Программа работы кружка Волшебное перо
Программа работы кружка
«Волшебное перо»
Автор – Каздохова М.Х.
учитель высшей квалиф.категории
МОУ СОШ №1 с.п.Исламей
Пояснительная работа
Литература – это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценности реализуются и живут практически в чистом виде.
Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей помогают детям осознать единство мира и свое место в этом мире. Развивать сочинительство нужно, независимо от того, станет человек литератором или нет.
Программа предусматривает развитие творческих и практических способностей детей. Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность ребенка к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений.
Курс «Волшебное слово» предназначен для детей 2-4 классов. Срок реализации программы 3 учебных года:
1 этап - 2 класс «Путешествие в истоки литературы» - 34 часа
2 этап – 3 класс «Типы речи» - 34 часа
3 этап - 4 класс «Реализация таланта. Создание произведений разных жанров» -34 часа.
Программа курса подчеркивает важность реализации творческого потенциала детей в области сочинительства. Литературные способности, как часть эстетической потребности, должны развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии.
В программе поднята важнейшая проблема духовно-нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы, используя региональный компонент – все это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.
Цель программы: развитие литературных способностей младших школьников – часть воспитания творческой образованной нравственной личности.
Задачи программы:
Воспитание интерес к литературным жанрам;
Формирование литературно-художественного мышления и эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру;
Приобщение к чтению – как основе выработки творческих способностей;
Развитие сочинительства;
Воспитание литературной грамотности;
Формирование практических литературных способностей и их реализация.
Конечный результат:
Младший школьник умеет видеть красоту мира;
Любит и умеет читать;
Знает жанры литературы, их структуру;
Умеет «сотворить» произведение различных жанров;
Умеет видеть и поддерживать добро и красоту;
Стремится проявлять сочувствие, сопереживание;
Ощущает стремление реализации собственного таланта.
Девиз занятий: «Узнай, пойми, сотвори!»
Комплексный характер занятий предполагает использование различных видов искусств. Необходимо учитывать, что развитие литературных способностей должно начинаться с удивления, раздумья о художественных образах.
Формы проведения занятий:
Беседы;
Экскурсия «Путешествие в мир красок, звуков и запахов родной природы»;
Практические занятия «Творение слова»;
Встречи с местными поэтами;
Творческие отчеты;
Конкурсы;
Викторины;
игры.
Программа кружка рассчитана на 102 часа.
Содержание
Основной формой реализации программы на 1 этапе обучения является игра «Путешествие в истоки литературы».
Остановки:
«Загадочная»
Как создавать загадки. Из чего состоит загадка? Загадки о природе, о животных, бытовые загадки о труде.
Создание загадок. Загадки в рисунках. Загадки в стихах. Ассоциативные загадки.
«Поговорка и пословица недаром молвится»
Пословицы и поговорки – отражение жизненного опыта простого народа. Смысл пословиц. Разные виды пословиц и поговорок: о Родине, о семье, о дружбе, о хлебе насущном. Рисование сюжета пословицы. Создание своих пословиц.
«Детская»
Игры – как средства общения. Детские считалочки. Заклички. Колыбельные песни. Придумывание игр, считалочек, закличек, колыбельных песен.
«Сказочная»
Как появились сказки. Структура сказки: зачин, троекратный повтор, волшебство, концовка, добро побеждает зло. Творческие поиски: измени начало, конец, структуру сказки. Создай свою сказку. Сказки о животных, сказки о природе, сказки – перевоплощение, сказки-загадки.
«Творческая»
Праздник «Вечер устного народного творчества». Защита проектов: «Моя сказка», «Моя колыбельная песенка», «Моя пословица», «Моя загадка», «Моя закличка», «Мое непохожее на друга» и т.д.
Конечный результат первого этапа работы
Учащиеся должны:
Различать структуру загадок, пословиц, поговорок;
Распознавать структуру и виды сказок.
Учащиеся должны:
различать виды фольклора;
создавать произведения детского фольклора;
придумывать начало, конец сказки;
изменять сюжет сказки;
создавать свою сказку.
2 этап.
На 2 этапе происходит знакомство с различными типами речи. Повествование: рассказ о том «Что, где, когда» произошло.
Описание: учись рисовать словами.
Рассуждение: рассказ о том «Почему?».
Фантазийные рассказы: заставляй работать свое воображение.
Рассказы – загадки.
Умеем ли мы писать письма?
Итоговое занятие: «Юные признаки»
Стихосложение
Мир поэзии. Учимся читать и понимать стихи.
Талант поэтов.
Волшебство эпитета, метафоры, сравнения.
Чудо стихотворного слова.
Ассоциативность – как средство индивидуального видения мира.
Учимся писать стихи.
Игры в рифму. Мои фантазии.
Рисуем стихотворение. О чем я могу написать. Отбор материалов для стихов. Звукоподражание. Что такое короткая строка? Стихи с особенностями рифмами. Что находится «внутри» стиха? Что такое «Буриме»? Бесконечность стиха – как бесконечность Космоса. Поэты рядом с нами. Стихи. Слова. Талант.
Итоговое занятие: «Литературный салон».
Конечный результат второго этапа
Учащиеся должны:
Различать типы речи;
Иметь представление об изобразительно-выразительных возможностях языка (метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности, музыкальности, стихотворной речи).
Учащиеся должны :
Воспринимать художественные произведения на основе проявления собственных творческих способностей;
Воссоздать словесные образы;
Различать типы текстов;
Изменять начало, конец, сюжет рассказа;
Создавать свое произведение: рассказ, стихотворение.
На протяжении III этапа работы происходит практическая реализация
творческого потенциала юных поэтов и прозаиков.
Воплощение таланта. Реализация произведений разных жанров
1. Создание сказок. Сказки – загадки. Сказки – перевоплощение. Сказки о природе. Сказки, не похожие на другие (способствуют ассоциативности мышления).
2. Учимся играть сказки на сцене. Создание декораций, изготовление элементов костюмов для инсценирования (реализация проявления артистического таланта).
3. Создание рассказов. Рассказы о природе. Рассказы о братьях наших меньших. Рассказ о семье. Рассказы о том, что очень дорого, о родном селе, об улице, о Родине, о добром и вечном.
4. Стихи. Рассказы о временах года. Рассказы о чувствах и переживаниях. Рассказы о тех, кто всегда рядом. Рассказы о великой Победе. Пишу, о чем хочу. О детских забавах через чудо стиха. Хочу писать о своих друзьях и школе. Чудесным словом о чудесах природы.
5. Чему мы научились. Индивидуальные задания. Пишу об одном разными жанрами. Выбираю: как писать, что писать, каким образом, в какой форме.
6. Итоговое занятие: Праздник «Творческий марафон».
Конечный результат третьего этапа.
Итогом всей работы данного этапа является:
Выполнение творческих проектов;
Создание произведений различных жанров (по выбору учащихся);
Подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, концертах;
Представление своих произведений на конференциях.
Формы работы с одаренными детьми
Классно-урочная (дифференциация);
Коллективное творчество: работа в паре, работа в группе, метод «мозгового штурма», учебные игры, творческие игры;
Индивидуальный способ: определение уровня развития ребенка (его качеств и способностей), определение долгосрочных и краткосрочных целей и путей из достижения, участие родителей, оценка успехов ребенка.
Частично-поисковый метод.
Исследовательская практика.
Наставничество.
Тематическое планирование занятий кружка «Волшебное перо»
1 этап 2 класс «Путешествие в истоки литературы»
Темы
Кол-во
часов
Сроки провед
Дата провед
Остановка «Загадочная»
Из чего состоит загадка? Как создавать загадки?
2
Разные загадки: о природе и явлениях природы, о животных, о труде
1
Учимся отгадывать загадки
2
Рисуем загадки
2
Загадки ассоциативные. Как сочинить загадку?
Остановка «Поговорка и пословица недаром молвится»
Пословицы и поговорки- отражение жизни простого народа.
1
Каждая пословица имеет смысл.
1
Такие разные пословицы и поговорки о Родине и о семье, о дружбе и взаимовыручке, о хлебе насущном
1
Учимся говорить пословицы и поговорки
1
Рисуем сюжеты пословиц и поговорок
1
Мини-рассказ с концовкой пословицей
1
Создаем свои пословицы
1
Остановка «Детская»
Игра-средство общения и взаимовыручки
1
Детские считалочки
1
Мамина колыбельная «Спи, дружок». Заклички
1
Рисуем и сочиняем считалочку, закличку, колыбельную.
1
Остановка «Сказочная»
Истории рождения сказок. Из чего состоит сказка. Учимся понимать сказку:
Зачин;
Троекратный повтор;
Волшебство;
Концовка;
Добро побеждает зло.
2
Учимся читать и слушать сказки.
1
Остановка «Творческая»
«Меняем сказку»:
Измени начало;
Измени концовку;
Измени сюжет.
2
Русские сказки в наших рисунках.
1
Создаем свои сказки
1
Учимся играть сказки. Инсценировка сказок.
2
Представление и защита творческих проектов:
Моя сказка.
Моя колыбельная песня;
Моя пословица;
Моя загадка;
«Мое – не похожее на другое»;
Игровые занятие:
«Вечер творчества»
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование занятий кружка «Волшебное перо»
I1 этап 3 класс «Типы речи»
№№
уроков
п/п
Темы
Кол-во
часов
Сроки проведе
ния
Дата проведе
ния
1
Продолжаем работать с различными типами речи
1
2
Рассказ о том, «что, когда, где» произошло. Повествование
1
3
Описание. Учимся рисовать словами. Можно ли нарисовать рассказ?
1
4
Заставляй работать свое воображение. Фантазийный рассказ.
1
5
Учимся читать и понимать рассказы.
1
6
Не пиши о том, чего не знаешь
1
7
Умей видеть и запоминать увиденное
1
8
Преобрази сказки художника в слова. Рассказы по картине.
1
9-10
В мире красок, звуков и запахов природы. Рассказ по результатам экскурсии.
2
11
Рассказы-загадки. «Что это было?»
1
12
Мир поэзии. Путешествие в мир поэзии.
1
13
Преображение музыки в слово.
1
14
Учимся писать стихи.
1
15
Окунемся в глубину таланта.
1
16
Волшебство эпитета, метафоры, сравнения.
1
17
Чудо стихотворного слова.
1
18
Ассоциативность – как средство индивидуального видения мира
1
19
Учимся читать и слушать стихи.
1
20
Встреча с поэтами. Экскурсия в школьную библиотеку.
1
21
Рисуем стихи
1
22
Учимся писать стихи. Игры в рифму.
1
23
Звукоподражание.
1
24
Что такое короткая строка?
1
25
Стихи с особенными рифмами
1
26
Что находится внутри стиха?
1
27
О чем я могу написать.
1
28-29
Что такое «Буреме»? Бесконечность стиха – как бесконечность Космоса.
2
30
Поэты рядом с нами. Стихи. Слова.Талант.
1
31-32
Подготовка к итоговому занятию
2
33-34
Итоговое занятие «Литературный салон»
2
Тематическое планирование занятий кружка «Волшебное перо»
III этап 4 класс «Реализация таланта»
Создание произведений разных жанров
№№
уроков
п/п
Темы
Кол-во
часов
Сроки проведе
ния
Дата проведе
ния
1
«Реализация таланта»
Создание произведений разных жанров.
1
2
Создание сказок
1
3
Сказки-загадки
1
4
Сказки-перевоплощения
1
5
Сказки о природе
1
6
Волшебные сказки
1
7
Сказка, не похожая на другие
1
8
Вхождение в образ сказочного героя. Изготовление декораций, элементов костюмов
2
9
Создание рассказов
Рассказы о природе и братьев наших меньших
2
10
О том, что очень дорого. Семья. Я. Друзья.
1
11
О Родине, крае, селе, улице – о самом родном
1
12
Рассказы о красоте, истории, о памяти
1
13
О Великой Победе
1
14
Пишем письма близким и неизвестным друзьям
2
15
Не думал, не гадал, а взял и написал. Обо всем на свете
1
16
Создание больших стихов и маленьких стишков
О временах года
2
17
Мои чувства и переживания
1
18
О тех, кто всегда рядом
1
19
О детских забавах через чудо стиха
1
20
Пишу стихи о своих друзьях и школе
2
21
Чудесным словом о чудесах природы
2
22
Индивидуальные занятия
Чему мы научились?
1
23
Выбираем о чем писать, как писать и что писать
2
24
Подготовка к итоговому занятию
2
25
Итоговое занятие. Праздник «Творческий марафон»
2
15