Конспект внеклассного занятия на экологическую тему Живи, храня!

Занятие на экологическую тему
Живи, храня!


Автор:
Иванова Любовь Михайловна
учитель начальных классов
МАОУ «МСОШ № 16»

Цель: Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках, раскрыть экологическую проблему, дать понятие «экология», «окружающая среда», «гармония». Развивать познавательную активность.

Ход урока:

Звучит спокойная музыка.
1. Тема нашего занятия «Живи, храня!»
-Как вы думаете, о чем пойдет речь? (ответы детей).
Замечательный русский писателя М.М. Пришвин писал: «Охранять природу – значит, охранять Родину».
Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!
В руках человека, а значит, и в ваших руках, красота и богатство родной земли. Чтобы сохранить эти богатства, существует наука экология.
А кто знает, что обозначает слово «экология»? (ответы детей).
Экология (в переводе с греческого) - обозначает «изучение дома».
- Какой «дом» изучает эта наука?
Общий для всех людей дом – это наша Земля.

Сегодня на занятии мы узнаем:
Как наши предки относились к Земле, и что такое «гармония».
Значение водной стихии.
О бережном отношении к растениям
и к животным.
Что такое «окружающая среда».
И о том, как ее охранять.

И в конце нашего занятия вы ответите на вопрос: что значит, «Судьба природы – наша судьба»?


В старые времена, когда человек еще жил в пещерах, он поклонялся окружающему миру и старался жить в гармонии с природой.
- Как вы понимаете слово «гармония»?
Гармония – это красивое соединение разного. Слияние различных компонентов объекта в одно единое целое.
Древние говорили: «Земля – живое существо. Деревья и травы – ее волосы. Зеленые мхи – ее кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить».
Наши предки считали, что Земля, как живое существо, стонет от боли в бурю, гневается, учиняя землетрясение, улыбается под солнцем, даруя людям невиданные красоты; засыпает студеной зимой и просыпается по весне, умирает, обожженная засухой и воскресает от обильного дождя! Всегда она остается все той же матерью для живущего на ней народа. Как траве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить без Земли-кормилицы.
-Какое значение имеет Земля для человека?
Земля – наша кормилица.
- Кто знает пословицы и поговорки о Земле?
3. Посмотрите на фотографию Земли из космоса.
- Какого цвета больше на ней? (синего).
Потому что, две трети территории земного шара занимает вода.
Еще на заре человеческой истории люди отчетливо осознавали великое значение водной стихии. Живя в нашем краю, обильном реками и озерами, древние люди выработали целый комплекс почитания воды. Древний обряд вызывания дождя состоял в том, что женщины поднимали к небу и выливали на землю воду из больших сосудов. Особой силой наделяли родниковую воду – отсюда идет обычай очищать и обихаживать роднички. Воду раньше называли кровью Земли.
- Кто из вас может ответить, каково значение воды?

А еще, вода - это красота. Одно из самых уникальных творений природы в Миасском крае - это озеро Тургояк. Оно включено в список 100 самых ценных водоемов мира.
(Слайд-фильм про Тургояк).

4. - А вы знаете, почему нам необходим мир растений? (ответы).
Древние люди, живущие в лесах, с большим почтением относились к деревьям, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Существует предание о мировом дереве, которое обнимает корнями Землю, а ветвями держит небесный свод. Особо почитались дубы, березы, яблони и ивы. Корни деревьев называли жилами Земли.
Хорошо понимая значение деревьев, и растений вообще, древние бережно относились к ним, а если что-то и приходилось рубить для своих нужд – никогда не трогали молодые деревья, а очень старые деревья и вовсе запрещалось трогать. Теперь эти деревья называют памятниками природы.

5. Многие птицы и животные также пользовались уважением и любовью. В некоторых местах народный обычай строго запрещал охоту на них, например, лебеди, медведи. Древний человек не считал себя «царем» природы, которому позволено грабить ее как угодно. Они полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у самого человека.

- Какую пользу приносят животные и птицы?
Есть такая поговорка «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки».
- Как понимаете пословицу?
Это значит, кто забудет, как жить в гармонии с окружающим миром, тому благополучия – не видать.
На протяжении сотен лет человек брал у природы все, что необходимо, не задумываясь о последствиях. И страдает наша Земля от вредного на нее людского воздействия, и от нашего равнодушия к происходящему, и мы страдаем вместе с ней.

7. Только в начале прошлого века человечество осознало необходимость охраны окружающей среды.
- Что такое «окружающая среда? (ответы детей).
Верно – это все, что находится вокруг нас – недра, почва, вода, воздух, растительный и животный мир и многое другое.
Для охраны природы в нашем крае создан Ильменский заповедник. (Слайд-фильм).

8. Давайте подумаем, а что вы, дети, можете сделать для решения проблемы загрязнения и охраны окружающей среды? (Не ломать ветви деревьев и молодые деревца, не поджигать сухую траву, не шуметь в лесу, не бросать мусор, подкармливать птичек зимой и многое другое!).
Дома сделайте рисунок по теме «Охрана природы». В классе проведем конкурс на лучший плакат по этой теме.

9. - Кто ответит на вопрос, что значит, судьба природы – наша судьба?
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Звучит песня «Мой заповедный край».

Источники информации
http://pogovorki.net/cat12/
http://othist.ru/pred17_010.html
http://biofile.ru/geo/123.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F








13PAGE 15


13PAGE 14115




15