Организация выставок изготовленных
лэпбуков.
Привлечение родителей к подбору
демонстрационного и дидактического
материала для создания лэпбука.
Протокол проведения
Выставки
Учитель-логопед,
Воспитатели, родители


Два раза в месяц
Оформление информационно-методического стенда «Развиваемся вместе» и сайте детского сада
Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Учитель-логопед


1 раз в 3 месяца
Выпуск журнала «Речевая полянка»
Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Учитель-логопед

3.этап
Май
Мониторинг
 (анкетирование)
 работы логопеда с родителями
Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
Анкета для родителей



Май
Мониторинг детей
Выявление уровня речевого развития детей
Логопедическая диагностика



Май
Участие в педагогическом совете МДОУ
Презентация проекта




Список литературы
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию
грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и
воспитателей.- СПб., 2007.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М., 1997.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с
нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб:, 2004.
4. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим
недоразвитием речи 3 уровня./ Логопед. 2004. №1.- с.34- 40.
5. Грибова О.С, Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи у
учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.,1992.
6. А.Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
7. Гербова О.Е. Развитие речи 4-6 лет: Учеб. нагл. пособ.- М., 2003.
8. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки
речевого развития у дошкольников.- М., 2000.
9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического
строя у дошкольников с ОНР.- СПб.,2001.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников.- СПб., 1999.
11. Максаков А.И., Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М., 2005.
12. Максаков В.А.Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.,2005.
13. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М., 1993.
14. Рахимова Ж.Т. Проявление ОНР у детей 6-ти летнего возраста, и пути
коррекции его в условиях массового обучения / Дефектология. 1988. №7.
15. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми
нарушениями речи.- М.,1980.
16. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.-
М., 2003.
17. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Основы логопедической
работы с детьми- М., 2005.
18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5-ти
летнего возраста с ОНР - М., 1991.
19. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург,
1996.
20. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Совершенствование связной речи. - М., 1994.
21. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного
возраста.- М.,1999.
22. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.
23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Москва,
«Издательство ГНОМ и Д», 2000.
24. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: - М., 2000.
25. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей.








[Введите название документа]


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215



Учитель-логопед

Педагоги
ДОУ


Воспитатели


Родители

ребенок







Педагог-психолог МАДОУ МО гРисунок 1Педагог-психолог МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад 170"15