Методическая разработка занятия по волейболу на тему Обучение технике передачи мяча сверху двумя руками


Методическая разработка занятия по волейболу
«Обучение технике передачи мяча сверху двумя руками».
Актуальность:

Волейбол – спортивная игра, которая пользуется большой популярностью среди учащихся. Сущность игры в волейбол заключается в том, что каждая из двух команд, состоящих из шести игроков, стремится точно разыграть мяч руками направить его через сетку в сторону противника, причем направить его таким образом, чтобы игрокам противоположной команды трудно было бы его отбить.
Передача мяча сверху двумя руками составляет основу игры, что дает возможность выполнять учащимся различные упражнения по технике, а так же играть через сетку тем, кто еще не освоил подачу и прием мяча, посланного подачей. Техника игры в волейбол отличается тем, что касание мяча руками должно быть кратковременным и отрывистым, задерживать мяч нельзя. Это требует умения быстро передвигаться по площадке, чтобы своевременно выйти к мячу и занять удобное исходное положение, затем, разгибая ноги и руки, отрывистым касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление. Встреча рук с мячом над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать ладонями – это нарушение правил игры.
Основные задачи:
Учить технике передачи мяча сверху двумя руками.
Содействовать формированию знаний о способах передач в волейболе.
Способствовать формированию правильной осанки, укреплению основных групп мышц учеников.
Содействовать развитию координационных и скоростно-силовых способностей, чувства коллективизма и товарищества.
Содействовать воспитанию волевых качеств (смелости и решительности, настойчивости).
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Научить основному техническому приему: передачи мяча сверху двумя руками.
Научить основным правилам игры в волейбол.
Учить анализировать правильность выполнения верхней передачи и поиск ошибок при неправильной технике.
Научить соблюдать требования техники безопасности.
МетапредметныеПринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, умением формулировать вопросы и ответы;
регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу занятия и стремятся ее выполнять.
Личностные
Развитие чувства товарищества, доброжелательности, навыков сотрудничества.
В ходе урока использованы следующие методы контроля:
методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: выявление степени правильности и прочности усвоенных умений, выявление ошибок учеников и установление готовности учеников к усвоению нового материала;
методы устного контроля в форме контрольной беседы, описания упражнения, рассказа учеником (с помощью слова осуществляется руководство процессом и воспитания: ставятся задачи, сообщаются знания, направляется поведение учащихся, анализируется и оценивается их деятельность);
Использование современных образовательных технологий на занятии:
здоровьесберегающие технологии: использование оптимальной дозировки (объема и интенсивности применяемых нагрузок) и выбор средств обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья;
технологии разноуровнего обучения: создание условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности посредствам выбора способа выполнения упражнения и инвентаря (например, в рамках начального уровня сложности – выполнение сгибание, разгибание рук с колен; в рамках повышенного уровня сложности – выполнить сгибание разгибание рук из положения лежа);
технологии коллективного обучения: организация групп учащихся с целью развития навыков сотрудничества при выполнении совместных с другими детьми заданий по овладению техникой передачи мяча сверху двумя руками;
компьютерные технологии: использование ЭОР в рамках урока (демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания: постановка пальцев рук при приеме мяча, выход под мяч и др.)
Место проведения: спортивный зал размером 12*24м
Необходимое оборудование и инвентарь:
волейбольный мяч – 7 шт.
ноутбук – 1 шт.
мультимедийный проектор – 1 шт.
свисток – 1 шт.
фишки – 2 шт.
набивной мяч (1 кг) – 2 шт.
Части занятия и их продолжительность Частные задачи к конкретным видам упражнений Содержание учебного материала Дозировка Организационно-методические указания
В
В
О
Д
Н
О
-
ПО
Д
Г
О
Т
О
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Я
Ч
А
С
Т
Ь
12 –
15
М
И
Н
У
Т
Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию.
Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей деятельности. Содействовать профилактике травматизма.
Организовать учащихся к выполнению упражнений в передвижении
Способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия
Способствовать увеличению подвижности в пальцах рук и лучезапястном суставе.
Активизировать функции сердечно- сосудистой и дыхательной систем организма
Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС.
Организовать учащихся к выполнению общеразвивающих упражнений
Содействовать увеличению эластичности мышц шеи.
Содействовать увеличению эластичности мышц груди.
Содействовать
увеличению подвижности плечевых суставов
Содействовать увеличению силы рук и мышц груди.
Содействовать увеличению эластичности мышц туловища.
Содействовать увеличению эластичности задней поверхности ног.
Содействовать увеличению подвижности тазобедренных суставов.
Содействовать увеличению подвижности в коленных суставах.
Построение занимающихся в одну шеренгу, обмен приветствиями.
Сообщение задач занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений.
Перестроение в колонну по одному поворотом на месте и ходьба в обход зала с размыканием на дистанции в два шага
Разновидности ходьбы:
- на носках, руки в стороны со сгибанием и разгибанием пальцев рук.
- на пятках, руки в «замок» перед грудью с круговыми вращениями в лучезапястном суставе.
- перекатом с пятки на носок, руки к плечам с круговыми вращениями в плечевом суставе.
Специальные беговые и прыжковые упражнения:
- в стойке волейболиста приставным шагом правым, левым боком
- в стойке волейболиста приставные шаги 2 правым боком, поворот кругом, 2 левым боком
- скрестным шагом правым, левым боком, руки в стороны
- бег с высоким подниманием бедра
- бег с захлестыванием голени назад
Дыхательные упражнения в ходьбе.
На вдохе – поднять руки, на выдохе – опустить.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два с одновременным поворотом налево в движении
Общеразвивающие упр.:
1. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1-4 – круговое движение головой вправо;
5-8 – то же влево;
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтевом суставе перед грудью.
1-2 – отведение согнутых рук назад;
3-4 – поворот вправо и отведение прямых рук назад;
5-8 – то же в другую сторону.
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки вперед.
1-4 – круговые движения руками вперед.
5-8 – то же назад.
4.И. п. – упор лежа (облегчение – упор лежа, колени на полу)
1-2 – согнуть руки в локтевом суставе
3-4 – разогнуть руки в локтевом суставе
5.И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1-3 – наклон влево, правая рука вверх.
4- И. п.
5-8 – то же вправо.
6.И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1- наклон к левой ноге, пальцами рук коснуться левой стопы.
2- наклон в середину, пальцами рук коснуться пола между стопами.
3- наклон к правой ноге, пальцами рук коснуться правой стопы.
4 – И.п.
7. И.п. – основная стойка.
1- выпад правой вперед
2- И.п.
3- выпад левой вперед.
4- И.п.
8. И.п. – основная стойка, руки на колени.
1-4 – круговые движения в коленном суставе вправо.
5-8 – тоже влево. 25-30 сек
25-30 сек
15-20 сек
1 мин:
15 м
15 м
15 м
3 мин
20 м
30 м
30 м
20 м

20 м
20 м
30-40 сек
5 минут
2 – 3 раза
2 раза
2 – 3 раза
10 раз
2 -3 раза
2 – 3 раза
2 – 3 раза
2 – 3 раза Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд
Обеспечить предельную конкретность и смысловую емкость задач занятия и правил ТБ, доступность понимания их формулировок учащимся.
Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя.
Акцентировать внимание
занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции.
Спину держать прямо, вперед не наклоняться, круговые вращения выполнять по максимальной амплитуде.
Обратить внимание на постановку стопы, ноги слегка согнуты. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса.
Руки держать прямо, вниз не опускать
Частота движения большая, ногами не топать, мягкая постановка ног
Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания.
Выполнить перестроение по команде учителя. Ориентировать учащихся при размыкание на дистанцию в три шага и интервал ширина волейбольной площадки.
Выполнять плавно с максимальной амплитудой.
Локти не опускать, спину держать ровно.
Руки не сгибать, выполнять под счет с максимальной амплитудой.
Вперед не наклоняться.
В спине не прогибаться.
При наклоне, вперед не наклоняться, рука прямая.
Ноги в коленях не сгибать, выполнять без рывков, плавно.
Сзади стоящую ногу не сгибать, вперед не наклоняться.
Руками немного надавливать на коленные суставы.
О
С
Н
О
В
Н
А
Я
Ч
А
С
Т
Ь
25
М
И
Н
У
Т
О
С
Н
О
В
Н
А
Я
Ч
А
С
Т
Ь
25
минут
Обучение стойки волейболиста и расположению пальцев рук на мяче.
Добиваться согласованного выпрямления голеностопных, коленных и тазобедренных суставов.
Учить правильному положению пальцев рук на мяче, чувствовать силу отскока мяча.
Учить соизмерять силу броска для выполнения его с нужной траекторией.
Учить умению изменять траекторию передачи
Учить приему мяча в верхней, средней и нижней стойках
Учить правильному выходу под мяч для выполнения передачи мяча сверху двумя руками после перемещения.
Способствовать укреплению мышц лучезапястных суставов и пальцев рук
Содействовать умению перемещения в стойке волейболиста.
Способствовать укреплению мышц лучезапястных суставов и пальцев рук
Закрепить умение в передаче мяча сверху двумя руками Упражнения в парах с волейбольными мячами:
- Мяч лежит на полу. Зафиксировать технику рук на мяче и поднять вверх над собой. Затем согнуть ноги в коленном и тазобедренном суставе и, разгибая ноги выполнить бросок мяча двумя руками вперед - вверх своему напарнику.
Во время броска – сначала выпрямляют голеностопный, затем коленный и тазобедренный суставы, заканчивают бросок выпрямлением рук.
- выполнить дриблинг двумя руками с одновременным приседанием (напарник стоит в упоре лежа на пальцах одной или обеих рук)
- подбросить мяч и выполнить передачу мяча сверху двумя руками своему напарнику
- напарник набрасывает мяч снизу двумя руками, а партнер отбивает мяч сверху двумя руками, затем поменяться заданием.
- выполнить 2 передачи над собой, затем передача своему напарнику
- напарник набрасывает мяч снизу двумя руками, а партнер отбивает мяч над собой и ловит его
Выполнить передачу после отскока от пола.
- выполнить передачи мяча сверху двумя руками друг другу подряд
- выполнить передачи над собой в движении, после каждой передачи ловить мяч
- выполнить передачи над собой в движении
-напарник набрасывает мяч вперед перед партнером, партер перемещается к мячу и выполняет верхнюю передачу
Перестроение в 2 колонны.
Эстафеты с набивными мячами:
- Броски и ловля набивного мяча в беге
- Партнер стоит впереди от направляющего на расстоянии 2-х шагов. Направляющий бросает набивной мяч своему напарнику и бежит вперед него примерно на 2 метра. Так они перемещаются до фишки и обратно к команде. Затем тоже делают следующие два участника.
- стоя в парах в парах, лицом друг к другу выполнять броски друг другу, двигаясь приставными шагами до фишки и обратно.
Капитан выполняет броски каждому ученику по очереди, а тот возвращает мяч капитану.
Обойдя круг, эстафета заканчивается.
Игра «Мяч в воздухе»
Ученики каждой команды, находясь в кругу, выполняют передачи мяча сверху двумя руками друг другу.
2 – 3 раза
10 - 15 сек
5 – 6 раз
5 – 6 раз
5 – 6 раз
5 – 6 раз
5 – 6 раз
15- 20 сек
1 раз
1 раз
2 – 3 раза
2 – 3 мин

Кисти рук расположены таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг другу; указательные – под углом друг другу, а все остальные обхватывали мяч сбоку – сверху. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник, ладони не касаются мяча
Положение рук такое же, как при передаче мяча сверху.
Приседание выполнять медленно, контролируя положение рук на мяче.

Мяч бросать вперед вверх на лоб своему напарнику.

При передаче мяча над собой – движение кистей и пальцев рук на себя, а при передаче своему напарнику – от себя.


У направляющих в руках набивной мяч.
Броски мяча примерно на метр над собой вверх-вперед.
Задание выполнять по парам.
Выигрывает команда, которая быстрее закончит задание и ни разу не уронит мяч.
Расстояние между партнерами, которые выполняют броски примерно 1- 1,5 метра.
Ученики каждой команды встают по кругу диаметром 4 – 6 метра. Капитан в центре круга.
Капитана можно поменять 2 – 3 раза.
Выигрывает команда, которая сделает больше передач.
ЗА
К
Л
ЮЧ
И
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Я

часть
5 мин
Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся. Упражнения для восстановления дыхания. Упражнения на внимания.
Построение, подведение итогов урока: выявление мнений учащихся о результативности их деятельности, обобщение высказываний учащихся, оценка степени решения задач, выделение лучших. 3 – 5 минут Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.