Урок русского языка в 4 классе «Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода»


МБОУ «Школа-гимназия №39»
Урок русского языка в 4 классе
«Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода»
Учитель : Голубятникова Е.А
г.Симферополь
ТЕМА: Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
Цель: ознакомить со склонением имён прилагательных единственного числа женского рода;
-учить правильно писать окончания прилагательных;
-создать условия для развития творческого потенциала учащихся, их мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной работы на уроке;
-развитие орфографической зоркости;
-воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: образец написания буквы Сс, фото собак, словарное слово, загадка, «ковёр –самолёт», рисунок самолёта, самолёты будущего, правила, портрет В.А. Осеевой, выставка книг, набранный отрывок рассказа « Одинокая собака», циферблаты, карточки с дифференцированным заданием, клип на флешке , обращение к бездомной собаке, чистые листочки, сердечки.
Ход урока
1.Орг. момент
Начался урок
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостя сказали: «Здравствуйте»
Все легонечко вздохнём,
И урок наш мы начнём.
-Я тоже желаю, чтобы день принёс вам радость общения друг с другом!!!
2. Сообщение темы урока
Посмотрите на эту фотографию( вывешиваю фото собаки).
-Кто изображён ?
-Почему вы так думаете? Опишите её.
-Какая часть речи помогла описать собачку?(прилагательное)
-К какому существительному относятся эти прилагательные?(Собака)
-Сегодня мы будем наблюдать за окончаниями прилагательных женского рода , чтобы узнать , как их правильно писать.
-Итак, тема сегодняшнего урока : « Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода».
-Сегодня на уроке мы отправимся в гости к бездомной собачке и посмотреть на окружающий мир её глазами ,попытаемся составить обращение бездомной собаки к людям.
-Но отправимся мы в гости к собачке …а вот на чём, отгадайте загадку.
Не птица ,а летает, не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями.(самолёт)(вывешиваю самолёт)
3. Актуализация опорных знаний.
а ) Минутка чистописания
- А какой звук мы слышим в начале этого слова? (звук С)
- Дайте характеристику этого звука (согл., парн., глух., твёрд. )
- Какой буквой обозначается этот звук? ( буквой эс)
-А сейчас запишем число ,когда мы отправляемся в гости, классная работа и проведём минутку чистописания.(вывешиваю букву Сс)
- Заглавная буква.
-Строчная буква…
- Что нужно помнить при написании? ( о наклоне и соединении букв )
- Пропишем всю строчку заглавной и строчной буквы эС в соединении.
ИТОГ: мы повторили всё ,что знаем о звуке и каллиграфически правильно прописали букву эС.
-Но прежде ,чем отправиться в путь ,мы должны всё узнать о самолётах.
Б ) Словарная работа
Итак , мы познакомимся с новым словарным словом САМОЛЁТ. Будем использовать метод «КУБИРОВАНИЯ», который позволяет рассмотреть слово с разных сторон
1 )ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Слово «САМОЛЁТ» в нашем языке существовало задолго до рождения авиации, ещё имелись упоминания о летательных аппаратах в фольклоре и разных народов (ковёр –самолёт, ступа Бабы Яги )(вывешиваю ковёр -самолёт)
При Петре 1 словом самолёт назывались в русской авиации самоходные паромы , движимые силой речной струи.
Такое же название имел ручной ткацкий станок .
Когда авиация только возникла, самолёт назвали иностранным словом – аэроплан. А потом выбрали более удобное и пригодное название .
Затем аэроплан окончательно и бесповоротно стал называться исконно русским словом самолёт. Самолёт- это летательный аппарат тяжелее воздуха. Первые полёты на самолёте осуществили братья РАЙТ (США) в 1903 году. Сейчас созданы самолёты с максимальной скоростью 3 тыс км. час, грузоподъёмностью до 250 тонн, пассажиро - вместимостью до 550 человек.
-А это самолёты будущего(вывешиваю самолёт)
- Итак, какой синоним к слову САМОЛЁТ ? (аэроплан).(вывешиваю словарное слово)
Где мы в этом слове можем сделать ошибки, какие орфограммы? (парная согласна Т, два коня, О- соединительная гласная , между двумя корнями не проверяется.)
В этом слове 2 корня САМ и ЛЁТ
Самолёт Са - мо –лёт
-Разделим по слогам. Какой слог ударный? (запишите)
2 )РАБОТА В ГРУППАХ
1 –ряд- Выбрать прямое и переносное значение слова. Всё ,ч то вы знаете об этом существительном – морфологический разбор. (крыло птицы (прямое),крыло самолёта (переносное ); Самолёт –сущ., неодушевл., м.р.., ед. ч., 2- е склонение...)
2 – ряд- Фонетический разбор слова самолёт.
3- ряд- Что такое имя прилагательное? Подобрать прилагательные к слову самолёт ( хороший, плохой, новый, современный, старый, большой, маленький, скоростной, сверхзвуковой, реактивный, пассажирский, военный, почтовый, боевой, спортивный, учебный…)
ИТОГ: проверяем , как группы справились с заданиями.(выставление оценок)
3 ) РАБОТА С ДЕФФОРМИРОВАННЫМ предложением
- Что такое предложение?
- Какие предложения бывают по цели высказывания? По интонации
-Что такое однородные члены предложения? (слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову).
- Что такое сложное предложение? ( предложение в котором два и больше главных членов предложения)
-Предложение рассыпалось из-за ветра , видимо мы низко пролетали.
- Давайте составим предложение и определим число , род и падеж прилагательных.
С взлётного поля поднялся пассажирский самолёт.(
( С взлётного, пассажирский, поля, поднялся, самолёт.)
- Как пишутся окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в одних и тех же падежах? ( в родительном, дательном , творительном и предложных падежах имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания ).
- Как пишутся ударные и безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода? (имена прилагательные с основой на твёрдый согласный имеют окончания – ой, - ый, - ая, - ое ).
( имена прилагательные с основой на мягкий согласный имеют окончания - ий, - яя, -ее ).
ИТОГ: мы познакомились с новым словарным словом ,повторили всё об имени существительном и об имени прилагательном.(выставление оценок)
Итак , наш самолёт взлетел и от перепада давления, наши глазки устали, проведём физминутку.
3. Физминутка (для глаз).
-Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали (поморгали глазками )
Посмотрите все в окошко ( в одно окошко, в другое)
-Ах ,как солнышко высоко?(посмотреть вверх)
- Мы глаза сейчас закроем (ладошками закрыли глазки)
В небе радугу построим (посмотреть по дуге вправо, влево ,вниз)
Посмотрели вниз.
Жмурься сильно, но держись.
Поморгали мне….
ИТОГ: я думаю ,ваши глазки отдохнули.
4. Изучение новой темы.
1 ) Итак , наш самолёт приземлился возле бездомной собачки, давайте назовём её .
-Какая она, опишите .
-Вы часто видите на улице бездомных собак ?Как вы думаете, почему это случается?
Что можно сделать, чтобы на улице было меньше бездомных собак?
- Я предлагаю вам ребята просклонять эти прилагательные (домашняя и бездомная) женского рода ед. ч. и посмотреть, как изменяются падежные окончания .
Работаем у доски и в тетрадях.
И. п. кто? собака какая? бездомная , домашняя
Р.п. кого? собаки какой? , бездомной, домашней
Д.п. кому? собаке какой? бездомной , домашней
В.п. кого? собаку какую? бездомную , домашнюю
Т.п. кем? собакой какой? бездомной , домашней
П.п. о ком ? о собаке какой? о бездомной , о домашней
-А сейчас внимание!
-Посмотрите , в каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания? (Р.п. ,Д.п. ,Т. п. ,П. п. )
-Какое это окончание? (-ой ,-ей )
-А в именительном падеже какое окончание? ( - ая ,-яя )
-А в винительном падеже какое окончание ? ( - ую ,-юю )
-Таким образом, прилагательные в Р , Д. ,Т ,П. падежах отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание.
-Какое?
ИТОГ: откройте учебник с. 20 ДОБРЫЙ СОВЕТ. (правила раздать и вклеить в словарь.)
- Ребята, а хорошо ,что окончания повторяются? (да, легко запомнить)
-А есть ли что- то плохое? ( Да . По окончанию сложно определить падеж )
2 )Перед вами на листочках отрывок из рассказа Валентины Александровны Осеевой (1902- 1962) « Одинокая собака» . В.А. много лет работала воспитательницей в детских колониях и хорошо знала психологию детей разного возраста .Сразу она сочиняла для детей устные рассказы , придумывала сценки, писала пьесы и киносценарии. Она печаталась в журналах «Затейники», «Мурзилка ».Её рассказы- « Волшебное слово», «Бабка», «Плохой товарищ», « Васёк Трубачёв и его товарищи»( о жизни школьников четвероклассников во время Великой Отечественной войны).
(выставка книг)
Большую чёрную собаку звали Жук.
Два мальчика Коля и Ваня подобрали Жука на пустынной улице. У него была перебита левая лапка. Мальчики ухаживали за больной собакой и, когда она выздоровела , каждому из мальчиков хотелось , чтобы эта добрая собака осталась жить у него.
( я читаю вслух, а остальные про себя.)
- В чём хотел убедить автор своих читателей?(друг познаётся в беде)
-Чему учит ?
-Прочитайте первое предложение Есть ли прилагательные ж.р. ?( да)
-Прочитайте (большую чёрную собаку)
-Определите падеж ,покажите на циферблате (в.п.)
-А как вы определили? ( по существительному с которым оно связано)
-Назовите окончание? (-ую)
-Прочитайте 2 предложение . Есть прилагательное ж. р. ? .Прочитайте. (на пустынной)
-Определите падеж. ( П. п )Назовите окончание. (-ой )
-Прочитайте 3 предложение. Есть прилагательное ж. р.? Назовите. ( левая)
-Определите окончание. ( ая ) Падеж? (И .п.)
-Читаем 4 предложение. Есть прилагательное ж. р. ? Больной – Т.п. ,и прилагательное добрая ( И. п. ,окончание ( - Ая)
Большую, чёрную (В.п., ж.р., ед.ч.) собаку, на пустынной (П.п., ж.р., ед.ч.) улице, левая (И.п., ж.р., ед.ч.), больной (Т. п., ж.р.,ед.ч.) собакой, добрая (И.п., ж.р., ед.ч.) собака.
Итог: я думаю, что ребята помогли собачке ,а мы помогли ребятам справиться с заданием.
-Так в каких падежах одинаковые окончания у прилагательных ж. р. (Р. ,Д. Т. ,П . ) с окончанием – ой,- ей.)
-А в И. п ?
-А в В. П.? Домашнее задание будет такого же плана (с.143 УПР. 314)
5. Физминутка.
М. р. –руки вверх; Ж. р. – повернулись влево- вправо; С. Р. – прыжок на месте.
Весёлый зверёк ( м.р.) ,с верной( ж.р. Т.п.) собакой, родной (м.р.)пёс, пушистую (ж.р., В.п.) кошку, уютное (с.р) гнездо, говорящий попугай (м. р.), заботливая (ж.р., И.п.) хозяйка.
Итог: закрепили полученные знания и немножко размялись.
6.Закрепление.
1) Собачка вам предлагает дифференцированные задания .
А) Задания на красных карточках (среднего уровня)
-Выделить окончания имён прилагательных, определить род прилагательных.
Мы приехали в соседнюю (ж.р.) деревню. Днём купались в тёплой (ж.р.)реке. Сидели под раскидистой ( ж.р.) берёзой. Пахло свежей (ж.р.) травой.
Б) Синяя карточка (достаточный уровень).
Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род и падеж имён прилагательных.
Мы приехали в ( соседний) (В.п.) деревню. Днём купались в( тёплый ) -тёплой – П.п.- реке. Сидели под (раскидистый)- раскидистой –Т.п.- берёзой. Пахло( свежий )- свежей –Т.п. травой.
В) Зелёная карточка (высокого уровня).
-Напишите ответы на вопросы .Напишите род и падеж имен прилагательных ,в скобочках
Куда вошли ребята? (берёзовая роща).Кого увидели дети?(проворная белка).Чему все радовались?( солнечная погода).
ИТОГ: выходит к доске 1 учащийся с зелёной карточкой. А вы вспомните, как вы выполнили задание?(оценки всем детям после проверки работы)
6. Рефлексия.
Бродячие( беспризорные, безнадзорные ,бездомные )собаки – не имеют по каким – либо причинам хозяев.
- По данным всемирного общества защиты животных , из 500 млн. собак , живущих в мире, до 50 % являются бездомными.
Бездомные собаки встречаются как беспородные ,так и породистые ( выброшенные на улицу после того, как на них прошла мода.
- Национальная Ассоциация констатирует необходимость отлова и вынужденность усыпления животных .
С конца 90 годов в некоторых городах Украины, России , Румынии проводились программы стерилизации бездомных собак . Вакцинация от бешенства.
Показать клип.
Появился приют для бездомных животных в Симферопольском микрорайоне Каменка.
Теперь, используя полученные знания, составим обращение бездомной собаки к людям, продолжим предложение. Послушайте его.
« Люди , остановитесь, посмотрите на меня ! Я …………….., ………………. , ……………. собака. Мне очень одиноко . Мне так не хватает вашего тепла и заботы. Не проходите мимо. Помогите. Помните. Вы в ответе за тех , кого приручили».
Ваша задача охарактеризовать эту собачку так, чтобы она понравилась и кто то захотел взять её домой. Ребята, запишите эти прилагательные на доске. Г:1 ученик, читает, что вышло.
?.Подведение итога урока.
В завершении хочется сказать ,чтобы вы всегда помнили цитату из сказки Антуан де Сент – Экзюпери ( писатель, поэт и профессиональный лётчик «Мы в ответе за тех , кого приручили».
Она остаётся у нас в кабинете . Я надеюсь, мы покажем собачке чему научились .У всех на столах чистые листочки . Это будет задание – тест. Записываете только букву, которую вы считает правильной в ответе?
Что обозначает имя прилагательное?
У) признак предмета; Ф) предмет; Х) действие предмета;
На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
К) Кто? Что? Л) Что делает ? что сделает?; М)какой? какая? какие?
Как определить род прилагательного
М) по вопросу; Н) по существительному с ним связанному;
С чем связано прилагательное в предложении?
И) с существительным; Й) с глаголом; К) с наречием;
Имена прилагательные с основой на твёрдый согласный имеют окончания
Х) –ий,- яя, - ее; Ц) ый, - ая,- ое,- ой;
Одинаковые окончания у имен прилагательных в единственном числе Ж.Р.в каких падежах?
А) в Р.п., Д.п., Т.п., П. п.,; Б) И.п, . В.п.; В) И.п. ,Р.п. ,Д.п.;
- Если вы правильно заполнили тест, то вы прочитайте слово ,которое вас похвалит за правильно выполненную работу.
-Собачка остаётся у нас в классе, будет нашим другом….
У вас на партах лежат сердечки ,но они разных цветов. Сердечком какого цвета вы бы оценили наш урок
Красный-радость ,любовь;Зелёный-спокойствие ;
Синий – грустно; Чёрный – неудовлетворительно.
7. Выставление оценок. Домашнее задание.
С. 143 упр. 314
8. Орг. окончание урока.