Доклад на ШМО на тему Организация проектной деятельности на уроках математики в начальной школе

ГБОУ СОШ г. БЕСЛАН








Организация проектной деятельности на уроках математики в начальной школе














Работа учителя начальных классов

Кузнецовой Оксаны Георгиевны

2016 год
Организация проектной деятельности на уроках математики в начальной школе


Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач мы используем в своей работе различные формы и методы обучения. Одним из таких методов является метод проектов, который помогает нам решать задачи не только образования, но и воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим.
Если учитель умело организует проектную деятельность учащихся, будет направлять их на поиск решения поставленной проблемы, то процесс обучения будет способствовать развитию их творческих способностей. При этом очень ценным является использование информационно-коммуникацонных технологий.
На уроках математики мы используем регулярно, начиная со второго класса проектные методы. Приведу пример одного проекта по теме «Магия числа 3», который проводился во 2 классе. Для начала было предложено найти интересные материалы о числе 3. Дети собрали пословицы и поговорки, связанные с числом 3. Однако эти пословицы не были подчинены какой-то одной теме. Чтобы заинтересовать детей, я решила сама предложить им некоторый материал. Дети узнали, что число 3 - магическое число, потому что оно складывается из суммы предыдущих чисел (3=2+1), символизируется треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трем главным божествам: Солнцу, Луне и Венере. Кроме того, в основу многих народных сказок положено число 3. Все это вызвало неподдельный интерес у учащихся. Далее было предложено подобрать снова интересные материалы про это же число. И действительно, дети предложили совершенно разнообразные работы: интересные нестандартные задачи с числом 3, новые пословицы, поговорки, загадки разных народов мира, сказки, связанные с этим числом. Например: сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Три орешка для Золушки», «Сивка - Бурка», «Конек - Горбунок» и др.; пословицы, поговорки и загадки. Например,
Иу жй калы,
Иннж йж нуазы,
Жртыккаг жй хжры.
Одна льет,
Другая пьет,
Третья ест.


Еу ледзуй, дууемжй лжуунцж,
Жртиккаг ба ж сжржй ковуй (диг.)
Одна бежит, двое стоят
Третий кланяется головой.

Японские пословицы

Три года на камне просидишь, и камень нагреется. Три дня не прошло, а вишня отцвела.
Украинская пословица
Гость первый день - золото, на второй - олово, а на третий - медь, хоть домой едь.

Учащиеся подобрали несколько осетинских логических задач:
«У некоторого (человека) умер любимый родич; человек решил устроить в его память скачки; и прибыл к нему три всадника на добрых конях, и он сказал им: «Скачите во всю прыть, и тому, кто первым придет, достанется последний приз; как вы поскачете?»

«Ехали три всадника. По дороге увидели новорожденного жеребенка. Окажись жеребенок под ногами коней, неминуема бы была гибель, да еще был месяц-студень; все трескалось от мороза.
Один из всадников сошел и перенес жеребенка из-под ног коней за дорогу. Это первое спасение.
Другой сошел и подстилку застелил, согрел малыша. Это второе спасение. Третий всадник сошел и дал пососать жеребенку его мать. Это было третьим спасением жеребенка от второй смерти. После этого всадники стали спорить: кому принадлежит жеребенок?»

Беседы учащихся с бабушками и дедушками помогли учащимся найти материал о том, где и как это число встечается у осетин. Известно, что на праздничный стол у осетин положено ставить три пирога и три ребра. Также у осетин пользовались столом - фынгом на трех ножках. Цифра три связанна с символикой Осетии.
Флаг нашей республики трехцветный - бело-красно-желтый. Эти цвета являются символами моральной частоты (белый), воинской доблести (красный) и изобилия и благодати (желтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древнеосетинского общества и являются отражением этой структуры. Ее суть вкратце заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие органическое целое. Этими группами были военная аристократия, из среды которой выдвигались вожди племен и военачальники, служители культа или жречества и рядовые общинники, состоявшие из скотоводов и землепашцев.
Подобно скифам, нарты также делились на три четко выраженные социальные группы или рода. Это были – Ахсартаггата (воины), Алагата (жрецы), Бората или Бурата (рядовые общинники). К числу первых принадлежали наиболее выдающиеся нарты – Урузмаг, Хамыц, Батрадз, Сослан. Вторые осуществляли обрядовые функции нартов, и именно в их доме хранилась священная чаша Уацамонга и Нартамонга, служившая определением истинного нарта. И, наконец, последние олицетворяли собой изобилие и благодать нартов. Родоначальник этой фамилии назывался Борафарнуг или Бурафарнуг, т.е. Бора (Бура), наделенный благодатью.
Особо интересным этапом работы в проектировании для учащихся является презентация подобранных материалов. Конечно, часто они пока прибегают к помощи старших, но все же это приближает их к информационно-коммуникативным технологиям.
Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели и воплощать их в жизнь.
Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися практически любого возраста.