Организация проектной деятельности на уроках английского языка


«Организация проектной деятельности на уроках английского языка»
                                                            Учитель английского языка: Осыченко Л.А.           
Содержание
1. Что такое проект?.
2. Проектная деятельность в моей практике.
.
    Работая над технологией методики проекта в течение нескольких  лет , я всегда задавала себе вопрос: «Что такое проект?», «Как данная технология влияет на обучение иностранному языку?» , «Для чего нам нужен метод проектов?
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
*   Во-первых, проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, , желательно поощрять их самостоятельность.
*   Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий используется дополнительный материал.
*   В-третьих, проекты могут выполняться и отдельными учащимися, и в группах.
* В-четвертых, главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
 5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка .Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
   Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.
    Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского. языка как языка международного общения.
  Но наряду с преимуществами работа проектом существуют и определенные трудности.         1. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.         2. Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.         3. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям – к последующему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.         4. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику., чувство ответственности за принятые решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».         5. Неизбежны и языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
2.Проектная деятельность в моей практике.
       Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт.    Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся. Авторы проекта ищут информацию, собирают материал, рисуют иллюстрации, пишут текст.
     В 5-6 классах учащиеся выполняют мини- проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и открытки.. Очень интересными получаются проекты по теме, «Напиши письмо зарубежному другу , «Каникулы в волшебной стране», «Сочиняем сказку», «Модный журнал для звезд», «Генеалогическое древо» (Family Tree), («Школа будущего или «Экскурсия по школе»), «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы). В старших классах учащиеся пишут сочинения-рассуждения.    .     Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы. Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты.
В своей практике я планирую   мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:
– составление и комментирование расписания уроков (5-й класс);
– мини-исследовательские проекты (например рейтинг любимых каналов). (9 класс)
    Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Я и мои родители», «Одежда», «Сохраним нашу природу», . С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, «Олимпиада в Сочи»
Проекты бывают не только групповые, но и индивидуальные. Каждый монопроект - часть души ребенка. ..... « Что же касается любви, то Золушка в наши дни вовсе не будет ждать своего Принца, потому как сейчас она стала более независимой девушкой, у которой карьера и развлечения стоят на первом месте. В крайнем случае, она проявит инициативу и найдет Принца сама, даже не теряя туфельки.Как вы уже могли заметить, Золушка в наше время сильно отличается от той, которую мы привыкли наблюдать в сказках братьев Гримм. Однако, по моему мнению, современным девушкам стоит перенять некоторые черты сказочной героини, такие как скромность, доброта и трудолюбие. И возможно именно тогда их жизнь не превратится в тыкву, а принц будет чаще дарить "хрустальные туфельки".»(Каграман Д.)
     
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.