Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения


Системно-деятельностный подход —
основа стандартов второго поколения
Б. Шоу « Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Действительно, российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование:
-Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание.
- Учиться делать, то есть на практике применять изученное.
- Учиться жить вместе, то есть быть толерантными
- Учиться быть, то есть развивать свой потенциал.
По сути, определены глобальные компетентности, необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Всё вышеперечисленное, и не только это, побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения и другие.
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход?
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока - основной формы организации обучения.
В современной типологии уроков выделяют четыре типа в зависимости от целей:
Уроки «открытия» нового знания, где идет формирование умений реализации новых способов действий.
Уроки рефлексии, на которых ведется работа по формированию у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий
Уроки систематизации знаний, которые предполагают формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности
Уроки развивающего контроля, где идет формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы
сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Но это совсем не означает, что учитель при этом остается пассивным наблюдателем и, указав номер параграфа, может заполнять журнал… Напротив, учитель – и координатор, и помощник, и консультант… Что же нужно предусмотреть учителю на современном уроке?
Технология деятельностного метода предполагает следующую
последовательность шагов на уроке:
Этапы урока Организующая роль учителя
1 Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний и умений, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3 Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4 Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
5 Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
8 Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9 Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
С 15.10.2012 г. по 2.11.2012 г. в рамках стартовавшего педагогического марафона в начальной школе проведены 20 открытых уроков и мероприятий. Учителями использовались следующие технологии системно-деятельностного подхода:
игровое обучение, воспитание, развитие;
1. Это уроки математики в 1А кл. и 1Б кл. «Число и цифра 5», учителя Пимкина Т. М., Никулина Т. М.;
2. Урок обучения грамоте «Буквы Л, М», учитель Блохина О. В.;
3. Внеклассное мероприятие «Праздник осени» во 2А кл., учитель Лаврентьева С. Ф.;
4. Урок английского языка во 2 Б кл. «Hello, English», учитель Миронова М. Н.
здоровьесберегающие технологии;
1. Внеклассное мероприятие «Приключение в королевстве инфекции» в 1Г и Д кл., учителя Бородинова О. А., Чегодаева С. В.;
2. Клубный час в группе продленного дня «Волшебный цветок жизни», воспитатель Царева В. Н.
проблемное обучение;
1. Уроки русского языка «Какие слова отвечают на вопросы кто? и что?» во 2 Б кл., уч. Садомская С. А.и «Непроизносимые согласные в корне» в 3 Г кл., учитель Максимкина О. В.;
2. Урок окружающего мира «Почва – важнейшая часть экосистемы» в 3 Д кл., уч. Гончарова Э. Н.
3. Уроки математики «Сравнение долей» в 4 Б кл, уч.: Безрукова С. А.и «Метр и сантиметр» в 4 Г кл., уч.: Догадова Е. В.
4. Классный час молодого учителя Перунковой И. А. «Права и обязанности ребенка» в 4 В кл.
технология обучения, воспитания, развития в сотрудничестве;
1. Уроки литературного чтения «С.Козлов. Красота» во 2 В кл., уч.: Родькина Л. К. и интегрированное мероприятие по развитию речи «Сочинение-миниатюра» в 4А кл., уч.: Четайкина М. В.
технология самооценки
Урок математики «Сложение трехзначных чисел» во 2Г кл., уч.: Коровина Е. А.
исследовательская
1. Индивидуальное занятие с мотивированными обучающимися в 3 А кл., уч.: Стрежнева М. В.
2. Урок математики «Классификация треугольников» (в рамках компонента образовательного учреждения) во 3Б кл., уч.: Бухарова Г. Н.
2. Урок эрзянского языка молодого учителя Кумакшевой М. А. «Названия цветов»
проектная
1. Внеклассное мероприятие «Как молоды мы были…» (ко Дню пожилых людей) в 3А кл.
На каждом уроке или мероприятии прослеживалась основная идея системно-деятельностного подхода: знания давались не в готовом виде, а в процессе деятельности учеников, направленной на «открытие нового знания». Деятельностный   подход   на  уроках и мероприятиях  осуществлялся через моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности, вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Все уроки и мероприятия проведены на высоком методическом уровне и получили высокую оценку со стороны присутствующих коллег.
О конкретных технологиях системно-деятельностного подхода в учебной деятельности более подробно расскажут Стрежнева М. В. и Четайкина М. В.
Мне же хочется напомнить, что новые стандарты пока реализуются только в начальной школе, но через 2 года это будут ученики среднего звена. И эти ученики первых и вторых классов уже могут ставить цель, строить план достижения результата, выбирать метод решения проблемной ситуации, обсуждать различные варианты…
И очень жалко, что учителя-предметники не проявили должного интереса к опыту работы учителей-первопроходцев, тех, кто в процессе работы уже действительно «проникся» идеями системно-деятельностного подхода в связи с введением ФГОС и готов делиться наработанным опытом с Вами.
Учителями начальной школы сформирован банк уроков и мероприятий по системно-деятельностному подходу, с которым Вы можете познакомиться в электронной учительской в папке «Методическая копилка». Кроме того, в электронной учительской Вашему вниманию представлена папка «Педсовет 2. Материалы», где представлен каталог ресурсов Интернет об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Закончить свое выступление хочется японской пословицей: «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».
Каталог Интернет-ресурсов (технологии СДП)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657- описание методических приёмов технологии РКМ.
www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/fiz_krit_m.doc - развитие критического мышления через чтение и письмо.
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ.
http://lib.1september.ru/2004/17/15.htmhttp://lib.1september.ru/2004/22/13.htm - системная стратегия «Зигзаг».
www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7778755 - концептуальные основы технологии развития критического мышления
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html - технологии критического мышления через чтение и письмо
http://www.gimc.ru/content/BE - творческая группа критического мышления через чтение и письмо
http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-15615 - урок в начальной школе с использованием технологии РКМЧП
http://vio.uchim.info/Vio_47/cd_site/articles/art_2_2.htm - некоторые приемы развития критического мышления в начальной школе
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib -
библиотека документов по РКМЧП
http://www.kmspb.narod.ru/posobie/klaster.htm - прием "Кластер"
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html - технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
http://pedsovet.su/load/145-1-0-11147 - использование проектной деятельности на уроках литературного чтения
http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17 - развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и приемы
http://www.openclass.ru/dig-resource/91020 - виды работы с текстом на уроках литературного чтения
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php -
технологии продуктивного чтения
http://www.ufa-edu.ru/uchitel2011/inpb/kinzyabaeva.doc - работа с текстом
2.Технологии организации работы в группе
http://ural-school.ru/organizaciya-gruppovoj/ - правила организации групповой работы
http://p-shkola.by/ru/psh?art_id=693 - значение групповой деятельности для младших школьников
http://raduga.rkc-74.ru/DswMedia/gruppovayarabota.ppt http://festival.1september.ru/articles/537281/ - технология групповой работы в начальной школе
http://works.tarefer.ru/64/100305/index.html - технология КТД как технология организации работы в группе
http://www.metodichka.net/?itemid=117&catid=20 - опыт организации групповой работы на уроках (начальная школа)
http://www.openclass.ru/dig-resource/118806 - опыт организации групповой работы на уроках (начальная школа)
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4501/Itemid,0/- организация групповой работы на уроках математики
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%E5%F0%E0%EA%F2%E8%E2%ED%FB%E5_%EF%EE%E4%F5%EE%E4%FB - работа в малых группах
http://image.websib.ru/07/text_article.htm?338 - методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы
3.Игровые технологии
www.thl.narod.ru/3/it.htm - игровая деятельность
www.allbest.ru/referat/f/?n=1&e=4479 - игровые технологии в начальной школе
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5472 - игровые приемы
4. Технологии организации проектной деятельности
www.ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm - технология проектного обучения
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php - методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы http://schools.keldysh.ru/labmro — методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
5.Технологии проблемного обучения
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00027688_0.htm - теоретически обоснована актуальность ПО в начальной школе и практически подтверждена эффективность его применения
http://kupinos.narod.ru/APO5.htm - опыт учителя по применению технологии проблемного обучения на практике, позволяющий формировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе
http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1324/ - технология проблемно-диалогического обучения, включающая организацию двух видов диалогов - побуждающего и подводящегоhttp://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1324/ - роль УУД в системе современного общего образования, критерии сформированности УУД)http://pedsovet.su/load/240-1-0-5184 - реализация проблемного обучения на уроках математики в нач. школе. Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок с включением морально-этической проблемы.
6.Технология полного усвоения
http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html - технология полного усвоения, ее характеристика
http://festival.1september.ru/articles/412818/ - технология полного усвоения на уроках математики
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/219326.html Пиетиляйнен Елена Евгеньевна. Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока .
http://volnakz.com/psihologiya-pedagogika2/aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-po-sredstvam-polnogo-usvoeniya-znaniy/ - активизация познавательной деятельности по средствам полного усвоения знаний
http://74203s001.edusite.ru/DswMedia/texnologii.doc описание нескольких технологий (полного усвоения, разноуровневого обучения, модульная, коллективного взаимообучения)
http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html - критериально-ориентированное обучение
7.Интерактивные методы обучения
http://festival.1september.ru/articles/551473/ - современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии
http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8 - интерактивные методы обучения
http://zdd.1september.ru/2005/18/9.htm - польза от интерактивного обучения
http://festival.1september.ru/articles/520187/ - возможности использования интерактивных форм обучения в начальной школе
http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php - интерактивное обучение: новые подходы
http://zhakulina20090612.blogspot.com/2009/11/blog-post_13.html Интерактивные методы обучения
http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-8338 - применение технологий интерактивного обучения на уроках в начальной школе.
http://festival.1september.ru/articles/514115/ - использование интерактивных игр в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Опыт работы
8.Технологии уровневой дифференциации
http://pruzanaschool3.narod.ru/sourses/school/koncep/diifer.htm о технологии развивающего обучения и видах познавательной деятельности
http://internika.org/users/millana/works/tekhnologiya-urovnevoi-differentsiatsii технология (описание)
http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot.files/Jornal/se_0601/se_0601_96-98.pdf - технология уровневой дифференциации на уроках математики
9.Технологии развивающего обучения
http://festival.1september.ru/articles/416944/ - технология РО Эльконина-Давыдоваhttp://www.trizminsk.org/e/23302.htm - программа ТРИЗ
http://lyceum-6.edusite.ru/p120aa1.html - система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
http://www.openclass.ru/stories/104004 - моделирование на уроках русского языка
http://www.alted.ru/oo1406/doc/konspekt/kaptelova_2.doc - урок постановки и решения учебной задачи