Урок Твои помощники — органы чувств








УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(С применением здоровьесберегающих технологий
В. Ф. Базарного)
«ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
1 КЛАСС


АВТОР: БОРЗЕНКОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МОУ «НОВОУКОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ










2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В работе представлен урок окружающего мира в 1 классе (направление начальных классов). Тема данного урока: «Твои помощники – органы чувств». Это первый урок в разделе «Ты и твоё здоровье». На уроке используются учебник и тетрадь «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа 21 века» Цель участия в конкурсе: на примере урока окружающего мира, показать какова роль системно - деятельностного подхода в формировании ключевых компетенций учащихся и развитии качеств личности.
В классе 18 человек. В классе есть дети с высоким уровнем развития – 4 человека. В группах они являются лидерами, к ним прислушиваются другие учащиеся. Большая часть учащихся класса имеют средний уровень развития. 5 учащихся имеют низкий уровень развития. Все учащиеся с интересом учатся, несмотря на возраст, уже могут работать в группах.
На уроке, основная роль отводится системно - деятельностному подходу в обучении, формированию универсальных учебных действий. В ходе исследования, учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы урока, делают выводы. Работая в группе, учатся сотрудничать друг с другом. На уроке используются элементы здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного: работа у экологического панно, применение офтольмотренажёра, выполнение заданий на сенсорном кресте, смена позы (конторки).














УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ
(С применением здоровьесберегающих технологий
В. Ф. Базарного)
Тема урока: «Твои помощники – органы чувств»
Цели урока:
1) Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; создать условия для формирования представлений об органах чувств, их роли в жизни человека;
2) Метапредметные:
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, через исследовательскую деятельность, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы по теме урока.
Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути преодоления;
Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
3) Личностные: содействовать осознанию учащимися необходимости бережного отношения к своим органам чувств, воспитывать чувство сопереживания другим людям.
Тип урока: урок – исследование
Оборудование: 1) общеклассное: сенсорный крест; офтольмотренажёр; экологическое панно; аудиозаписи звуков; классические мелодии; конторки (на протяжении всего урока учащиеся по желанию могут стать за конторку), компьютер, экран, презентация «Органы чувств»
2) для каждой группы: подбор предметов для работы в группах: листы бумаги разных цветов, геометрические фигуры, рисунки к сказкам, кусочки различных фруктов, листочки бумаги с различными запахами

Структура урока

1. Организационный этап
2. Этап подготовки к работе на основном этапе.
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий
4. Физминутка. Упражнение для глаз.
5. Этап первичного закрепления новых знаний и способов действий
6. Этап контроля и самоконтроля знаний, способов действий
7. Этап коррекции знаний и способов действий
8. Этап подведения итогов урока
9.Этап рефлексии
























Ход урока
Этап урока
Форми
рую
щиеся УУД
Методы и приемы

1. Организа
цион
ный
Регуля
тив
ные: волевая саморегу
ляция
Коммуни
кативные: планиро
вание учебного сотрудни
чества
с учителем и со сверстни
ками
- Ребята, улыбнитесь. Я рада видеть вас, как всегда добрыми, весёлыми, здоровыми.
Начинаем наш урок, точно в срок. На места все тихо сядем, Не нарушим тишину. Приготовимся все слушать. Думать, мыслить, рассуждать И друг другу помогать.
- Ребята, тот кто почувствует усталость в течении урока, может встать за конторку.

2. Подго
тов
ка к работе на основ
ном этапе. Мотива
ция. Поста
нов
ка учеб
ной задачи.
Познава
тельные: общеу
чеб
ные: умение структу
рировать знания, постанов
ка пробле
мы,
Логичес
кие: анализ, синтез, выбор основания для сравне
ния
Учебный диалог
- Каждый день мы узнаём что-то новое, совершаем маленькие открытия.
- Сегодня мы с вами побудем в роли исследователей
- Кстати, кто такие исследователи?
(- Исследователь – человек, который старается получить новые знания, причём ищет их сам.)
- Для начала я хотела бы познакомить вас с девочкой. (На доске открыть рисунок девочки, у которой нет глаз, носа, рта, ушей, рук) Прочитаем, как её зовут? (ВЕРОНИКА)
- Красивое имя, правда?
- Какой вопрос вы бы хотели задать ей?
(- Почему у неё нет глаз, носа, ушей, рта, рук?)
- А девочка считает, что эти части ей не нужны. Она говорит: «Вот ещё умывать их, протирать..»
- Как вы думаете, она права? - Сможет ли она так жить?
(- Без глаз – ничего не видно, без носа – дышать нельзя, без рта – кушать, без ушей – слышать)
- Получается, все эти части помогают человеку. Как мы можем их назвать? (-Наши помощники) - Может быть, вы знаете, как этих «помощников» называют по-другому?
- Мы обязательно найдём ответ на этот вопрос на нашем уроке. ( открыть слайд №1)
- Что же нам нужно доказать девочке
(- Что глаза, уши нос, рот человеку необходимы)
( открыть слайд №2)

3. Усвое
ние новых знаний и спосо
бов дейст
вий
Познава
тельные: умение структу
рировать знания, постанов
ка пробле
мы, контроль и оценка процесса и результа
тов деятель
нос
ти, умение осознан
но строить речевое высказы
ва
ние, Регуля
тив
ные: разви
вать умение планиро
вать необходи
мые дейст
вия;
Коммуни
Катив
ные: планиро
вание учебного сотрудни
чества со сверстни
ками
- Для этого приступим к исследованию
1) Повторение правил работы в группе
- Работать будете в группах. Вспомним правила работы в группе (учащиеся заканчивают предложения) Приложение 1
- работать должны все
- один говорит, другие слушают
- если не понял, переспроси
- если не согласен, объясни вежливо
2) Исследование органа зрения
- Отгадайте загадку, какого «помощника» мы будем исследовать в первую очередь?
Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят (глаза)
(учитель открывает рисунок глаз и на экране высвечивается слайд №4)
- Проверим, действительно ли глаза нам нужны?
(каждая группа получает лист с заданием)
- Задание: Посоветоваться и найти различия предметов на листе
(4 квадрата разного цвета)
(3 фигуры разной формы)
(4 круга разного размера)
(4 картинки с изображением разных сказок)
- Какие же различия вы нашли?
- Сделаем вывод: что вы увидели при помощи глаз?
1г. – . цвет
2г.- форму
3г. – . размер
4г.- рисунки к разным сказкам
5) Внимание! – Прочитайте слова на сенсорном кресте Приложение 2
(МАМА РОДИНА РОССИЯ МИР)
- Что ещё можем делать при помощи глаз?
( - Читать)
- Вывод: Благодаря глазам, мы видим предметы вокруг, их цвет, форму, величину, можем читать, любоваться красотой вокруг
- Мы доказали ВЕРОНИКЕ, что глаза ей нужны? Она согласна их вернуть на место. (приклеить глазки)
Подбор научного определения 1
- Нам необходимо подобрать научное определение.
- Глаза – это часть организма, т. е. орган. Сейчас ваша задача в каждой группе выбрать карточку с нужным определением и прикрепить на доску рядом с рисунком глаз.
- Глаза отвечают за – вкус, обоняние, слух, осязание или зрение?
- Кто готов прикрепляйте на доску карточки.
- Все вместе: глаза - это орган зрения.

4.
Физ
Минут
ка. Упраж
нение для глаз.

1) Работа с офтольмотренажёром в сопровождении красивой классической музыки
- Глазам время от времени нужно делать отдых. Этим мы сейчас и займёмся. Встаньте, пожалуйста. Понаблюдаем за сменой времени суток с помощью тренажёра
- Помните, что движения глаз головы и туловища должны сочетаться. Приготовились (включить)
- Утро, день, вечер, ночьночь, вечер, день. утро
Микропауза «Солнышко»
– А теперь ловим глазами «солнышко» (на чёрных перчатках приклеено солнышко из бумаги, учитель сжимает кулачёк, разжимает, под ритмичную музыку, дети весело двигаются)
3) – А ещё очень полезно для уставших глаз, смотреть на поверхности, которые окрашены зелёным или коричневым цветом, а лучше на картины природы или растения.

5. Усвое
ние новых знаний и спосо
бов дейст
вий
































































































6. Физ
Минут
ка

3)Исследование органа слуха
- Мы отдохнули и можем продолжать наши исследования
Загадка У зверушки на макушке, А у нас ниже глаз (уши)
(открыть картинку и слайд №5)
Слушание звуков у экологического панно
- Этот орган мы будем исследовать у нашего осеннего леса (учитель включает запись различных звуков природы и приглашает детей подойти к экологическому панно)
- Постоим у нашего осеннего леса и послушаем звуки природы. Закройте глаза, расслабьтесь и внимательно послушайте
- Какие звуки вы услышали?
- Что помогло вам в этом?
- Что могут уши?
(- Могут слышать и различать звуки.)
- Вероника очень грустная, что не смогла с нами послушать звуки природы. Пойдёмте на места и вернём Веронике уши ( приклеить ушки )
- Подберём научное определение
Подбор научного определения 2
- Уши – это орган осязания, вкуса или слуха?
4)Исследование органа обоняния
Загадка
Между двух светил Я в середине один (нос)
(открыть картинку и слайд №6)
- Определите различные запахи
(группы получают листочки с запахом: чеснока, лука, апельсина, кофе)
Вывод: Нос помогает чувствовать различные запахи и даже предупредить об опасности.
Подбор научного определения 3
- Нос - это орган обоняния. «Обонять» - чувствовать запахи.
(дети приклеивают носик Веронике)
5) Исследование органа вкуса
Загадка Всегда он в работе, Когда говорим. А отдыхает, Когда мы молчим (язык)
(открыть картинку и слайд №7)
- Что можно определить с помощью языка?
- А сейчас самое вкусное исследование. Определите по вкусу фрукты. (каждая группа получает кусочки фруктов и определяет)
- Для чего же служит язык?
Вывод: Язык служит для определения вкуса пищи. Пища должна быть не очень горячей – обжигая язык – мы почти не чувствуем её вкуса.
Подбор научного определения 4
- Язык – это орган вкуса
( приклеить девочке ротик и язычок )
6) Исследование органа осязания
Загадка Зимой бывает вся в мурашках, А летом загаром бронзовым покрыта (кожа) (открыть картинку и слайд №8)
- Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете? Что помогло вам почувствовать тепло рук? - Для чего же нужна кожа?
Вывод: Кожа – верный защитник. Её нужно беречь, содержать в чистоте.
Подбор научного определения 5
Кожа – это орган осязания
( дорисовать девочке ладошки )
«Оживлялки» (звучит музыка)
- Сожмите руки в замок, обхватите ими ладони, направьте локти вперёд. Потяните голову вперёд, не сопротивляйтесь.
- Сложите ладони перед грудью, не дышите. Сдавите ладони, чтобы руки задрожали. Втяните живот и потянитесь вверх, будто выглядываете из окна.

7. Первичное закреп
ление новых знаний и спосо
бов дейст
вий
Коммуни
кативные: управле
ние поведе
нием партнера, умение выра
жать свои мысли
Работа в группах по карточкам
- Соедините между собой понятия Приложение 3
Глаза орган осязания Уши орган вкуса Нос орган зрения Кожа орган обоняния Язык орган слуха

8. Контроль и само
конт
роль знаний, спосо
бов дейст
вий
Регулятивные: контроль в форме сравне
ния способа действия и его результата с задан
ным эталоном
Самопроверка
- Проведите самопроверку выполненного задания
(на доске открывается правильная схема)
- Если всё правильно, поднимите зелёную карточку.

9. Кор
рекция знаний и спосо
бов дейст
вий
Регулятивные: планиро
вание, прогнози
рование
- Как вы считаете, мы убедили Веронику в том, что глаза, уши, нос, кожа, язык, наши незаменимые «помощники»?
- Будет Вероника небрежно относиться к своим органам?
- Как вы думаете, действительно ли, нужно беречь наших «помощников»?
- Как это сделать, хотите ли вы об этом узнать?
- Об этом мы поговорим на следующем уроке окружающего мира и расскажем нашей гостье.

10. Подве
дение итогов урока
Познава
тельные: умение структу
рировать знания
Коммуни
кативные: умение выра
жать свои мысли
Регулятивные: волевая саморегу
ляция
Метод незаконченных предложений
- Орган зрения это
- Орган слуха это
- Орган вкуса это
- Орган обоняния это
- Орган осязания это
- И всё вместе это органы(чувств)
(слайд №9)


11. Рефлексия

Коммуни
кативные: умение выра
жать свои мысли
- Наши исследования подходят к концу.
- Понравилось работать в группах?
- Какие были трудности?
- Все группы работали дружно, поэтому со всеми заданиями быстро и правильно справлялись.
Вас, ребята, можно назвать настоящими исследователями. Спасибо вам за работу!
(слайд №10)



















Приложение
Список использованной литературы:
1. CD Планирование учебной деятельности с учётом требований ФГОС// Окружающий мир, 1 класс В.: Учитель, 2012
2. Виноградова Н. Ф. учебник Окружающий мир. 1 класс. – М.: Вентана - Граф, 2011
3. Замышляева Н.В. Проблема здоровьесбережения: пути ее решения на уроке // Начальная школа.- 2010. - №6. – С.22 - 24.
4. Базарный В. Ф. Здоровьесберегающие технологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997 – 448
Приложение 1
Правила работы в группе
1. В группе должен быть ответственный
2. Работать должны все!
3. Один говорит, другие слушают!
4. Если не понял, переспроси!
Приложение 2
Прочитать на сенсорном кресте
МАМА
РОДИНА
РОССИЯ
МИР
Приложение 3
Карточки для каждой группы
Соединить стрелочкой
Орган зренияухо
Орган слуха..нос
Орган обоняния...глаз
Орган осязаниякожа
Орган вкуса.язык
Отзыв рецензия о проведённом уроке в 1 классе
Урок окружающего мира по теме «Твои помощники – органы чувств» был проведён в 1 классе учителем начальных классов Борзенковой Ларисой Анатольевной.
Прежде всего, учителем была правильно спланирована деятельность учащихся на каждом этапе урока. Использовались разнообразные методики и формы обучения.
Начало урока было эмоциональным. Учитель смог мотивировать учащихся на продуктивную деятельность. Был поставлен проблемный вопрос и учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока. Высокой оценки заслуживает то, что умело была организована исследовательская деятельность учащихся. На этапе закрепления знаний учащиеся проводят самопроверку выполненного задания. На каждом этапе урока, учащимися совместно с педагогом, ставились цели урока и делались выводы. Необычным был итого урока «Метод незаконченных предложений», что позволило всем учащимся ещё раз проговорить вывод урока. В конце урока была проведена рефлексия. Дети оценили свою деятельность, назвали успехи и трудности, наметили планы следующего урока.
Положительному результату урока способствовало применение на уроке технологий В. Ф. Базарного. Работа у экологического панно, применение офтольмотренажёра для снятия усталости глаз, задания на сенсорном кресте, смена позы (использование конторок) - всё это способствовало активизации деятельности учащихся и предотвращению наступления усталости
Урок был продуман таким образом, что позволил учащимся проявить своё творчество, мастерство. Педагог сумел заинтересовать детей, поощрял их работу на уроке тем самым создавая благоприятную обстановку в классе.
Данный урок соответствует всем требованиям ФГОС НОО, так как способствует формированию УУД и ключевых компетенций: в исследовательской и предметной деятельности. А также развитию коммуникативности, способности к эффективному общению, регулированию конфликтов, самостоятельности, способности к самооценке.
Урок достиг поставленных целей и заслуживает высокой оценки.
22.11. 2013
Директор МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»
____________С. А. Конищева
15