Технологическая карта урока русского языка по теме Приставка


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая информация
Учитель Мирошкина Ольга Федоровна
ОУ Филиал МОУ Емишинской средней общеобразовательной школы «Надежкинская начальная общеобразовательная школа
Предмет Русский язык (авторы учебника – Канакина В. П., Горецкий В. Г.)
Класс: 3
Тема урока Приставка
Используемая образовательная технология Технология проблемного диалога
Тип урока Открытие новых знаний
Цели учителя 1. Обучение: организовать учебную деятельность учащихся
по усвоению знания значения и определения понятия «приставка», алгоритма выделения приставки в словах;
по выработке первичного умения выделять приставки в словах.
2. Воспитательная деятельность: создать условия для осознания детьми смысла учения, для ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, для положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
3. Развивающая деятельность: создать условия для достижения метапредметных результатов: умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию, умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, умение строить предположения, умение искать необходимую информацию в словаре, опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока, умение планировать свою деятельность, умение контролировать и оценивать результаты своих действий, умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям, умение работать в паре, умение контролировать действия партнёра.
Цели учебной деятельности (цели ученика)
. Усвоить знание, что такое приставка
-как отличить приставку от других частей слова
- Усвоить знание алгоритма выделять приставку в слове
-усвоить умение выделять приставку в слове
Средства контроля достижения целей учебной деятельности Вопросы: Что такое приставка? Как правильно выделить приставку в слове? Что произойдет, если пропустить первый шаг алгоритма?
Задание: Выдели приставку в словах изрубить, подводник, заехал
Опорные знания Понятия «корень слова», «Однокоренные слова»; алгоритм выделения корня слова.
Новые знания Приставка –это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
Чтобы правильно выделить приставку в слове, нужно:
1. . Определить значение слова.
2. Подобрать однокоренные слова
3. Выделить общую часть в однокоренных словах .
5. Обозначить корень
6. Отметить часть слова перед корнем – приставку
7. Назовать приставку
.
Задачи урока Организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний.
Организовать действия учащихся по выработке каллиграфических навыков.
Организовать повторение изученных орфограмм.
Создать проблемную ситуацию.
Организовать формулирование учебной проблемы и целей деятельности.
Организовать новых целей урока.
Организовать фронтальную работу по построению алгоритма выделения приставки в слове.
Организовать групповую работу для тренировки в применении алгоритма выделения приставки в слове.
Организовать самостоятельную работу с самоконтролем и самооценкой.
Организовать выявление причин ошибок в самостоятельной работе и запись домашнего задания.
Организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.
Оборудование АРМ учителя, , толковые словарики, карточки со словами, шаги алгоритмов выделения корня в слове, выделения приставки в слове, дерево достижений
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые личностные результаты Планируемые метапредметные результаты
1. Мотивация к деятельности
- Ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
- А для чего вам нужны эти знания, ведь вы научились читать, писать, считать?
- Говорят, что «если человек за день не получал никаких знаний, значит день прошёл зря».
- Вы хотите, чтобы ваш день прошел зря?
- Так давайте настроимся на рабочий лад, улыбнемся друг другу, улыбка помогает справиться с любой задачей, даже самой трудной. Закройте глаза и повторяйте за мной
Я хочу учиться!
Я готов к работе!
Отвечают на вопросы.
-Добывать новые знания.
-Знания нам нужны чтобы получить профессию.и заниматься любимым делом
Для того чтобы быть всесторонне развитым человеком.
осознание смысла учения умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию
2. Минутка чистописания
Игра «Сыщики».
- Я спрятала «ключ» к минутке чистописания. Прочитайте слова.(слайд)
РЕЗАТЬ   РЕЗКА   РЕЖЕТ
- Как называются эти слова? Докажите. Что такое корень?
- Выделите голосом корни слов.
- РЕЗ -, - РЕЗ -, - РЕЖ-.
- Что происходит в корнях слов ? Какие буквы чередуются?
- Вспомните как каллиграфически пишутся эти буквы.
Обведите по образцу и напишите по 3 буквы самостоятельно.
- Какие знания помогли вам найти «ключ» к минутке чистописания?
- Какие части слова знаете?
Ученики читают вслух.
-Эти слова называются родственными
Доказывают
Объясняют , что такое корень
Выделяют корень в словах голосом
Чередование
Буквы з и ж
Знания, какие слова называются родственными
умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
3. Постановка первой проблемы
Слайд
– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова.
 Вот объявили наш вылет. Мы приготовились к полёту. Перелёт длился два час.
Выделите в этих словах корень.
Выделите известные части слова
 .-Все ли части смогли выделить? Почему?
 –  Где стоит эта часть?
 -А сможете ли назвать новую часть?
-Прочитайте тему урока
А можете дать определение, что такое приставка?
Какое новое знание вам нужно будет усвоить на этом уроке?
А нужно ли вам знать как отличить приставку от других частей слова?
Какое еще знание нужно будет усвоить?
А если у вас появятся такие знания, то какие умения можно выработать на этой основе?
Какую цель вы поставите?

Фиксирует цели на доске.
Записывают слова:вылет,полету,перелетВыделяют корень.
Выделяют окончание.
Выделяют основу
Нет.
В словах встретилась часть, которую мы не знаем.
Эта часть стоит перед корнем.
Нет.
Дети читают. Приставка
Надо усвоить новое знание, что такое приставка.
Да.
Знание о том, как отличить приставку от других частей слова
Мы сможем ответить на вопрос , что такое приставка и сможем отличить ее от других частей слова
-Усвоить знание, что такое приставка
-как отличить приставку от других частей слова
умение формулировать собственную позицию и обосновывать ее;
умение контролировать результаты своих действий
опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока
4. Поиск решения первой проблемы (работа в парах)
- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки.
- Работать мы будем в парах Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.
- Вспомним правила работы в паре.
На карточках слова:
убежать, забежал, выбежал
Вопросы:
- Что такое приставка? ____________________
- Где находится? _______________________________
- Для чего служит? _________________________________
- Обозначается приставка
Сверьте свой вывод с авторским на стр. учебника ? – Она обозначается значком ¬
Вспоминают правила работы в паре.
Приставка – это часть слова.
Находится перед корнем.
Служит для образования новых слов.
Сравнивают. умение сохранять цели урока
умение строить речевое высказывание
умение контролировать свой результат
Физ. пауза (Выполняют упр. под музыку )6. Постановка второй проблемы
- Итак, вы определили, что такое приставка. А сможете ли вы выделить приставку в слове?
Какого знания вам не достает для выделения приставки в словах?
А если вы не знаете этого, то какое знание надо усвоить?

.
- Сформулируйте следующую цель урока. - Нет, не знаем.
Мы не знаем способа (алгоритма)
Усвоить знание алгоритма выделять приставку в слове
усвоить знание алгоритма выделения приставки в слове
опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и в виде целей урока
7. Поиск решения второй проблемы
- Давайте искать ответ на ваш вопрос. Для этого сначала вспомним то, что знаем. Какие знания и умения вам могут помочь?
- Как вы действуете, когда выделяете корень слова?
- Как вы думаете, этот алгоритм нам поможет выделить приставку в слове? Почему вы так считаете?
- Как проверить ваши предположения?
- Давайте проверим, подойдет ли известный алгоритм для выделения приставки в слове.
Работа со словом «походка»
- Запишите слово в тетради. Какой первый шаг в алгоритме 1?
- Что обозначает слово «походка»? (Если дети затрудняются, обращаемся к толковому словарю).
- Нужен этот шаг в новом алгоритме? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Определяю значение слова»).- Итак,походка-это манера ходить.
(Вывешивает на доску шаг нового алгоритма- Назовите следующий шаг известного алгоритма
- Выполните этот шаг.

- Следующий шаг алгоритма № 1…
- Что вы сейчас делали? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Выделяю общую часть в однокоренных словах »)- И последний шаг известного алгоритма...
- (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Обозначаю корень»
- А теперь? (То что перед корнем это приставка)
- Выделим её и назовем (по-). Отметь часть слова перед корнем – приставку
Назови приставку
У нас получился алгоритм «Как выделить в слове приставку»
-Знание алгоритма выделения в корне слова и умение им пользоваться
.Вспоминают и называют шаги алгоритма.
Определяю значение слова.
Подбираю однокоренные слова.
Выделяю общую часть в группе слов.
Обозначаю корень.
-
- Нужно попробовать действовать по этому алгоритму и посмотреть, получится выделить приставку или нет
- Да.
- Подбираю однокоренные слова.
Ходить, переход, выход
- Выделяю общую часть в группе слов.
Читают алгоритм 1
Читают алгоритм 2:
1. Определяю значение слова..
2. Подбираю однокоренные слова
3. Выделяю общую часть в однокоренных словах .4. Обозначаю корень
- Мы проверяли, подойдет ли известный алгоритм для выделения приставки в слове.
- Подойдет, если добавить некоторые шаги.
5. Отметь часть слова перед корнем – приставку
6. Назови приставку
умение формулировать предположения и аргументировать свою точку зрения
умение сохранять цели своей деятельности
8. Первичное закрепление
- Знать алгоритм достаточно, чтобы правильно выделять приставку в слове?
- Для чего? Сформулируйте следующую цель урока.
- Со словами,которые записаны на доске вы поработаете в группах.
- Сначала повторим правила работы в группах.
1 группа-сделать,привез, повозка
2 группа-улететь,повязка, загадка -Нет, надо потренироваться.
(на уроке, дома)
- Нам нужно усвоить умение выделять приставку в слове.
Делятся на группы.
Называют правила.
умение планировать свою деятельность
умение работать в группе
умение искать необходимую информацию в словаре
умение контролировать действия партнёра
9. Контроль достижения целей
- Наш урок близится к завершению и пора подводить итоги. Как вы узнаете, научились выделять приставку в слове или нет?
- Выделите приставку в словах: .изрубить, подводник, заехал
- Проверьте результаты самостоятельной работы по образцу.
Демонстрирует образец выполнения задания на слайде.
- Оцените свою работу.
- Если вы правильно выделили приставку во всех словах, поставьте себе «+», если ошиблись – «?».- У кого есть знак «?» за работу? В чем трудности?
- Что будете делать, чтобы решить свою проблему?
- Кто поставил себе два знака «+»?
- Вам уже не нужно тренироваться в применении нового алгоритма?
- А где вы можете потренироваться?
Дает домашнее задание (упр. № 119). - Надо выполнить задание; надо попробовать выделить приставку в слове.
Выполняют задание самостоятельно.
Проверяют результаты
Смотрят на подробный образец и выполняют
самостоятельную работу.
Оценивают результаты самостоятельной работы.
. ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности умение выполнять пошаговый контроль по результату
умение оценивать результаты по критериям
умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу
10. Рефлексия
- Какая была тема урока?
- Какие цели ставили на этом уроке?
- Достигли поставленных целей?
- Докажите. Может ли быть в слове приставка?
- Что такое приставка?
- Как правильно выделить приставку в слове?
- Что произойдет, если пропустить первый шаг алгоритма?
- Оцените свою работу на уроке с помощью дерева достижений. Если вы довольны своей работой, были активными, самостоятельными, быстро выполняли задания, старались, прикрепите красное яблоко. А если вы не очень довольны своей работой, если считаете, что можете быть активнее, старательнее, то прикрепите зеленое яблоко. - Приставка.. Усвоить знание, что такое приставка
-как отличить приставку от других частей слова
- Усвоить знание алгоритма выделять приставку в слове
-усвоить умение выделять приставку в слове
- Да; почти.
-
Отвечают.
Называют шаги алгоритма.
- Мы не сможем записать ключевые слова и остальные шаги алгоритма сделать.
Выполняют задание. положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» умение сохранять цели урока
умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям