Урок по литературе по теме Премудрый пискарь

Тема урока: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Анализ сказки С-Щедрина «Премудрый пискарь»).


-Здравствуйте, садитесь. Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомиться с писателем большого поэтического диапазона, чьё творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Он говорил о себе так: «Я писатель, в этом моё призвание». Вы, конечно же, догадались, что это М. Е. С.-Щедрин. Творчество писателя очень разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, статьи, рассказы и не только.

-Прослушайте, пожалуйста, аудиозапись. Вы уже догадались, что кроме перечисленных выше жанров, С-Щедрин использует в своём творчестве жанр сказки.

- Как вы определили, что перед вами сказка? (есть зачин).

- Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о сказках С-Щедрина)

- Конечно, и целью нашего урока будет следующее:
1. Мы познакомимся с классификацией сказок С-Щедрина.
2. Закрепим умение анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.
3. Постараемся понять, в чем смысл жизни каждого живущего на Земле.
- Дома вы прочитали сказку «Премудрый пискарь», над анализом которой мы сегодня будем работать. И теперь согласно смыслу произведения выберите из написанных высказываний то, которое мы с вами сможем взять в качестве темы сегодняшнего урока. Слайд №1
1. «Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха» (Леонардо да Винчи)
2. Друг равнодушный! Так страшно слушать Черную полночь в пустом дому. (М.Цветаева)
3. Высший позор – ради жизни утратить смысл жизни.(Ювенал) 4. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.(Достоевский)
5. «Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Бертольд Брехт)
- Итак, запишите тему в тетрадь. А эпиграфом к уроку мы возьмём цитату из произведения: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».
- Форму литер сказки использовали и до С-Щ (Пушкин, Аксаков, Гаршин). Но сказки С-Щ отличаются. Запишем в тетрадь отличительные черты сказок С-Щ. Слайд №2
Сказки-это синтез всего творчества писателя. Его сказки современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры» и т д.
-Почему же писатель обратился к этому жанру? (индивид сообщение)
-Таким образом, условно все сказки писателя можно разделить на 4 группы: Слайд №3
- К какой группе вы относите сказку «Премудрый пискарь»? (сатира на либеральную интеллигенцию.)
- Сказка «Премудрый пискарь» возникла не на пустом месте. Дайте историч справку этой эпохе.
(После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается “изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются “борцами с изменой”. Именно большей частью интеллигенции овладевает малодушие и эгоизм. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости).
- Какое впечатление произвела на вас эта сказка? 
- Определите смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь». - Что означает эпитет «премудрый»? Работа со словарями.
(синонимы-умный, рассудительный, антонимы- глупый, бестолковый. 
Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно,  ироничный.) 

- В разных изданиях вы можете встретить пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте? (Подчеркнуть ничтожность существа, которое только и заботится о своей жизни)

- Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладают в сказке? (гипербола) "Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется..." (Гротеск) «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал». 

- Давайте обратимся к жизни премудрого пискаря.
- Кто был его врагами?
- Какую роль в его жизни сыграл завет, который оставляет своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба» Зачитать фрагмент)
Вспомните, в каких художественных произведениях мы сталкиваемся с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить.
Какие заветы?
«Капитанская дочка» –  «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
«Мёртвые души» – Провожая сына, отец, вручив ему полтинник, наказывает: « больше всего угождай учителям и начальникам. Коли в реке?не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».
«Горе от ума» – Молчалину
Мне завещал отец, во-первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге, который чистит платья, Швейцару, дворнику во избежанье зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

– С какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря? (Чичиковская – приобретательская позиция, молчалинская – позиция карьериста, завет отца Петра Гринёва – это призыв жить по законам чести и нравственности)
– В чём же суть этой морали «гляди в оба»? (Предостережение, устранение от жизненных опасностей, забота о себе, эгоизм)
- Как следовал завету отца премудрый пискарь? (Зачитать фрагмент: «Но он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»)
- Определите жизненную позицию премудрого пескаря. Какими пословицами можно её выразить?
1. Хочешь жить – умей вертеться.
2. Моя хата с краю.
3. Иди вперед, а оглядывайся назад.
4. Берегись бед, пока их нет.
5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.
6. Осторожность – лучше прибыли. (украинская)
7. Береги себя пуще глазу.
8. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)
9. Жизнь не ждёт – проходит. (марийская)
10. Был, не был, а и след заглох.
1. Береженого и Бог бережет
2. Будь ниже травы, тише воды.
3. Голова не карниз, не приставишь.
4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.
5. Глупец и на родине в плен попадает. (китайская)
6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески. (мордовская)
7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил. (греческая)
8. Уши выше лба не растут.
9. С сильным не борись.
10. По рогожке следует протягивать ножки.

- Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не  человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?  - Приведите примеры фольклорной речи и современных понятий.

Фольклорные элементы и обороты речи
Современные понятия

Жил-был пескарь
Пескарь просвещённый, умеренно-либеральный

Мотив отеческих наставлений
Жалованья он не получает и прислуги не держит

Ума палата была
Моцион делал

Ни в сказке сказать, ни пером описать
А во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него 200 тыс. выиграл

Во все лопатки – домой
Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья

Ни жива ни мертва выглядывает
Ни друзей у него, ни родных

На ус себе намотал
Ни он к кому, ни к нему кто

Жизнь прожить – не то, что мутовку облизать
В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девицами не гоняется

Думу думает
Не чуждается общественности

Стал умом раскидывать
Достойные граждане

Хлеб-соль водить
Жизненный процесс завершает

Ни тепло ни холодно





Вывод: Автор употребляет обычный зачин (“Жил-был пескарь”), традиционные обороты (“ни в сказке сказать, ни пером описать”, “стал жить да поживать”), народные выражения (“думу думает”, “ума палата”, “откуда ни возмись”), просторечия (“распостылая”, “погублять”). И на этом фоне неожиданно звучат слова: “жизнью жуировать”, “будет моцион делать”, “отрекомендуется”, “жизненный процесс завершает” и др О пескаре автор говорит как о рыбе, да вдруг и “проговорится”: “Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный...” Пескарь, как и следует мелкой рыбешке, боится щуки, рака, уды, боится попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или мухой, живет “то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем, что он “жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется...”)
Вывод: Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Пескарь был «умеренным и либеральным». С самых первых слов мы видим перед собой не то рыбу, не то человека - одно слово: ни рыба, ни мясо. Когда хотят описать невыразительное, бесстрастное, туповатое или самодовольное лицо, говорят: рыбье.)
- Как в продолжение сказки меняется значение слова «Премудрый»? («остолоп», «дурак», «срамец»)
- К какой формуле свелась вся жизнь пескаря? (Жил- дрожал, и умирал – дрожал)
- Какую проблему поднимает Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь»? (Смысл жизни и назначение человека)

Режиссёр Караваев Валентин в 1979г. снял мультфильм по сказке Салтыкова-Щедрина. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и ответить на вопрос: Соответствует ли этот отрывок сюжету щедринской сказки? Зачем режиссер вводит эту сцену в мультфильм? («бойтесь равнодушных: только с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства.» Трусость перерастает в предательство и подлость) Но, впрочем, пускай и не творил никакого зла премудрый пескарь. И цели своей он вроде бы достиг. Прожил более ста лет, так и не попавшись ни щуке на зуб, ни в сети. Однако жить ему было нелегко: жил - дрожал, а когда пришло время умирать, то и умирая - дрожал. Вопрос: для чего в таком случае было жить сто лет? Ничего хорошего он в жизни не сделал, и никто не помнит его, так что умер пескарь перепуганным и одиноким.
- Подведём итог урока. Чему учит сказка?

Запись вывода в тетради:  «Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть», сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле. 
- В чем смысл жизни каждого живущего на Земле?
Оценки за урок.
Домашнее задание: Прочитать «Историю одного города». Подготовиться к беседе по вопросам.
Беседа по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
Вопросы:
1. Когда и где происходят события «Истории одного города»? (Город Глупов.)
2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг.  Какова  роль  главы  «Опись  градоначальникам»  в  произведении?
3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?
4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога.)
5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?
6. Глава «Органчик». Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?
7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?
8. Прокомментируйте финал «Истории одного города».
9. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.)












13PAGE 15


13PAGE 14615




15