Урок Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина


Художественный мир М.Е.Салтыкова-ЩедринаАвтор: Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературыМБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина Панорама эпохиПотомки видят в «сатирах» Щедрина панораму эпохи и нескончаемую вереницу человеческих типов из самых различных человеческих групп. Многогеройность, плотная «населенность» свойственны большинству сочинений Щедрина. «Летописец минуты»Сам сатирик не без иронии именовал себя «летописцем минуты» и сетовал на связь своих произведений со «злобой дня». Однако, вопреки его опасениям, они оказались долговечны, потому что Щедрин никогда не ограничивался лишь «моментальной фотографией», дотошным воспроизведением событий «История одного города»Если в «Губернских очерках» основные стрелы сатирического обличения попадали в провинциальных чиновников, то в «Истории одного города» Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения сатирическое изображение народа и власти. «Опись градоначальников»Композиционным стержнем «Истории…» является «Опись градоначальников», определенно напоминающих российских императоров или особ, приближенных ко двору. Проекция глуповской истории на историю России – продуманная и далеко идущая игра «Сборный город»Глупов – это обобщенный образ: «сборный город», город-гротеск, представляющий щедринскую модель глубинных закономерностей российской истории. Писатель выявляет основной конфликт, заключающийся в вечном противопоставлении двух сил: градоначальников и обывателей. Смешная и страшная Россия «Боже, как грустна наша Россия!» – сказал Пушкин , послушав первые главы «Мертвых душ». «Боже, как она смешна и страшна…» – можно добавить после чтения «Истории одного города». Иго безумияСатиру Щедрина всегда считали направленной против российского самодержавия. Но она пережила императорскую Россию. Тоталитарные государства XХ века, кажется, откровенно подражали истории города Глупова. «Жизнь, находящаяся под игом безумия», никак не может закончиться. «Господа Головлевы»Внимание автора сосредоточено на индивидуально-психологических особенностях характеров, за которыми скрываются социально-классовые особенности.. ХОдин за другим уходят из жизни представители головлевского семейства на глазах распадаются семейные связи. Причины вырождения головлевского семействаТусклая атмосфера жизниПолнейшая бездуховностьГлубоко вкоренившееся в натуру Головлевых пустословиеСтрастное стремление к наживеПраздность, непригодность к какому бы то ни было делуЗапойОтсутствие привычки жить своим трудом ГПричины вырождения головлевского семействаГоловлевы погибают, потому что подточены «привычкою легкого существования». Мерило жизни для них – имение, наследство, капитал. Подлинные человеческие ценности и связи превращены для Головлевых в формальную необходимость, в ритуал, чисто внешнее соблюдение приличий. ИудушкаГлавный герой –Порфирий Владимирович, получивший прозвище Иудушка – ханжа и лицемер, с елейными ужимками и слащавыми речами. Иудушку характеризует «полное нравственное окостенение» – вот главный диагноз писателя. Щедринский пейзажПейзаж в романе приобретает лирически-эмоциональный характер, передает ощущение всеобщего разлада, запустения, словно бы предвещает гибель героев В изображении картин природы преобладают мрачные, унылые и скорбные тона: «серое, вечно слезящееся небо осени», «понурые, точно замученные деревья» . Щедринский пейзажДворянские гнезда у Тургенева овеяны высокой благоуханной поэзией.Некрасов изображал природу и в веселых, и в грустных тонах.У Салтыкова-Щедрина за картинами мрачной, суровой природы угадывается образ тяжелой доли русской деревни и бедственного положения народа. Застывший смехВеликий мастер смеха представил гениальный образец сатирического произведения, в котором смех застывает, замолкает, а читатели побуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводит человека нравственное окостенение . «Сказки для детей изрядного возраста»Это итоговое произведение. В него вошли все основные сатирические темы и мотивы. Книга не является простым сборником: между сказками устанавливается плотная и разветвленная взаимосвязь. Драма человеческой совестиЦелостность книги поддерживается своеобразным обрамлением. Вторая сказка цикла «Пропала совесть» перекликается с последней, «Рождественской сказкой». В обеих речь идет о драме человеческой совести. Сюжет первой сказки органически переходит в сюжет последней. Тема христианской совестиТема христианской совести, евангельской Правды, является ведущей в книге, она связывает отдельные сказки в единое полотно. Вселенский размахВ 80- е годы сатира Щедрина стремится взлететь над злобой дня к предельно широким и емким художественным обобщениям. Сказка помогает укрупнить масштаб изображения, придать сатире вселенский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества. Сказочный тип мышленияЗаимствуя у народа готовые сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. А фантастическая форма является для него надежным способом «эзопова языка», в то же время понятного и доступного широким слоям русского общества. Писатель обращается теперь не только к интеллигенции, но и к народу. Общие чертыСказки Салтыкова- Щедрина.Сказки русского народаЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка Отличительные чертыСказки Салтыкова- Щедрина.СатираСарказмСмешение категорий добра и злаНет положительного герояУподобление человека животномуСказки русского народаЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных Объекты сатиры ЩедринаПравительственные круги и господствующее сословие.Бесправное положение народа, его пассивность, покорностьОбывательски настроенная (либеральная) интеллигенцияБездуховность Сатирические приемыРазнообразные способы смеха:-ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;-сарказм –едкая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;-гротеск – предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. Сатирические приемы2) Иносказание:-аллегория - -Эзопов язык – художественная речь, основанная на вынужденном иносказании3) Гипербола – чрезмерное преувеличение ПроблематикаСамодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»).Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа(«Коняга», «Кисель»)Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)Трусость обывателя («Премудрый пискарь») Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») «Дикий помещик»В сказке нелепа фигура помещика: жизнь за счет народа превратила его в паразита При этом он считает себя опорой российского государства. Но фамилия князя напоминает о татаро-монгольском иге. Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий и презирающий порабощенный народ. «Дикий помещик»Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель и материальных, и духовных ценностей. Без него не только масло и мясо исчезают, но и наступает упадок культуры. Мужиком живет Россия, его трудом и заботами. Народ – созидатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание. «Премудрый пескарь»В сказке описана пора реакции 80-х. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Страшнее всего малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. Писатель берется напомнить современникам о человеческом достоинстве, чести, стыде, мудрости мнимой и истинной. «Премудрый пескарь»Автор называет пескаря «премудрым», но смысл в это слово вкладывает иронический. «Премудрый в устах автора звучит насмешливо, язвительно. Жизненная позиция пескаря в необходимости устраниться от массы жизненных опасностей и невзгод, заботиться о собственной сохранности и благополучии. «Умеренно-либеральный пескарь»В сказке дан намек на интеллигентных людей, исповедующих принцип полного невмешательства в течение жизни. Автор в сказке мастерски связал разные повествовательные планы: реально-исторический, конкретно-бытовой и сказочно-фантастический. «Премудрый пескарь»Шаг за шагом прослеживая ход пескариных умозаключений, автор вызывает у читателя то лукавую насмешку, то язвительный отклик, то чувство брезгливости. В конце произведения пескарю, подводящему итоги долгой своей жизни, открывается тоскливая истина. Нравственный урокВ сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны лишает жизнь всякого смысла. Житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, ее смысле. Значение сказок Форма сказки отвечала задачам писателя: в завуалированной форме обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, встать на защиту народных интересов. За маской бесхитростного балагура скрывается саркастическая усмешка умудренного горьким жизненным опытом человека. Значение сказок Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние наблюдения. Фантастика – форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием.