Элективный курс Не говори шершавым языком


«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________/______________/
ФИО
Протокол № _____ от«___»___________2012г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ
«СОШ № 1»
____________/_Л.В.Коновалова/
ФИО
«___»____________2012г.
«Утверждено»
Руководитель МОУ «СОШ № 1 »
____________/_Т.Ф.Горелкина_/
ФИО
Приказ № _____ от«___»___________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Куркиной Веры Николаевны

высшей квалификационной категории
по___________________________________________
Предмет, класс и т.п.
_______________________________________________
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_____2012г.
2012 -- 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Программа элективного курса по русскому языку «Не говори шершавым языком» составлена на основе авторской программы «Культура русской речи» Смирновой Л.Г., М.,ООО «ТИД «Русское слово - Р.С.»,2006г. и адаптирована для 11класса.
Цель курса – формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции, совершенствование языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения; подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- развитие критического мышления;
- воспитание ответственности;
- изучение основных произносительных, грамматических и лексических норм современного русского литературного языка.
Программа включает в себя комплекс разноуровневых задач – от корректировки и актуализации знаний по коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи.
Особенность курса заключается в том, что он даёт сведения практического характера, знакомит со стилистикой и культурой речи, анализирует речевые ошибки, выявляет их причины.
Система заданий даёт возможность овладеть лексическими, грамматическими, синтаксическими, словообразовательными и орфоэпическими нормами путём многократного обращения к конкретному языковому материалу.
Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Данный курс нацелен на поддержание навыков развития устной и письменной речи и на расширение знаний о функционировании слова в речи.
В целях формирования интереса и положительной мотивации к изучению русского языка (гуманитарного профиля) содержание курса включает углублённое изучение материала по стилистике и культуре речи, что качественно отличает его от обязательного базового. В курсе анализируются формы и виды речи, рассматриваются категории коммуникации, дифференцируются группы речевых нарушений, показываются способы их преодоления, характеризуется процесс современного нормообразования, категоризируются группы речевых нарушений и показываются способы их преодоления.
В результате изучения курса воспитанник должен
Знать:
- законы построения искусной речи;
- качества хорошей речи как показателя интеллектуального и духовного богатства говорящего и проявления общественной культуры речи;
- лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка и требования необходимости их соблюдения;
- правила речевого этикета.
Владеть:
- экспрессивно-выразительными средствами и основами техники речи;
- системными знаниями в области коммуникативной грамматики и орфоэпии русского языка;
- речевыми умениями, необходимые для подготовки и произнесения монологических и диалогических текстов;
- русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах.
Применять в практике речевого общения:
- нормы русского речевого этикета определять стиль текста, создавать тексты разных стилей, определять стилевые особенности русских классиков;
соблюдать основные нормы литературного языка;
свободно, грамотно высказываться на заданные темы, добиваясь выразительности речи за счет тропов и стилистических фигур;
соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет, следить за чистотой, точностью речи;
уметь находить и исправлять в тексте различные языковые ошибки, овладеть навыками правки и редактирования.

Программа рассчитана на 34 часа.
№ Наименование разделов и тем Кален-дарные сроки Проведено фактически Вид занятия Наглядные пособия и технические средства Задания для учащихся Виды контроля Повторение
1 Культура речи как лингвистическая дисциплина. Различные аспекты культуры речи. 1нед сентЛекция Чачина.Пособие по речевому этикету Наблюдение за речью окружающих Фиксиров. речевых ошибок Диалог, монолог
2 Речевой этикет. Культура поведения Этические нормы общения. 2нед сентБеседа Чачина.Пособие по речевому этикету Наблюдение за речью окружающих Фиксиров. речевых ошибок Этические нормы общения.
3 Орфоэпический и акцентологический тренинги. 3нед сентРолевая игра Чачина.Пособие по речевому этикету Наблюдение за речью окружающих Фиксиров. речевых ошибок Этические нормы общения.
4 Характеристика стилей речи 4нед сентБеседа Чачина.Пособие по речевому этикету Стилистический анализ текста Анализ текста Стили речи
5 Норма как центральное понятие культуры 1нед.окт. Практикум тексты Стилистический анализ текста Анализ текста Стили речи
6 Языковые средства 2нед.окт Практикум Тексты Стилистический анализ текста Тестир. Средст. Выразит.
7 Виды тропов 3нед.окт Практикум Тексты Стилистический анализ текста Тестир. Средст. Выразит.
8 Стилистические фигуры 4нед.окт Практикум Электрон репет. тренаж. Стилистический анализ текста Тестир. Средст. Выразит.
9 Ударение. Нормы ударения . 2нед ноябКомбин. Интер. Курс подгот.к ЕГЭ Работа со словар. Орфоэпич. диктант Звуки
10 Употребление слова в несвойственном ему значении. Корректирование предложений. 3нед ноябПрактикум Интер. Курс подгот.к ЕГЭ Тренировочные упражнение Орфоэпич. Диктант Звуки
11 Лексическая сочетаемость 4нед ноябКомбин. Интер. Курс подгот.к ЕГЭ Редактирование. РедактировЗвуки
12 Построение простых предложений. Инверсия. 1нед дек Комбин. Чачина.Пособие по речевому этикету Редактирование текста Тестир. Лексика.
13 Построение сложных предложений различных конструкций. Редактирование текста 2нед дек Комбин. Интер. Курс подгот.к ЕГЭ Редактирование текста Тестир. Лексика.
14 Омонимия 3нед дек Комбин. Электрон репет. тренаж. Работа со словарём Редактирование текста Тестир. Лексика.
15 Полисемия 4нед дек Комбин. Электрон репет. тренаж. Работа со словарём Редактирование текста Тестир. Лексика.
16 Синонимия 4нед дек Комбин. Интер. Курс подгот.к ЕГЭ Редактирование текста, работа со словарём Тестир. Лексика.
17 Морфологические нормы. Окончания им.п. существ. м.р. 2нед янвКомбин. Электрон репет. тренаж. Трениров.упр. Тестир. Части речи
18 Чистота речи как коммуникативное качество хорошей речи 3нед янвКомбин. Электрон репет. тренаж. Трениров.упр. Части речи
19 . Иностранные слова, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, слова-паразиты, канцеляризмы, сленг, арго в аспекте чистоты речи.4нед янвКомбин. Электрон репет. тренаж. Трениров.упр. Тестир. Морфемы.
20 Колебания в роде существительных1нед феврКомбин. Тесты. Трениров.упр. Тестир. Окончание.
21 Нормы употребления сложносоставных слов 2нед феврКомбин. Интер. Курс подгот.к ЕГЭ Трениров.упр. Тестир. Сложные слова
22 Обобщение пройденного материала. Тестирование 3нед феврТестир. Тесты. Тестирование. Тестир. 23 Обобщение пройденного материала. Тестирование. 4нед феврТестир. Тесты. Тестирование. Тестир. 24 Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. 1нед март Комбин. Чачина, Гарцов, Пособие для подготовки к ЕГЭ по рус языку.Трениров.упр. Тестир. Падежи
25 Авторская позиция в тексте. Способы оформления авторской позиции в сочинении. 2нед март Комбин. Электрон репет. тренаж. Трениров.упр. Тестир. Предлоги
26 Категория употребления форм при переходных глаголах с отрицанием. 3нед март Комбин. Электрон репет. тренаж. Трениров.упр. Тестир. Глагол
27 Введение цитат в сочинение. Оформление цитат. 1нед апрКомбин. Трениров.упр. Тестир. Глагол
28 Проблема текста. Способы выявления проблем. 2нед апрКомбин. Интер. Курс подгот.к ЕГЭ Трениров.упр. Тестир. Члены предложений
29 Типы проблем. Нравственные, экологические, эстетические. Анализ текста. Способы выявления проблемы. 3нед апрКомбин. Интер. Курс подгот.к ЕГЭ Трениров.упр. Тестир. Члены предложений
30 Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. 4нед апрКомбин. Интер. Курс подгот.к ЕГЭ Трениров.упр. Тестир. Члены предложений
31 Комментарий к проблеме. Текстуальный, концептуальный 1нед мая Комбин. Электрон репет. тренаж. Трениров.упр. Тестир. Члены предложений
32 Соблюдение языковых норм. Анализ сочинений. 2нед мая Комбин. Чачина,Гарцов, Пособие дляподготовки к ЕГЭ по рус языку. Трениров.упр. Тестир. Части речи
33 Типы проблем. Философские, социальные, политические проблемы. Анализ текста. 3нед мая Комбин. Чачина, Гарцов, Пособие для подготовки к ЕГЭ по рус языку.Трениров.упр. Тестир. Части речи
34 Редактирование ученических сочинений. 4нед мая Тексты сочинений Редактирование Литература
Р.К. Баженкова, Н.А. Баженкова. Русский язык и культура речи. Вербум – М. 2005 г.
Д.Е. Розенталь. Пособие по русскому языку. М., М. – Оникс, 2004 гД.Е. Розенталь. Справочник по русскому языку. М. ЭКСМО-Прогресс, 2004
Д.Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М. – Пресс, 2003 г.
И.Б. Голуб. Упражнения по стилистике русского языка. Арис – Пресс, М. 2003 г.
И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. Арис – Пресс, М. 2003 г.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Легион-М, 2012.
Л.Г.Смирнова. Культура русской речи. М.,ООО «ТИД «Русское слово - Р.С.»,2006г
Л.С. Степанова. Система работы с текстом. Вербум – М. 2005 г.
Т.А. Злобина, А.А. Малиновский. Учимся чувствовать, понимать, анализировать. Вербум – М. 2005 г.
Д.Е.Розенталь, И. Б. Голуб. Стилистика и культура речи. М. – Пресс, 2005 г.
Орфоэпический словарь русского языка. Под редакцией Аванесова П.И.,М., «Русский язык»,1988г.