Технологическая карта по литературному чтению на тему: В.В.Бианки Мышонок Пик (3 класс)


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Технологическая карта пробного урока по литературному чтению, проведенного в 3 «в» классе.
Фроловой Алины Сергеевны
Место проведения: МБОУ СШ №22
Дата проведения: 01.03.2017г.
Руководитель - консультант:
Мищенко Татьяна Николаевна
__________________________
Руководитель - наставник:
Кравцова Анжелика Ивановна
__________________________
Заведующая педагогической практикой:
Мастеренкова Инна Ивановна
__________________________
Оценка: _________________________
Волгодонск
2017г.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: В. В. Бианки. «Мышонок Пик».
Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. В. Бианки.
Задачи:
Познавательная: формировать у учащихся эстетическую оценку событий и персонажей, обучать элементам характеристики персонажей, способствовать дальнейшему раскрытию художественного смысла произведения.
Развивающая: развивать умение учащихся работать с текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе через художественное слово, прививать доброе отношение ко всему живому.
 Оборудование: интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки двух цветов для самооценки (синий цвет - «Могу дать другой верный ответ») и оценивания ответов учащихся (красный и зеленый цвета), «Толковый словарь», презентация «В. В. Бианки «Мышонок Пик».
Формируемые УУД:
Познавательные: способность активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в группе;
Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения; самоопределение, смыслообразование.
Ход урока
Технология проведения урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Планируемые результаты
1.Орг. момент Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Дифференцированно садятся.
Слушают. Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения; самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
2. Актуализация ранее полученных знаний. Мы продолжаем чтение произведения известного российского писателя, с которым вы познакомились на прошлом уроке. Назовите ФИО.
Прочитайте слова. Выберите те из них, которыми можно сказать о Бианки.
Ученый, поэт, путешественник, писатель, краевед, учитель, рассказчик.
Итак, кто же он, Виталий Бианки?
Правильно, о Бианки можно сказать всеми этими словами. Конечно, поэт – это автор стихотворных строк, но поэтами называют и тех, кто пишет и прозаические выразительные произведения. Бианки работал и учителем, он много путешествовал, изучал природу родного края и писал о ней. В.В. Бианки - талантливый рассказчик, писатель – это вы почувствовали по тем главам, с которыми уже познакомились.
- Прочитайте следующую группу слов. Скажите, что они называют.
Рассказ, сказка, повесть, стихи.
- Правильно, эти слова называют жанр, вид произведения. Какое произведение мы читаем?
Каким словом его назовем?
- Да, определить трудно. Это мы сделаем к концу урока.
Виталий Валентинович Бианки
Могут затрудниться с ответом.
Мышонок Пик.
Могут затрудниться с ответом. Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в группе;
Познавательные: способность активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3. Чтение и анализ произведения.
Словарная работа.
4. Итог
5.Рефлексия А сейчас мы отправимся в путешествие с мышонком Пиком на своем корабле. Как у каждого путешественника у нас будет карта путешествия.
И первый остров, на который мы прибыли называется «Мореплаватель».
(Работа над главой « Как мышонок Пик попал в мореплаватели»)
Нашей задачей на данном острове является доказательство того, что мы достойны быть мореплавателями, а для этого вспомним содержание главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».
Какое слово в названии главы указывает на сказочность содержания?
Слово «мореплаватель» уже само по себе сказочно, так как оно – из мира жизни человека. Такой рассказ из жизни животных делает его живым, выразительным, понятным.
Давайте перечитаем первую главу и охарактеризуем отношение брата и сестры к мышонку, выбрав нужные слова: неприязненное, доброе, сочувственное, жестокое.
Чтение по ролям.
Итак, какие слова характеризуют отношение брата к мышонку?
А сестры?
А вы на чьей стороне? Почему?
Можно ли увидеть автора в отношении к главному герою?
Что ребята делали на берегу?
Почему мышонка стали звать Пиком?
Как вы думаете, почему сестра не разрешила убивать мышонка?
Что она придумала?
Как мышонок стал мореплавателем?
Давайте прочитаем, как это случилось.
Ребята, вы справились с задачей на этом острове, доказали что вы достойны стать мореплавателями.
Тем временем мы подплываем к следующему острову под названием «Кораблекрушение».
Как настоящие мореплаватели вы должны знать, почему может возникнуть кораблекрушение.
Что нужно сделать, чтобы его избежать?Проверим, как вы умеете это делать, используя знания главы «Кораблекрушение».
Беседа:
Как вы думаете, испугался  ли мышонок, оказавшись на кораблике?Умел ли он защищаться от врагов?
Кто хотел погубить мышонка?Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки? Удалось ли Пику выбраться из воды?Как он это сделал?( Докажите словам из теста)
Да, ребята, вы умело можете избегать кораблекрушения, пройдя через самые сложные рифы.
А что же такое рифы?
А что произошло с мышонком дальше, мы вспомним на следующем острове под названием «Страшная ночь».
Можно ли по названию определить, что произошло с мышонком?
Как же мышонок учился стать взрослым, чему учился?(Докажите словами из текста)
Почему так называется глава: «Страшная ночь»?
Что помогает ему все выдержать?
Прочитаем отрывок, который можно назвать «Мышонок и лягушонок». Подумаем, зачем писатель Бианки написал эти суровые, жестокие слова.
Чтение вслух: от «Кто-то скакал…» - до «… В её разинутой пасти».

Что он хотел, чтоб мы узнали?
Знаете ли вы, что настоящий капитан должен уметь читать карту, чтобы умело вести свой корабль?– Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям? Я приготовила
рисунки по главе «Страшная ночь». Определите и прочитайте отрывок, к которому относится каждый рисунок.– Вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю, что вы могли бы, как настоящие капитаны читать карту.
А что такое карта?
Молодцы!
Остров «Отдохнем-ка» физ.минуткаВышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
Садимся!
Теперь прочитайте название нашего следующего острова.
Как вы думаете, почему такое название дал автор хвостику и шерстке Пика?
Давайте найдем в тексте слова, характеризующие хвост мышонка.
Но враги бывают разные. И от некоторых бывает трудно спастись. И следующий наш остров, вы, наверное, уже догадались….
Такое выражение вам, конечно, знакомо. Откуда?
- Кого Бианки так назвал?
- Перечитайте строки о встрече с ним.
Скажите, что помогло мышонку спастись?
Молодцы, ребята! Наше путешествие подходит к концу. И последний наш остров называется «Продолжение».
Понравилось ли вам путешествовать по морю с мышонком?– Каковы ваши предположения о дальнейшей судьбе мышонка?
- Хотели бы вы прочитать продолжение этой сказки и узнать, что случилось с мышонком Пиком потом?– Почему наша последняя станция называется «Продолжение»?
- Ребята, какое же это произведение по жанру?
Если б вам пришлось встретиться с таким мальчиком, как герой сказки Бианки, что бы вы ему сказали? Какой совет дали? Прав он или нет?
Д.з.
Дифференцированный подход:
- Найдите данное произведение в библиотеке, прочитайте его, подготовьте пересказ понравившейся главы.
- Составьте свою карту – картинный план к главам, которые мы прочитали.
Покажите тот смайлик, который характеризует ваше настроение после урока. Внимательно слушают.
Мореплаватель.
Мышонок назван мореплавателем, а его так называемое путешествие – плаванием на корабле.
Читают.
Неприязненное, жестокое.
Доброе, сочувственное.
Ответы уч-ся.
Имя Пик передает забавное отношение; слова «мышонок», «…открыл розовый ротик…» выражают теплое, ласковое чувство.
Ответы уч-ся.
Читают последний абзац главы.
Ответы уч-ся.
Риф - резкое надводное или подводное возвышение морского дна на мелководьях, препятствующее судоходству.
Трудно ему пришлось, ему было очень страшно.
Учился искать сам еду.
Оказался в незнакомом месте, один; встретился с незнакомцами, не знал, чего от них ожидать; вокруг – странные звуки и страшные события: на его глазах змея поедает лягушонка.
Осторожность, терпение, способность накапливать силы, умение приспособиться.
Писатель хочет показать, как трудно детенышам в мире природы выживать: они слабы и беззащитны. Малышей всегда жалко.
да
устанавливают соответствие
КАРТА-уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли (или ее части) на плоскости.
«Хост-цеплялка и шерстка- невидимка»
Хвост помогает ему зацепиться, ухватиться, а шерстка как и хвост, спасала мышонка, делала его невидимым благодаря окраске.
Хвост у него был длинный, гибкий и цепкий.
«Соловей- разбойник»
Былина «Илья-Муромец и Соловей –разбойник».
Птицу – сорокопут.
Сообразительность
Ответы учащихся.
Это сказка, сказка познавательная, сказка о природе, о жизни зверей и птиц.
Познавательные: способность активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в группе;
Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения; самоопределение, смыслообразование.
Познавательные: способность активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в группе;
Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения; самоопределение.
Познавательные: способность активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в группе;
Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения; самоопределение, смыслообразование.