Урок русского языка на тему: Краткая форма имени прилагательного


Русский язык
Тема: «Краткая форма имени прилагательного»
Ход урока
1. Мотивация
Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- Запишите, в какой цвет вы бы окрасили своё настроение. Почему?
- Какой вопрос можно задать к вашим словам? (какой?)
- Что вы можете сказать об этих словах? (это прилагательные)
2. Групповая работа.
- Сейчас, работая в группах, вам нужно заполнить схему, которая лежит перед вами. Напишите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

прилагательное
(Такая же схема по ходу проверки появляется на слайде)
часть речи обозначает признак предмета

отвечает на вопросы… прилагательное согласуется с именем
существительным
изменяется по родам, числам и падежам качественные(Каждая группа называет один признак)
- В тетради на полях на шкале отметьте уровень своих знаний по данной теме
Я знаю всё
Я хочу узнать ещё
Я знаю ещё не всё

3. На доске записаны прилагательные: красивый, красив, хороший, хороша, зелёный, зелены, крепкий, крепок.
- Разделите данные прилагательные на 2 группы (учащиеся выходят по одному и распределяют прилагательные на 2 группы)
Красивый красив
Хороший хороша
Зелёный зеленыКрепкий крепок
- По какому принципу вы разделили эти прилагательные? (полные и краткие; если учащиеся не скажут, то пытаюсь им помочь)
- Задайте вопросы к прилагательным первого и второго столбиков.
- Чем они отличаются друг от друга? (вопросами)
- С какими прилагательными мы ещё не работали? (с краткими)- Сравните: из какой формы образуются краткие прилагательные? (из полной)4. Сформулируйте учебную задачу на урок (будем учиться образовывать краткие прилагательные)
5. Групповая работа.
- Попробуйте, работая в группах, составить алгоритм образования краткой формы имени прилагательного, опираясь на образец
Красивый – красив – красива - красиво- красивы
Крепкий – крепок – крепка – крепко - крепки
(высказывание мнений учащихся)
(По ходу обсуждения появляется алгоритм на доске1) У полного прилагательного отбросить окончание.
2) Если краткое прилагательное женского, среднего рода или множественного числа, то добавляем окончания –а, -о, -ы (-и).
3) В некоторых кратких прилагательных мужского рода может появляться беглый гласный –о- (-е).
6. Парная работа.
- Сейчас, работая в парах по алгоритму, заполните табличку, которая лежит перед вами
Полное прилагательное Краткие прилагательные
Какой? Каков? Какова? Каково? Каковы?
любимый любим любима любимо любимы
свежий свеж свежа свежо свежи
светлый светел светла светло светлы
(Самопроверка по образцу)
- Если слово написано правильно, то ставим +, если нет, то исправляем.
- У кого 11-12 +? Молодцы, у вас высокий уровень.
9-10 +? У вас хороший уровень.
7-8 +? Вам ещё нужно потренироваться.
7. Парная работа.
Учебник с.128, упр. 2.
- Выпишите краткие имена прилагательные
Прекрасен, пустынна, золота, мертва.
(Самопроверка по образцу)
- Если слово выписано правильно, поставьте под ним +.
- От каких полных прилагательных образованы эти краткие прилагательные? (прекрасный, пустынный, золотой, мёртвый)
8. Самостоятельная работа. Тест.
- Выполните самостоятельно тестовую работу
1) Краткое имя прилагательное отвечает на вопросы:
А) какой? какая? Какое? Какие?
Б) каков? Какова? Каково? Каковы?
В? Чьё? Чья? Чей? Чьи?
2) Качественные имена прилагательные называют такой признак, который может …
А) проявляться только в одной степени
Б) проявляться в большей или меньшей степени
3) Какое прилагательное будет качественным?
А) птичий
Б) деревянный
В) густой
4) Какое прилагательное краткое?
А) мягкий
Б) мягок
В) мягонький
5) Выберите пару антонимов:
А) далёкий – близкий
Б) далёкий – дальний
В) далёкий – не далёкий
6) Найдите краткую форму прилагательного ГРОМКИЙ:
А) громче
Б) громковатый
В) громка
7) Краткая форма прилагательных образуется от:
А) не качественных прилагательных
Б) качественных прилагательных
8) Какое прилагательное стоит в краткой форме единственного числа?
А) новое
Б) новый
В) ново
9) Какое прилагательное полное?
А) жаркий
Б) жарок
В) жарки
10) Выберите группу, где все прилагательные краткие:
А) горяч, лёгок, сыра
Б) горячий, лёгок, сыра
В) горяч, лёгок, сырая
(Взаимопроверка по образцу на доске)
- Поставьте на полях отметку
«5» - 10 +
«4» - 8-9 +
«3» - 5-7 +
- -4 и меньше + Те, кто желает ещё потренироваться в образовании краткой формы имени прилагательного, может взять домой карточки с дополнительным заданием в конце урока.
9. С какой формой прилагательных познакомились сегодня на уроке? (с краткой)- Как образуются краткие прилагательные? (рассказывают алгоритм)
10. Рефлексия.
- Вернитесь к шкале и другим цветом поставьте отметку .- Что вы заметили?
- Изменилось ли ваше настроение? Почему?
11. Д.з. стандарт уч.с.128, упр.3;
Повышенный уровень уч.с.128, упр.4.
12. Физкультминутка
Если я называю краткое прилагательное, то вы поднимаете руки вверх; если – полное, то руки в сторону.
13. Дополнительное задание: Выпишите краткие прилагательные и напишите от каких полных прилагательных они образовались. (Самостоятельно)