Игровое занятие Волшебное перо


Составитель: Майструк Ольга Леонидовна
План – конспект совместной деятельности педагога-психолога и воспитанников подготовительной группы с ОВЗ «Перо Птицы Счастья»
Цели:
1)развитие способностей к эффективному общению;
2) расширение представлений о способах повышения настроения, избавления от негативных эмоций.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
1) коррекционно-развивающие: развивать способность детей адекватно выражать свои эмоции; стимулировать речевую активность, положительные высказывания детей по отношению друг к другу; создать благоприятный психологический климат в детском коллективе; развивать способность к согласованному взаимодействию, сотрудничеству, произвольность, умение корректировать импульсивность и гиперактивность; интерес детей к нетрадиционной технике рисования – рисование пальчиками; способствовать сохранению и укреплению психического здоровья детей; поддерживать внимание и интерес к художественному слову (загадки, письмо);
2) коррекционно-образовательные: формировать умение договариваться друг с другом, планировать свои действия; помогать детям видеть и признавать достоинства своих сверстников; способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами; формировать способность детей с помощью изобразительных средств регулировать свое настроение, навыки самоконтроля, умение снимать психомышечное напряжение;
3) коррекционно-воспитывающие: воспитывать внимательное отношение друг к другу и окружающим; стремление приходить на помощь в трудных ситуациях; чувство прекрасного, позитивное отношение к результатам своего творчества.
Занятие направлено на то, чтобы вызвать желание детей оказать помощь другим в сложной ситуации, интерес к творческой деятельности; предполагает развитие способности к согласованному взаимодействию, произвольному поведению, выражению негативных проявлений социально приемлемыми способами.
Методы и приемы: игровые упражнения, совместное разукрашивание контурных изображений, мини – беседы, интонационные этюды, психодиагностическое упражнение «Разноцветные бабочки», рисование, релаксация.
Материалы и оборудование: перо сказочной птицы с прикрепленным к нему письмом – свитком, бумажные перья; цветные карандаши, пальчиковые краски, влажные салфетки; два шнура, обруч; бумажные рукавички с узорами, разрезанные картинки разноцветных бабочек, песочные часы; листы бумаги с изображением страшных физиономий и клякс (на каждого ребенка); две банки (ведерки) - одна с водой, украшенная «слезинками», вторая - яркая и красочная, стаканчик; мольберты; листы бумаги прямоугольного формата для «мостика»; подушки (на каждого ребенка); ковер; магнитофон, музыкальные диски с записями звука бьющегося стекла и релаксационной музыки.
Примечание: П - психолог
Ход занятия:
1. Приветствие
Упражнение «Поздороваемся необычным способом»
Цель: создание благоприятного психологического климата.
П. приглашает детей в музыкальный зал и предлагает встать в круг.
Он спрашивает детей: «Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? А как? Сейчас я предлагаю вам поздороваться необычным способом. По моей команде вы будете здороваться друг с другом частями тела: плечо с плечом, ухо с ухом, локоть с локтем, нос с носом, спина со спиной…(дети выполняют упражнение)
2. Основная часть
Слышится звон бьющегося стекла (запись).
2.1. Чтение письма
П. подходит к окну и обнаруживает там красивое перо павлина с привязанным к нему свитком: «Ребята, посмотрите, какое – то перо попало к нам, а вместе с ним - письмо! Давайте его прочтём!». Педагог разворачивает свиток и зачитывает текст: «Приветствую тех, кто держит в руках мое послание. К вам обращается Птица Счастья. Много веков я приносила людям счастье, исполняла их заветные желания. Но недавно со мной случилась беда. Налетела на меня огромная злая птица орлица, и в неравном бою я потеряла много своих волшебных перьев. Мне удалось вырваться и спастись. Но перья разлетелись по свету, утратили свой прекрасный цвет, форму, а главное, они потеряли способность помогать людям и приносить им счастье! Умоляю, найдите потерянные перышки, верните им красоту, и тогда они снова будут приносить людям счастье и спокойствие, а я вновь обрету способность помогать людям».
П.: «Ребята, меня очень взволновало это письмо. А какие чувства испытывали вы, когда слушали послание Птицы Счастья? Как вы понимаете, что такое счастье? Какого человека можно назвать счастливым? Поможем Птице Счастья найти её пёрышки?» (дети отвечают на вопросы педагога)
Совместно с детьми психолог принимает решение пойти на поиски потерянных перьев: «Но, прежде чем отправиться в путь, нам нужно разбиться на пары, чтоб помогать друг другу».
2.2. Игра «Найди пару»
Цели: развитие умения договариваться между собой; коррекция импульсивности; формирование навыка работать в парах.
П. раздает детям контурные изображения рукавичек с разными узорами.
(Дети находят пару своей рукавичке и раскрашивают карандашами на них узоры, предварительно договорившись с товарищем о цвете узора).
П. спрашивает детей: «Трудно ли вам было договариваться друг с другом? А теперь я хочу пожелать вам доброго пути! Отправляемся на поиски перьев нашей Птицы Счастья!»
Примечание: дети идут по залу вместе с психологом. На пути у них - пропасть и навесной мост (4 шнура на полу, а между ними листы картона - «мостки» на каждого ребенка, психолога и один лишний).
2.3. Упражнение «Над пропастью»
Цель: развитие умения действовать согласованно, соблюдать правила поведения в определённой ситуации.
П. сообщает детям о первом препятствии: «Ребята, а вот и первое препятствие: нам нужно преодолеть пропасть по дощечкам навесного моста. Нужно быть осторожными и дружными, действовать как одна команда».
П. предлагает детям передавать друг другу последний листок - «мосток», класть его впереди и таким образом передвигаться дальше.
(Дети идут по «мосткам» за педагогом, но на половине пути «мостки» заканчиваются. Под последним «мостком» дети находят первое «перо» (контурное изображение пера) и отдают его педагогу).
Вместе с психологом дети продолжают путь.
2.4. Упражнение «Заколдованный круг»
Цели: коррекция импульсивности, развитие умения сосредотачиваться.
Педагог: «Ой, что это? (на полу в обруче разложены листочки с загадками)».
Таинственным голосом П. сообщает: «Это заколдованные друзья Птицы Счастья. Мы можем расколдовать их, и найти еще одно перо, если будем отвечать все вместе после такого сигнала: каждый, кто знает ответ, должен показать мне ладонь, затем сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Только когда вы все так сделаете, то вместе ответите на загадку шепотом».
Психолог читает загадки:
Что за человечек
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный?
Кто же это? (Буратино)
Два розовых уха
И розовый хвостик,
Ходил с Винни-Пухом
Он к Кролику в гости. (Пятачок)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите мне имя ее… (Красная шапочка)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто – то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
Мальчик в джунглях очутился
И с волками подружился,
И с медведем, и с пантерой,
Вырос сильным он и смелым. (Маугли)
Многим долго неизвестный,Стал он каждому дружком,Всем по сказке интереснойМальчик-луковка знаком.Очень просто, хоть и длинно,Он зовется ... (Чиполлино)
- «Ой, посмотрите, мы нашли еще одно перо! Идем дальше!»
(Дети внимательно слушают и отвечают вместе шепотом после сигнала.
Под листом бумаги внутри обруча дети находят «перо»).
Примечание: вместе с психологом дети подходят к столам, на которых находятся разрезанные картинки разноцветных бабочек.
2.5. Психодиагностическое упражнение «Разноцветные бабочки»
Цель: выяснение внутреннего эмоционального состояния каждого ребенка.
П. предлагает детям оживить бабочек, помощниц Птицы Счастья, и тогда они смогут найти еще перья. «Пусть каждый из вас соберет красивую бабочку из частей одного или разных цветов». Педагог обращается к детям с просьбой: «Положите, пожалуйста, под картинками ваших бабочек листочки с вашими именами»
- «А скажите мне, пожалуйста, ребята, где живут бабочки? Где же может быть перо?» (на полу лежит бумажный цветок, под которым находятся «перья»)
(Дети выполняют задание. Они отвечают на вопросы педагога и находят еще несколько «перьев»).
Примечание: П. хвалит детей и предлагает идти дальше. Дети с педагогом обнаруживают сосуд с водой, на который наклеены «слезинки».
2.6. Упражнение «Сосуд слез»
Цели: развитие сплоченности группы детей, интереса к совместной деятельности, умения к согласованному взаимодействию.
П. спрашивает у детей: «Ребята, скажите, когда у человека бывают слезы на глазах? Отчего люди могут плакать? Знаете, ребята, в жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости. Давайте совершим маленькое чудо, как волшебники: освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд слез радости».
П. предлагает детям встать цепочкой: «Я буду наливать воду из сосуда слез печали, а вы передавать стаканчик со слезами друг другу, стараясь не пролить ни капли, и наполнять сосуд слез радости»
Примечание: во время передачи стаканчика психолог задает детям вопросы о том, как можно повысить настроение грустному человеку.
(Дети отвечают на вопросы психолога. По цепочке они передают стаканчик со «слезами» друг другу. Последний в цепочке ребенок переливает «слезы» из стаканчика в сосуд слез радости и возвращает его по цепочке обратно).
Примечание: далее на пути детей оказываются листы бумаги со страшными физиономиями.
П.: «Смотрите, ребята, что это за лица? Сердитые и грубые. Я, кажется, догадалась, ребята! Это королевство грубиянов. Здесь все люди постоянно ссорятся, спорят, обзываются и даже дерутся. Давайте поможем этим людям стать добрее и веселее, а для этого научим их ругаться весело».
2.7. Игра «Ругаемся овощами»
Цели: формирование умения снимать вербальную агрессию; создание условий для понимания того, что в одной и той же ситуации можно вести себя прямо противоположными способами; предоставление возможности эмоционального и мышечного расслабления.
Педагог приглашает детей встать в круг и предлагает ругать стоящих рядом детей овощем или фруктом («ты - помидор, ты – картошка»): «Нужно произносить эти слова гневно, сердито».
(Дети выполняют задание вместе с психологом).
П.: «Вот видите, ребята, мы начали смеяться, и говорить плохие слова нам уже не хочется».
2.8. Упражнение «Избавляемся от злости»
Цель: развитие умения избавляться от негативных эмоций социально приемлемыми способами.
П. предлагает детям избавиться от злых лиц: «А теперь давайте избавимся от этого зла: порвем листы со страшными лицами на мелкие кусочки, сомнем их и выбросим».
(Дети вместе с психологом берут по одному листу со страшным лицом и рвут его на мелкие части. Затем складывают кусочки бумаги в мусорный мешок. Под последним рисунком дети находят еще несколько «перышек»).
П.: «А знаете, ребята, есть еще один способ избавления от гнева и злости: надо просто обхватить себя руками и глубоко вздохнуть несколько раз, и вам не захочется никого обижать»
2.9. Релаксация
Цель: снятие психомышечного напряжения.
Психолог предлагает детям отдохнуть: «Ребята, мы с вами потратили столько сил, борясь со злом, поэтому давайте отдохнем. Возьмите подушки и располагайтесь по кругу на ковре».
(Дети берут подушки и садятся на ковер).
П. под музыку тихим голосом произносит: «Садитесь поудобнее, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, затем - выдох, еще вдох - выдох. Почувствуйте, как ваше дыхание наполняет вас спокойствием. Земля забирает тревогу, злобу, гнев, печаль, обиды и усталость. Тело наполняется силой, свежестью, покоем. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Вдыхайте свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох. Вот легкий ветерок ласкает ваши волосы, шею, все тело; вы становитесь легкими, как перышки. А теперь отдохнувшие и спокойные открывайте глаза. Будем продолжать наш путь».
Примечание: во время релаксации психолог кладет за спины детей еще несколько «перьев».
П.: «Ребята, пока вы отдыхали, подул легкий ветерок и принес нам прямо в руки несколько перышек. Положите, пожалуйста, подушки на место и послушайте. Мы преодолели все препятствия, отыскали потерянные перья Птицы Счастья, но в таком виде они совсем не похожи на волшебные перья сказочной птицы. Что же нам делать? Как вернуть перьям их красоту и, главное, способность приносить людям счастье?».
(Дети отвечают на вопросы психолога).
2.10. Продуктивная деятельность
П.: «Я приглашаю вас к столам парами, какие у нас получились в начале нашего поиска. Пока сыпется песок в наших часах, вам нужно будет сделать эти перья красивыми. Для этого я предлагаю вам использовать пальчиковые краски, т.е. рисовать вы будете пальчиками так, как вам нравится. Как только закончится песок в часах, мы отдадим «перья» нашей сказочной Птице Счастья».
Примечание: по окончании работы психолог предлагает детям подарить все перья Птице Счастья и полюбоваться ими.
(Дети раскрашивают «перья». Затем приклеивают их на тканевую основу рядом с Птицей Счастья).
3. Заключение.
П. подводится итог совместной деятельности.
Педагог приглашает детей в круг и предлагает вспомнить «волшебные слова» дошкольников.
Мы веселые ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Всем нам будет хорошо,
Вместе радостно, легко.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог благодарит детей за участие в поиске, предлагает им вернуться в группу.
(Дети, взявшись за руки, произносят стихотворный текст).
Источник: www.shop.mcfr.ru (Справочник педагога-психолога, №3 2012)