Выступление на школьном МО учителей русского языка Анализ школьных программ



Изучение современной литературы в школе: сравнительный анализ школьных программ и учебников по литературе
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполнила: Нитченко Валентина Егоровна
Анализ школьных программ:
1.Беленький Г.И. Программа по литературе. – М.: Мнемозина, 2006.
2.Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.  Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010 г. рассматривает, на мой взгляд, современный литературный процесс шире, чем программа Беленького Г,И.
Возьмём литературный процесс 50 — 80-х годов. Программой Меркина предусмотрены следующие этапы:
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы X века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая » лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопный реализм » писателей-фронтовиков 60—70-х годов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. Повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
Перечень предлагаемых к изучению произведению содержателен:
В.М. ШУКШИН Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Н.М. РУБЦОВ Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать и< холмам задремавшей отчизны...», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага.
В.П. АСТАФЬЕВ Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчестве Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.
В.Г. РАСПУТИН
Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», рассказ «Не могу-у...».
Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философ-кое осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Распутина.
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
У литературной карты России Обзор творчества В.Т. Шаламова, Е.И. Носова, В.Д. Федорова, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.
Уделяется внимание новейшей русской прозе и поэзии 80 — 90-х годов
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В. Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).Поэма в прозе «Москва—Петушки» В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.
Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пришв, Т. Кибиров и др. Поэзия и судьба И. Бродского.
Программа «Литература. 5-11 кл.» под редакцией Г.И.Беленького. М.: «Мнемозина», 2006, современную литературу рассматривает уже. Докажем примерами.
Содержание программы (базовый уровень)
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.
А. Т. Твардовский (2 часа) Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор других стихотворений).Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как
ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. Т. Шаламов (2 часа) Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний бой майора Пугачёва», «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор другого рассказа).
История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.
А.И. Солженицын (2 часа) Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Литература последних десятилетий XX века (9 часов)
Н. М. Рубцов (1 час)Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Авторская песня В.Высоцкий. Б.Окуджава (1 час)
В.М.Шукшин. Рассказы разных лет (2 часа)
В. Г. Распутин (2 часа) Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Последний срок» (возможен выбор другого произведения).
Нравственное величие русской женщины. Современная проза.
ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. А. В. Вампилов (2часа) Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Старший сын»
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Стечение обстоятельств в пьесе.
Литература конца XX – начала XXI века.
(2 часа)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Выводы:
Как видим, программой Беленького Г.И. рассматривается литература конца XX – начала XXI века, но всего отводится 2 часа. Изучаются основные тенденции современного литературного процесса и постмодернизм.
Но только программа Г.С.  Меркина уделяет большое внимание новейшей русской прозе и поэзии 80 — 90-х годов. Реалистическая проза представлена широко. Есть и новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В. Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.
Данной программой формируется понятие эволюции модернистской и постмодернистской прозы, изучается ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пришв, Т. Кибиров и др.
Использованная литература:
Беленький Г.И. Программа по литературе. – М.: Мнемозина, 2006.
Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.