Для проведения интегрированнго урока (мероприятия) в рамках патриотического воспитания: «Вклад искусства в победу над фашизмом»


Методическая разработка
«Вклад искусства в победу над фашизмом» (Сила слова)
Межпредметные связи:
история, литература, музака, изобразительное искусство, МХК, обществознание.
«В начале было Слово …»
Первая строка книги Нового завета Евангелие от Иоана Автор/разработчик: Ивакин Михаил Викторович учитель истории и обществознания
ГБОУ гимназии №1925
Вступление: В свете непрекращающейся информационной войны, объявленной нашими заклятыми «партнёрами», вопросы патриотического воспитания молодёжи должны выходить на первый план, а искусство находится в авангарде борьбы добра и зла. Именно оно позволяет находить общие точки соприкосновения людям разных возрастных категорий и слоёв общества.
Цель: – раскрыть и показать детям роль искусства в победе над врагом.
Так же, уверен, что им будет интересно узнать, что произведения искусства ВОВ (фильмы, стихи, песни и т.д.) имели реальную основу историческую подоплёку.
Основная часть:
Боевой дух – залог победы:
В годы ВОВ борьба за свободу и независимость Родины стала главным содержанием жизни советских людей. Всё это требовало от них предельного напряжения духовных и физических сил. Именно это стало главной задачей литературы и искусства, которые превратились в могучее средство патриотической агитации. Война стала всенародной бедой, но у советских людей было мощное оружие для поднятия боевого духа бойцов – искусство. А как известно, боевой дух – это залог победы.
Песни:
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
В.Лебедев-Кумач.

Эти слова Маэстро, из всеми любимого фильма «В бой идут одни старики» невероятно точно передают те чувства, которые испытывали русские люди. Прототипом же этого героя был реальный человек Виталий Иванович Попков – советский лётчик – истребитель, дважды Герой Советского Союза. Он же лейтенант Александров, позывной «Кузнечик». Эпизоды фильма практически совпадают с реальной историей, которая разворачивалась в годы войны. Действительно существовала такая поющей эскадрилья «Весёлые ребята». Когда в 1942 году летчик Попков попал на фронт, в том же году он и его сослуживцы создали любительский оркестр, а Леонид Утесов и его Джас Бэнд даже подарили поющей эскадрилье 2 истребителя с надписью на борту «Веселые ребята», на этих самолетах были нарисованы ноты.
Прозвище «маэстро» Виталий Попков получил после эпизода, когда признался, что знает и может исполнить на фортепиано только одну песню - «Амурские волны». Но этого оказалось достаточно, чтобы потом в полку была действительно организована художественная самодеятельность. Вместе разучили «Смуглянку». Которая стала гимном поющей эскадрильи.
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, но, пожалуй, самой сильной и значимой, которая стала символом духа, призывом к Победе, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война. Поэт был потрясен событиями, происходящими в Европа, и, вдохновлённый этим, написал стихотворение. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор А. Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны». Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение.

Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь», спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.
Литература:
Не менее важную роль играла литература. Многие писатели создавали свои произведения прямо на фронте. Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу.
Публицистика А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова, А. Твардовского стала еще одним видом оружия, разящим врага. Как своих однополчан воспринимали фронтовики героев поэмы А.Твардовского "Василий Теркин", романа М. Шолохова "Они сражались за Родину", также огромную популярность приобрело стихотворение К. Симонова «Жди меня». Очень трогательно и в то же время жизнеутверждающе звучат стихи Юлии Друниной, девушки, которая от начала до конца прошла войну. Её стихи проникнуты духом патриотизма, верой в победу и невероятной горечью потерь ушедших однополчан:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943.
С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. К. Симонов в грозные предвоенные годы писал, что перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки. А когда ранним июньским утром в родной дом вломилась коричневая чума, писатели одели военные гимнастерки и стали армейскими корреспондентами, как например: Василий Семёнович Гроссман, находившийся во время битвы за Сталинград  в городе с первого до последнего дня уличных боёв, и Илья Григорьевич Эренбург, написавший 2000 статей за годы войны, опубликованных в «Красной звезде» и других фронтовых газетах.
Одним из главных людей того времени, оказывающих невероятное влияние на советский народ, был диктор Ю́рий Бори́сович Левита́н. Он был вынужден провести часть жизни «за кадром» — люди не знали его в лицо, но голос его был знаком каждому гражданину страны. Левитан никогда не переставал оттачивать свое мастерство. Читал тексты и «вверх ногами» для выработки внимания и безукоризненного произношения.
Голос Левитана призывал всех к самоотверженности и патриотизму, к стойкости и мужеству, мобилизуя всех на разгром фашистов. Маршал Рокоссовский считал, что голос Левитана был равносильным целой дивизии, он приравнивался по мощности к разрывам бомб, сыпавшимся на голову врагов. Левитан говорил с энтузиазмом и верой в победу. Казалось, выступления его слова имели гипнотическое влияние на слушателей.Неслучайно за голову Левитана было объявлено вознаграждение в 250 тысяч марок. А Гитлер объявил диктора личным врагом номер один и обещал повесить его, как только войдёт в Москву. Учитывая угрозы фашистов, оберегали Левитана на государственном уровне.
Сила юмора:
Война – это не только душераздирающие и ужасающие картины перед глазами, запах крови и вечный страх, это ещё и отдых солдат, которые находили для него время.
Очень большой популярностью пользовались сатирические произведения в годы ВОВ, ведь отличительной чертой нашего народа является отличное чувство юмора! Огромное количество сатирических произведений написал С.Я. Маршак, одно из них - «Юный Фриц» или экзамен на аттестат «Зверости». В нём он высмеивал фашистов, их глупость, безвольность, утопию идеологии и тем самым вселял в русского человека уверенность в Победе, ведь главное – избавиться от страха перед врагом. Это стихотворение прекрасно иллюстрирует действительность того времени. Хочется провести аналогию между этим стихотворением и фразой, сказанной политический, государственным и военным деятелем нацистской Германии Ге́рманом Вильге́льмом Ге́рингом ««У меня нет совести! Мою совесть зовут Адольф Гитлер!»
Очень интересным, на мой взгляд, является фольклорный слой. Жанровое разнообразие солдатского юмора вносят частушки.
Ярким примером солдатских частушек являются следующие произведения:
Напишу письмо Светланке,Пусть узнает весь колхоз:Я подбил три вражьих танкаИ фашистский бомбовоз.Не страшны нам все преграды,Знаем – выиграем бой.Мы стоим у СталинградаНеприступною стеной!
Это демонстрация свободы. Ибо свободен лишь тот, кто умеет улыбаться.
Плакаты:
По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.   Плакат – художественное выражение слова.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. «Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.
На второй день войны уже появился плакат КуКрыНиксов (Крылов, Куприянов, Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет» (который в наше время является самым узнаваемым плакатом.) Он создаёт настроение тревоги и очень четко определяет главную мысль того времени — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.   
Так же нельзя оставить в стороне такие плакаты, как «Отомсти» художника Д. Шмаринова и «Воин Красной Армии, спаси!» В. Корецкого, они –поднимали боевой дух солдат и мотивировали на победу!
Так же, отдавая дань тому, что мы живём в Москве, нельзя не вспомнить выражение Василия Георгиевича Клочкова, политрука, человека апеллирующим словом, «Отступать некуда, позади Москва». Эта фраза, сказанная на века, которая по своей значимости была одной из самых важных. Она воодушевила и мотивировала Панфиловцев и других рероев на подвиг во имя жизни и мира. Во имя нас.
Как сказал писатель Илья Эренбург, «не мы хотели этой войны». Но, несмотря на все трудности и, как сегодня говорят, техническую невозможность защитить Родину, долгожданный День Победы настал. Сегодня мы хотим еще раз поблагодарить всех тех, кто даровал нам право на жизнь.
Заключение:
Победа в Великой Отечественной войне – дело рук миллионов человек, которые не только сражались на фронте, трудились в тылу, но и создавали произведения искусства. Их бесценный вклад в победу над фашизмом невозможно переоценить. Спустя много лет я не перестаю гордиться наследием, оставленным патриотами. И в наше время никого не должна оставлять равнодушным великая сила слова, идущего из русской души.
«И слов уже не нужно боле,
Душою скажем помолясь,
За Всё, за Всё, за Всё СПАСИ БО
Всё как один – Вся Русь и Я!»
Ивакин Михаил Викторович –
учитель истории и обществознания
ГБОУ гимназии № 1925
Реализовано в гимназии №1925 на интегрированных уроках, классных часах в год
70–летия Великой ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Рекомендовано использовать ежегодно.
Москва 2015