Урок по биологии по темеРедкие животные Брянской области(6 класс)

Разработка урока по биологии по теме «Редкие животные Брянской области»
Учитель биологии МБОУ СОШ 36 им. Коновалова В.П.
Г. Клинцы, Брянской области.


Тема урока:
Редкие животные Брянской области.

Цель урока: Познакомить учащихся с редкими животными
нашего края.
Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны.
сформировать представление об исчезающих видах животных
Брянской области, проанализировать пути
взаимоотношений человека и природы.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
Систематизировать знания учащихся животном
мире на примере типа Хордовые.
Развивающие задачи
Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.
Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы. Развивать умение логически верно выражать свои мысли, наблюдательность, познавательную активность. Активизировать деятельность учащихся через
работу с компьютером.
Сформировать представления об особо охраняемых территориях
области и животных, которые занесены в Красную книгу Брянской области.
Воспитывающие задачи
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.
Продолжить формирования интереса к предмету.
Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма,
ответственность за судьбу природы края, любовь ко всему живому.
Формировать активную жизненную позицию.
Основные знания: охрана окружающей среды, спасение редких и исчезающих видов животных Брянской области
Основные понятия:  заповедник « Брянский лес», заказники, дендрологические парки.
Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний,
Форма урока: урок с использованием ИКТ
Методы урока:, рассказ с использованием беседы, объяснительно- иллюстративный, поисково- исследовательский.
Учебное оборудование: карта-схема растительности,
карта-схема животного мира,
электронная презентация.
Этапы урока
Задачи
ЭОР
Учитель
Ученик
УУД

Организация начала урока
Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
Настраиваются на работу. Знакомятся с рабочим листом и инструкцией по его заполнению.
Сотрудничество с учителем

Проверка выполнения домашнего задания.
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися.
+
1 Задание у доски – записать признаки классов Хордовых животных




2.Назовите животных, обитающих в нашем крае. На какие группы можно их разделить? (млекопитающие, птицы,
рыбы, насекомые)
Проверка таблицы с признаками животных, приведите примеры со слайда
Обобщение по сводной таблице.

2 Расскажите об одном животном, не называя его.
Отвечающий даёт описание животного (дом. задание), остальные отгадывают – о ком идёт речь.



Работа с таблицей у доски- индивидуальная работа.
Тип хордовые, признаки
Классы
Признаки



Работа фронтальная – на слайде фото животных)
( медведь, рысь, зубр, выхухоль, дрофа, стрепет, стерлядь, болотная черепаха, древесная лягушка, бабочка Аполлон)









Индивидуальная работа
-примерные ответы учеников-

1. Это очень интересный зверь. Только он умеет строить на реках плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить деревья, сооружать и хатки для жилья (бобр).
2 Очень осторожный зверь. По размерам он крупнее лисицы, но меньше волка. Охотится ночью, поэтому увидеть его не просто. Широкие лапы с длинными когтями позволяют ему успешно рыть норы. Нора его глубокая. Ловко ловит он грызунов, лягушек, ящериц. К холодам накапливает столько жира, что можно и спать ложится на всю зиму (барсук).

Коммуникативные: слушать и понимать друг друга

Самопроверка.
Познавательные: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.


Подготовка к основному этапу занятия
Актуализация знаний.

Вопросы классу:
Что объединят всех этих этих животных? Часто ли можно их встретить? Как называют таких животных?
Назовите тему нашего урока. Какие цели и задачи мы можем поставить?

Слушают, Самостоятельно формулируют тему, задачи и цели урока принимают участие в диалоге, составляют план урока.

Редкие животные.

Ответы учащихся.
Познавательные: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Коммуникативные: слушать и понимать других, формировать и аргументировать свое мнение.



Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о животных Брянской области, занесенных в Красную книгу Брянской области
ЭОР
(Под музыкальное сопровождение «Звуки леса»)

-- Посмотрите на слайд : как удивителен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих слайдах . Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, все эти животные стали РЕДКИМИ.

Выберите из литературных источников и запишите в рабочий лист охраняемых животных в Брянской области типа Хордовые.
Запишите общие признаки данных животных по плану.
1 Название животного
2. Место обитания
3 Описание
4 Что я могу сделать для его защиты.
Как вы думаете, почему они стали редкими? Давайте выясним, в чём причина?
Задумаемся, отчего это происходит, кто в этом виноват?
О каком животном идёт речь? Какова проблема?
Назовите причину сокращения численности этого животного.

Итак, почему животные становятся редкими?
Итог на слайде





























Учащиеся работают со справочной литературой в группах. Л.М. Ахромеева.» Природа Брянщины»
Редкие и охраняемые животные и растения. Брянская область.
( вариант Красной книги)



Записи в рабочий лист.












Высказывания детей.














ПРИЧИНЫ СОКРАЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

1 браконьерство

2 охота

3 вырубка лесов

4 осушение водоёмов среда обитания, питание

5 загрязнение водоёмов

6 нарушение покоя

7 несчастные случаи
Познавательные:
- общеучебные : умеют извлечь существенную информацию из различных источников ( из рассказа учителя, материала ЭОР, собственного жизненного опыта)
- логические : составление таблицы через действия анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей.


Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка
ЭОР
Просит учеников перечислить животных типа Хордовые, занесенные в Красную книгу Брянской области.
Называют животных, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания.

Регулятивные: самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные:
работа в парах с обсуждением поставленных задач, слушать товарищей и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи работы.

Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применение в измененной ситуации.

Что необходимо делать для охраны этих животных и как в Брянской области решают проблему охраны редких животных?

Сообщения учащихся о Брянском заповеднике
« Брянский лес»
О заказниках на территории Брянской области.





Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации.
Задание 1:
Из фотографий на слайдах определите какие из них а какие
Задание 2:
Загадки о животных. Учитель читает тексты загадок.



Обобщение и систематизация знаний.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Редкие животные Брянской области

Экологические правила.

А какой вклад в дело по охране природы можете внести вы?

Учащиеся заранее сделали

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА:

Ш НЕ разоряй птичьи гнёзда.

Ш НЕ подходи близко к гнёздам птиц.

Ш НЕ забирай яйца из гнёзд.

Ш НЕ лови и НЕ уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.

Ш Подкармливай птиц зимой.

Ш НЕ лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

Ш НЕ разоряй гнёзда шмелей.

Ш НЕ разоряй муравейники.

Ш НЕ уничтожай лягушек и жаб.

Ш НЕ ломай ветки деревьев и кустарников.

Ш НЕ срывай и НЕ затаптывай цветы.




Контроль и самопроверка знаний
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

Блиц – опрос:
1 Великан из семейства оленей?

2 Речные инженеры?

3 Непоседливый зверёк?

4 Живой памятник природы (древнейшее млекопитающее)?

5 Лесной доктор?

6 Самый большой лежебока?

6 Длинноухие трусишки?

7 Кошка с кисточками на ушах?

Ответы учащихся.


Подведение итогов урока.
Анализ и оценка успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работе по теме урока.

Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?
Перед вами на доске макет нашей планеты Земля. На партах у каждого из вас листочки разноцветной бумаги, напишите экологические правила и прикрепите на наш макет.
Чтение стихотворения учащимся.
Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)

Личностные: устанавливать связь между целью деятельно
Регулятивные: контроль , коррекция и оценка.
Познавательны: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждение результатов сти и ее результатами.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Составить кроссворд « Редкие животные Брянской области», составить охранную нрамоту.





Приложение № 1: Рефлексия.

1.Что особенно понравилось вам на уроке?
2. Какая форма работы вам больше всего понравилось?
3. Какие моменты урока у вас вызвали затруднения?
4. Как вы с ними справились?
15