Урок окружающего мира на темуО молниях, змеях, собаках и прочем (3 класс)


Урок окружающего мира в 3-м классе
Тема: «О молниях, змеях, собаках и прочем».
Цели:
Образовательная: учащиеся узнают правила безопасности при общении с природой и домашними животными;
Развивающая: учащиеся учатся распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть вне дома; правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать;
Воспитательная: учащиеся понимают, что необходимо быть внимательным к собственному здоровью.
Оборудование:
Учебник «Мир вокруг нас» 3 класс, автор: А.А. Плешаков;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Презентация учителя Презентация ;Реферат ученицы о клещах;
Книга А.М. Носова «Лекарственные растения»;
Набор иллюстраций с ядовитыми растениями;
Ребусы;
Тест Приложение 3.
Ход урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяМетодический комментарий
I. Организационный момент
Микроцель: обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.
Слайд 2.
Вот и солнце появилось,
Как на праздник нарядилось
Чтобы мы учились дружно
И узнали всё, что нужно.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
– На предыдущем уроке мы говорили о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы нам было уютно и удобно жить в своей квартире, доме, ближайших окрестностях. Давайте устроим выставку условных знаков на тему: «Опасные места», которые вы нарисовали дома.Дети выходят, показывают знаки, рассказывают, что они означают.(Индивидуальная работа)
III. Целеполагание.
Микроцель: постановка цели урока.
– Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь разгадаем кроссворд. Дети разгадывают кроссворд и получают ключевое слово.Слайд 3.
Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему.Ответы:
1. Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.(Молния)
2. В названии этого гриба есть слово "бледная".(Поганка)
3. Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно?(Гадюка)
4. В будке спит,
Дом сторожит,
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт.(Собака)
5. Белые горошки
На зелёной ножке.(Ландыш)
6. Была зелёной, маленькой
Потом я стала аленькой
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая.(Ягода)
7. Жёлтая тарелка на небе висит,
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.(Солнце)
8. Кто родился с усами.(Кот)
- Какое ключевое слово получилось? (Опасность)
Опасности, которые могут угрожать жизни и здоровью человека в природе.
– О каких опасностях мы сегодня будем говорить на уроке? (О клещах, змеях, ядовитых грибах, ядовитых растениях, молнии, диких животных, домашних животных).
- Где они могут встретиться? Слайд 4.
– Какова же наша задача?
Дети ставят учебную задачу (Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье).
IV. Формирование новых знаний
Микроцель: формировать умения применять полученные знания на практике.
С наступлением тёплого времени года мы начинаем выезжать на природу. Это очень полезно для нашего здоровья. Но приходя в лес, кроме чудесных даров природы, мы можем повстречаться с опасностью. Клещи, змеи, ядовитые грибы, ядовитые растения, природное явление – молния, наконец , вот далеко не полный перечень «сюрпризов», уготовленных нам лесом. Прежде, чем отправиться в лес ,мы должны вооружиться определёнными знаниями.
Тест. Выбери одежду, которую ты оденешь в лес? (на доске)
футболка с длинными рукавами
шорты
кроссовки
купальник
спортивные брюки
носки
сланцы
панамку
резиновые сапогиРебята обсуждают, высказывают свои варианты.
1. - Одним из самых грозных врагов человека в лесу является клещ.
Ученица делает доклад на тему: «Клещи»Слайд 5.
Одно из опасных животных - клещ. Это не насекомое, как думают многие, а паукообразное, то есть родственник паука. Клещ впивается в кожу человека и сосёт кровь. При этом он может оказаться переносчиком опасных заболеваний. При укусе клеща лучше всего обратиться в больницу. Там клеща удалят, а ранку продезинфицируют. Присосавшегося клеща не нужно снимать пальцами (в коже наверняка останется его «головка с хоботком»).Удалять клеща лучше всего острым пинцетом. Место укуса надо смазать йодом.
2.- В лесу можно встретить змей.
Ученица делает доклад на тему: «»Змеи» Слайд 6.
В лесу можно встретить змей.
Уж – безобидная змея. Она не ядовита. Ужи встречаются во влажных лесах, в кустарниках по берегам рек, озёр, болот. Они отлично плавают.
Гадюка – ядовитая змея. Её можно узнать по зигзагообразной полосе на спине. Змеи – пугливые существа. Просто так они не нападают на человека. Могут укусить только ради самозащиты. Поэтому, соблюдая в лесу осторожность, ты скорее всего избежишь укуса змеи. Если же всё – таки змея укусила, нужно немедленно обратиться в больницу. Только там тебе могут по – настоящему помочь.Слайд 5.
- Следующая опасность, с которой вы встретитесь в лесу – грибы.
- На какие 2 группы делятся грибы?
- Назовите съедобные грибы.
- Какие советы вы бы дали тем, кто отправляется в лес по грибы? Высказывания детей.
Потом дети читают на слайде.Слайд 7.
Запомните народную мудрость «НЕ каждый гриб в руки бери, и не каждый в кузовок клади» Слайд 8.
Разбор ситуации. Слайд 9.
– Назовите номера грибов, которые вы не возьмёте и почему? У многих съедобных грибов есть двойники. Бледная поганка – самый ядовитый гриб. Спасти человека, отравившегося ею почти невозможно. Иногда её путают с шампиньонами. Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Двойники опят – ядовиты. Поэтому, при сборе грибов, надо быть очень внимательным.
Физкультминутка:
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше.
- Следующая опасность, которая подстерегает учащихся, это ядовитые растения. Слайд 9.
- Какие ядовитые растения вы знаете?
- Почему их называют ядовитыми? Слайд 10.(Чтение вывода)
– На эту тему нам расскажут наши ребята.
Слайд 11. Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Он содержит едкое, неприятное ядовитое вещество, делающее его несъедобным. Колючки этого растения действуют механически, нанося раны.
Слайд 12. Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьётся учащённо, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Это растение не едят животные.
Слайд 13. Бирючина кустарник с чёрными плодами величиной с горошину. Высаживают в живых изгородях. Плоды ядовиты.
Слайд 14. Волчье лыко красивые душистые и красные аппетитные ягоды очень привлекательны. Но спеши собирать букет и пробовать на вкус его плоды. Это растение насквозь
пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом. Даже животные обходят стороной волчье лыко.
Слайд 15. Вороний глаз опасное растение. Его единственная ягода сизовато – чёрного цвета, похожа на глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не срывай и не бери в рот. Просто пройди .и погибнет. Научись отличать вороний глаз от других ягод, чтобы ненароком не съесть его ядовитый плод. Животные вороний глаз обходят стороной. А вот птицы его склёвывают. Наверное, лечатся.
Слайд 16. Ландыш. Гуляя по лесу, мы видим тёмно – зелёные листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков- колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде.
Ландыш первый раз цветёт в возрасте семи лет. И за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Цветки ландыша опыляют пчёлы и шмели. Плод – круглая оранжево – красная ягода. Всё растение ландыша ядовито.
Слайд 17. Запомни!
- А о какой сейчас опасности будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
Сначала блеск,
Потом треск,
А затем плеск.
- Как называется это природное явление? Слайд 18. Гроза.
- узнать, что приближается гроза?
Слайд 19. Приближается гроза. Становится тихо и душно, замолкают птицы. На горизонте появляются тёмные, свинцовые тучи. Неожиданно налетают резкие шквалы ветра, после чего начинается дождь.
Слайд 20. Гроза – красивое, но опасное явление природы. В древности люди не могли объяснить, почему бывают грозы.
Они считали, что это сердятся на людей боги. Восточные славяне в древности чтили бога Перуна, «творца» молнии и грома.
Позже наши предки гром и молнию приписывали «деятельности» Ильи – пророка, который «ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы».
Теперь – то люди знают, что грозы происходят оттого, что в одном месте воздух очень сильно нагрелся, а в другом, наоборот, сильно остыл. Там, где встретился влажный и тёплый воздух с сухим и холодным, образовалась грозовая туча. В грозовой туче всегда возникают электрические разряды.
Слайд 21. Молния – это электрический разряд от тучи к туче или от тучи к Земле.
Такая же искра, какую мы видим, если в темноте снимаем с тела кофту из синтетики. Только очень большая электрическая искра.
Молния нагревает воздух вокруг себя: воздух резко расширяется, взрывается. Поэтому мы слышим гром.
- Может ли человек предотвратить это природное явление? (нет)
- Но если вам придётся встретиться с этим природным явлением, что надо делать, как себя вести.
(ответы детей)
Слайды 22 – 25. Давайте прочитаем правила поведения во время грозы.
Вывод: Надеюсь, что если вам придётся встретиться с этим природным явлением, вы не будете паниковать, вспомните правила поведения во время грозы, выполните их, и не будите подвергать свою жизнь риску.
Слайд 26. - Ребята, у кого дома есть домашние животные?
Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.- - - Какие правила вы знаете?
Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками.
Нельзя пристально смотреть животным в глаза и улыбаться. Улыбку животное может принять за оскал зубов, то есть угрозу.
Не дергайте животных за хвост.
Делайте животным прививки.
Не толкайте хозяина собаки.
Не трогай животных, если они едят или кого – то и охраняют, особенно своих детёнышей.
Не убегайте от собаки!
Не гладь незнакомых животных!
- Молодцы!
V. Обобщение полученных знаний.
Так что вы узнали сегодня на уроке?
- А теперь мы проверим, как вы усвоили материал, выполнив несколько тестов.
Слайд 27. Тест.
Прочитай рассказ, найди ошибки в поведении детей.
Слайд 28. Тест.
Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность.
Сохранять спокойствие.
Остановиться, встать боком к собаке.
При подготовке собаки к прыжку закрыть горло и лицо согнутой в локте рукой.
Громко позвать хозяина.
Слайд.28. Тест
Выбери съедобные грибы.
Вороний глаз
Черника
Волчье лыко
Брусника
Шиповник
Ландыш
Слайд 29. Тест.
Укажи ядовитые грибы.
Лисички
Мухомор
Свинушка
Сыроежка
Маслята
Бледная поганка
VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия.
- Молодцы. Итак, ребята, мы познакомились с основными правилами безопасности на природе и теперь можем смело отправляться в лес.