Урок по крымскотатарской литературе на тему Номан Челебиджихан Молитва ласточек (Къарылгъачлар дуасы). Рассказ-воспоминание о детстве. (5 класс).

Тема: Номан Челебиджихан «Молитва ласточек». Рассказ-
воспоминание о детстве.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Челебиджихана; довести до сознания учащихся темы, раскрытые в рассказе; развивать речь учащихся; прививать любовь к Родине.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Оборудование: портрет Н. Челебиджихана, тексты произведения, рисунки к рассказу, презентация к уроку.

Эпиграф: «Бу икяе Къырым тюрклери эдебиятынынъ ольмез бир парчасы оларакъ, даима къуветини муафаза этеджектир».
Джафер Сейдамет
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания (пересказ).
Объявление темы и целей урока. (Звучит гимн крымскотатарского народа, автором слов которого является Н. Челебиджихан).
Слово учителя о жизни и творчестве писателя (сопровождается слайдами из презентации). Учащиеся делают записи в тетрадях.
Схема «Основные вехи жизни и творчества Н. Челебиджихана».


·

Работа над произведением.
Словарная работа.





Сёз
Манасы
Русча

зулум
зорбалыкъ
гнёт

мерасим
тедбир
обряд, церемония

теэссурат
хатырасында къалгъан адиселер
впечатление

С данными словами найти предложения в тексте и прочитать.
Учащиеся по цепочке читают рассказ, каждой части которого дают заголовок (получается план), (слайд из презентации).
Закрепление.
Беседа по методу «Микрофон». Учитель предлагает ряд вопросов по тексту.
Работа у доски. Отличия старой и новой школ. Метод «Диаграмма Венна».





Физкультминутка.
Работа в малых группах. Учащиеся делятся на три группы. Для каждой группы учитель даёт отдельное задание по тексту.
Подведение итогов.




Учащиеся строят ассоциативный ряд о писателе.

Вопросы в виде тестов по рассказу. Подведение к общему выводу.
Домашнее задание.
Перечитать рассказ;
По плану подготовить пересказ.
Схема 315