Рабочая программа по волейболу УТГ-1


Отделение муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования детей Дом детского творчества
Детско-юношеская спортивная школа
СОГЛАСОВАНО
Директор МКОУ ДОД ДДТ
_____________Л.А. Иванюк
ПРИНЯТАМетодическим советом
Протокол №
от .2016года УТВЕРЖДАЮ
Директор отделения
МКОУ ДОД ДДТ ДЮСШ
_________К.В. Кузеванов Приказ №___от .2016года
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«ВОЛЕЙБОЛ»
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Бурцева Юлия Николаевна
тренер-преподаватель
____________
(подпись)
Группа № 2 Год обучения УТГ – 1
Содержание
Пояснительная записка……………………………………...........................................................3
Учебно-тематический план………………………………............................................................5
Содержание программы ……………..…………………………………………………………..6
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………14
Методическое обеспечение …………………………………………………………………….17
Материально- техническое обеспечение ………………………………………………………19
Контрольно-переводные нормативы……………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………………………23
Приложение……………………………………………………………………………………….24
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» физкультурно-спортивной направленности.
Настоящая программа предназначена для работы с волейболистами учебно-тренировочной группы 1 года обучения.
Срок реализации -1год.
Цель программы - организация спортивной подготовки детей по волейболу в соответствии с главной функцией дополнительного образования: массового общефизического оздоровления детей школьного возраста с различными физическими способностями с предоставлением им равных возможностей.
Основными задачами программы являются:
Обучающие:
Повышать уровень физической подготовленности
Совершенствовать технико-тактические приемы
Продолжить формирование тактических умений
Совершенствовать игровые функции детей
Развивающие:
Повышать уровень физической подготовленности
Развивать специальные физические качества
Развивать тактическое мышление, память воображение
Развивать волевые качества
Воспитательные:
Уметь анализировать свою деятельность
Воспитывать целеустремленность и настойчивость
Формы работы с обучающими:
теоретические знания
практические знания
игровые занятия(подвижные и спортивные игры, эстафеты )
соревнования
походы, викторины, спортивные конкурсы
Формы обучения:
соревнования
интегрированные, комбинированные, однонаправленные, контрольные занятия
беседа
учебные и контрольные игры
Ожидаемые результаты
По завершению учебно-тренировочного этапа обучающийся должен:
-научиться через средства волейбола укреплять и закаливать свой организм, делая выносливым, крепким, для дальнейшего профессионального совершенствования. -овладеть тактикой нападения;
-овладеть тактикой защиты;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых впроцессе ее
выполнения.
Знать:
-влияние физических упражнений на укрепление здоровья, профилактику профессиональных
заболеваний и вредных привычек;
-индивидуальные способы контроля развития адаптивных свойств организма;
-гигиенические требования к одежде и спортивной форме; -все правила игры волейбол и правила судейства;
-методы, средства для укрепления физических качеств организма.
Уметь:
-выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
-выполнять прямую подачу в прыжке;
-принимать мяч от сетки;
-делать отвлекающие действия при вторых передачах;
-действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать
трудности в ходе спортивной борьбы;
-постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюсяобстановкуи
принимать правильные решения;
-выполнять технические и тактические действия с мячом и без мяча в нападении и защите; осуществлять судейство соревнований по волейболу.
Формы предъявления результатов:
- промежуточная, итоговая аттестация;
-выступление на внутренних мероприятиях, районных соревнованиях и турнирах (протоколы, грамоты, дипломы).
Учебно-тематический план для УТГ - 1
№ п./п. Содержание программы Количество часов всего теория практика 1 Теоретическая подготовка 7 7 - 1.1 Значение физической культуры для укрепления 1 1 - здоровья. 1.2 Использование естественных сил природы (солнце,воздух и вода) для закаливания организма спортсмена. 1 1 - Общие санитарно- гигиенические требования к занятиям волейбола 1.3 Разбор и изучение правил игры. 1 1 - 1.4 Основы и методика обучения и тренировки. Основы 1 1 - учебно-тренировочной работы. 1.5 Воспитательная работа с игроками. Воспитание 1 1 - волевых качеств. 1.6 Правила игры в волейбол. Изменения в технике и 1 1 - тактике волейбола в связи с изменением правил. 1.7 Оборудование, инвентарь и уход за ними. Уход за1 1 - площадкой и инвентарём. 2 Общая физическая подготовка 38 6 32 2.1 Общеразвивающие упражнения 7 1 6 2.2. Строевые упражнения 4 1 3 23. Акробатические упражнения 6 1 5 24. Легкоатлетические упражнения 6 1 5 2.5. Гимнастические упражнения 5 1 4 2.6 Спортивные и подвижные игры 11 1 9 3 Специальная физическая подготовка 43 4 39 3.1. Упражнения, развивающие быстроту 8 1 7 3.2. Упражнения для прыгучести 11 1 10 3.3. Упражнения для развития качеств, необходимых при12 1 11 приеме и передаче мяча 3.4. Упражнения для развития качеств, необходимых 12 1 11 при выполнении подач 4 Техническая подготовка 31 4 27 4.1. Техника нападения 19 2 17 4.2. Техника защиты 12 2 10 5 Тактическая подготовка 21 4 17 5.1. Тактика нападения. 12 2 10 5.2. Тактика защиты 9 2 7 6 Интегральная подготовка 12 2 10 6.1. Упражнения, подводящие к игровым комбинациям 5 1 4 6.2. Учебные, контрольные игры 7 1 6 7 Инструкторская и судейская практика 4 1 3 8 Восстановительные мероприятия 6 - 6 9 Мед. обследование 2 - 2 10 Контрольно-переводные испытания 4 - 4 Итого количество часов: 168 28 140 Содержание программы для УТГ - 1
Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Массовый народный характер спорта в нашей стране. Почетные спортивные звания и спортивные разряды, установленные в России. Усиление роли и значения физической культуры в повышении уровня общей культуры и продлении творческого долголетия людей. Важнейшие постановления Правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в стране и роста достижений российских спортсменов в борьбе за завоевание передовых позиций в мировом спорте.
2. Состояние и развитие волейбола. Развитие волейбола среди школьников. Соревнования по волейболу для школьников. Оздоровительная и прикладная направленность волейбола. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России. Международные юношеские соревнования по волейболу. Характеристика сильнейших команд по волейболу в нашей стране и за рубежом. Международные соревнования по волейболу.
Сведения о строении и функциях организма человека. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения. Общие понятия о строении организма человека, взаимодействие органов и систем. Работоспособность мышц и подвижность суставов. Понятие о спортивной работоспособности, функциональных возможностях человека при занятиях спортом. Влияние физических упражнений на работоспособность мышц, на развитие сердечно-сосудистой системы. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности спортсмена: рациональное сочетание работы и отдыха. Понятие об утомляемости и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий спортом.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха и воды) в целях закаливания организма. Меры общественной и личной санитарно-гигиенической профилактики. Режим дня. Режим питания. Понятие о тренировке и«спортивной форме». Значение массажа и самомассажа. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок и сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки. Учет объективных и субъективных показателей спортсмена (вес, динамометрия, спирометрия, пульс, сон, аппетит, работоспособность, общее состояние и самочувствие). Дневник самоконтроляспортсмена. Действие высокой температуры, ознобление, обморожение. Доврачебная помощь пострадавшим, способы остановки кровотечений, перевязки. Массаж как средство восстановления, понятие о методике его применения. Врачебный контроль и самоконтроль врача и спортсмена. Основы спортивного массажа. Общие понятия о спортивном массаже, основные приемы массажа, массаж перед тренировочным занятием и соревнованием, во время и после соревнований. Доврачебная помощь пострадавшим, приемы искусственного дыхания, их транспортировка.
Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения. Характеристика нагрузки в волейболе. Соревновательные и тренировочные нагрузки. Основные компоненты нагрузки.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства. Документация при проведении соревнований. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Основы техники и тактики игры в волейбол. Понятие о технике игры. Характеристика приемов игры. Понятие о тактике игры. Характеристика тактических действий. Анализ технических приемов и тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года). Единство техники и тактики игры. Классификация техники и тактики игры в волейбол.
Основы методики обучения волейболу. Понятие об обучении технике и тактике игры. Характеристика средств, применяемых в тренировке. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических иволевых качеств. Важность соблюдения режима.
Планирование и контроль учебно-тренировочного процесса. Наблюдение на соревнованиях. Контрольные испытания. Индивидуальный план тренировки. Урок как основная форма организации и проведения занятий, организация учащихся.
Оборудование и инвентарь. Тренажерные устройства для обучения технике игры. Изготовление специального оборудования для занятий волейболом (держатели мяча, мяч на амортизаторах, приспособления для развития прыгучести, дополнительные сетки и т.д.). Роль и место специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса по волейболу. Технические средства, применяемые при обучении игре.
Установка игрокам перед соревнованиями и разбор проведенных игр. Установка на предстоящую игру (на макете). Характеристика команды соперника. Тактический план игры команды и задания отдельным игрокам. Разбор проведенной игры. Выполнение тактического плана. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Выводыпо игре. Системы записи игр по технике, тактике и анализ полученныхданных.
Общая физическая подготовка (ОФП)
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая -для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Специальная физическая подготовка (СФП)
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением или в куртке с отягощением.
Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг).
Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10 кг для девушек и до 20 кг для юношей, штанга - вес устанавливается в процентах от массы занимающегося и от характера упражнения - приседание до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30 раз, пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет): приседание, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки на обеих ногах.
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет - прыжки на одной ноге).
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).
Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера или посылаемого мячеметом).
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу - поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой -вправо. Броски набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м. С набивным мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.
Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой.
Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера (посылаемого мячеметом) у сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).
В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).
Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене - бросить мяч вверх назад, повернуться на 180° и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает на различную высоту и т.п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера - вначале мяч подбрасывают после поворота, затем во время поворота и до поворота. Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки. Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного мяча, набивного или волейбольного, укрепленного на амортизаторах.
Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановку и исходное положение принимают по сигналу. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, но остановку и прыжок выполняют по сигналу. Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.
Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один занимающийся двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.
Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке подбрасывает мяч над собой; блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент, когда нападающий выпустит мяч из рук. Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза, как в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки трое, блокируют двое.
Техническая и тактическая подготовка
Техническая подготовка
Техника нападения
Перемещения: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.
Передачи сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, с изменением высоты и расстояния, в сочетании с перемещениями; на точность с применением приспособлений; чередование по высоте и расстоянию; из глубины площадки к сетке: в зонах 2-4,4-2,6-4,6-2 (расстояние 4 м), 5-2, 6-4 (расстояние 6 м); стоя спиной в направлении передачи; с последующим падением и перекатом на бедро; вперед вверх в прыжке на месте и после перемещения; отбивание кулаком у сетки стоя и в прыжке.
Подачи: нижние - соревнования на точность попадания в зоны; верхняя прямая подряд 10-15 попыток, на точность в правую, левую, дальнюю и ближнюю половину площадки, соревнования - на количество, на точность; верхняя боковая подача.
Нападающие удары: прямой сильнейшей рукой из зон 4,3,2 с различных по высоте и расстоянию передач у сетки и из глубины площадки;прямой слабейшей рукой; с переводом вправо из зоны 2 с поворотом туловища вправо (для правшей).
Техника защиты
Перемещения и стойки: стойка, скачок вправо, влево, назад, падения и перекаты после падений - на месте и после перемещений, сочетание способов перемещений, перемещений и падений с техническими приемами защиты.
Прием мяча: сверху двумя руками нижней подачи, верхней прямой подачи (расстояние 6-8 м); прием мяча снизу двумя руками нижних подач, верхней прямой подачи, от передачи через сетку в прыжке; нападающего удара в парах, через сетку на точность; сверху двумя руками с последующим падением, снизу одной рукой с выпадом в сторону с последующим падением и перекатом на бедро (правой вправо, левой влево); прием отскочившего от сетки мяча.
Блокирование: одиночное в зонах 3,2,4, стоя на подставке, нападающий удар по мячу, подброшенному партнером и с передачи; блокирование в прыжке с площадки; блокирование нападающего удара с различных передач по высоте; блокирование удара с переводом вправо; блокирование поочередно ударов прямых и с переводом.
Тактическая подготовка
Тактика нападения
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи (у сетки лицом и спиной в направлении передачи, из глубины площадки -лицом); подачи (способа, направления); нападающего удара (способа и направления; подача на игрока, слабо владеющего приемом подачи, вышедшего на замену; выбор способа отбивания мяча через сетку (передачей сверху, стоя или в прыжке), снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача их зоны 3 в зону 4 или 2, стоя лицом и спиной к нападающему; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии; имитация нападающего удара и «обман»; имитация второй передачи и «обман» через сетку.
Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй передаче (игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4); игроков задней и передней линии (игроков зон 6, 5, 1 с игроком зоны 3 (2) при первой передаче).
3. Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии (прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача нападающему, к которому передающий обращен лицом (спиной).Тактика защиты
Индивидуальные действия: выбор места при приеме верхних подач прямой и боковой; при блокировании; при страховке партнера, принимающего подачу, нападающий удар; блокирующих, нападающих; выбор способа приема подачи (нижней - сверху, верхних - снизу, сверху двумя руками с падением); способа приема мяча от обманных приемов (в опорном положении и с падением); способа перемещения и способаприема от нападающих ударов; блокирование определенного направления.
Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии между собой при приеме подачи, нападающих ударов, обманных приемов; взаимодействие игроков передней линии, не участвующих в блокировании с блокирующими; игроков зоны 6 с блокирующим игроком зоны 3 и страхующими игроками зон 4 и 2; игроков зон 4 и 2 (соответственно) приприеме нападающих ударов и обманов.Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет а) игрок зоны 3, б) игрок зоны 4, а игрок зоны 3 оттянут назад, в) игрок зоны 2 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 2, в положениях «б» и «в» игроки 4 и 2 идут на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 соответственно в зону 4 и 2 для нападающего удара; система игры «углом вперед» с применением групповых действий, изученных в данном году обучения.
Интегральная подготовка
Чередование подготовительных и подводящих упражнений к техническим приемам.
Чередование подготовительных упражнений для развития специальных качеств и выполнения изученных технических приемов.
Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях: в нападении, в защите, в нападении и защите.
Чередование изученных тактических действий: индивидуальных, групповых, командных - в нападении, защите, в нападении и защите.
Многократное выполнение изученных технических приемов - отдельно и в сочетаниях.
Многократное выполнение изученных тактических действий.
Учебные игры с заданиями на обязательное применение изученных технических приемов и тактических действий.
Контрольные и календарные игры с применением изученного технико-тактического арсенала в соревновательных условиях.
Инструкторская и судейская практика
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится на учебно-тренировочном этапе в каждом году подготовки. Такая работа проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся. Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера дня участия в организации и проведении занятий, массовых соревнований в качестве судей. Содержание занятий на спортивно-оздоровительном этапе определяется в зависимости от подготовленности занимающихся на основании материала для учебно-тренировочного этапа.
Освоение терминологии, принятой в волейболе.
Овладение командным языком, умение отдать рапорт.
Проведение упражнений по построению и перестроению группы.
В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и оборудования.
Медицинский контроль
Контроль за состоянием здоровья спортсмена.
Осуществляется врачом ДЮСШ. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год - в конце подготовительного (осень) и соревновательного (весна) периодов.
Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, оториноларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога).
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
Восстановительные мероприятия
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки и высококвалифицированных, и юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок. Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этих этапах подготовки - рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающие интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, полноценное питание.
Из дополнительных средств восстановления применение водные процедуры гигиенического и закаливающего характера, фармакологические средства восстановления и витамины с учетом сезонных изменений релаксационные и дыхательные упражнения. спортивный массаж.
Применяются психологические средства восстановления. Эти средства условно подразделяются на психолого-педагогические (оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, комфортные условия быта, интересный, разнообразный отдых и др.) и психогигиенические (регуляция и саморегуляция психических состояний путем удлинения сна, внушенного сна-отдыха, психорегулирующая и аутогенная тренировки, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации и др.).Календарно-тематическое планирование для УТГ – 1
№ п/пДата занятия Количество часов по расписанию Тема занятия Форма занятия Форма контроля примечание
Теория Практика 1 9.09
16.09 1ч. 3 ч. Физическая культура и спорт в России. Инструктаж по Т.Б. на занятиях. Стойка волейболиста. Перемещения в стойке волейболиста приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Групповое Текущий 2 11.09
18.09 4 ч. Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Прием мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 3 23.09
25.09 4ч. Передача мяча двумя руками сверху после перемещений. Передачи сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 4 30.09
7.10 4 ч. Передача мяча двумя руками сверху во встречных колоннах с переходом в конец противоположной колонны. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 5 2.10
9.10 1ч. 3ч Состояние и развитие волейбола. Сведения о строении и функциях организма человека Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча в прыжке. Нижняя прямая подача.
Прием мяча двумя снизу с подачи. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 6 14.10
21.10 4 ч. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Передачи мяча сверху и снизу с перемещением. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу с подачи. Учебная игра в волейбол Групповое Текущий 7 16.10
23.10 4 ч. Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 8 28.10
4.11 4 ч. Верхняя прямая подача Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 9 30.10
6.11 4 ч. Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи.
Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 10 11.11
13.11
18.11
20.11 8 ч. Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5 в зону 3.
Прием мяча с подачи. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 11 25.11
27.11
2.12
4.12 8 ч. Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с подачи в зону 3. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в в волейбол. Групповое Текущий 12 9.12
11.12
16.12 1ч. 5 ч. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.Верхняя прямая подача в прыжке.
Учебно – тренировочная игра в волейбол. Групповое Текущий 13 18.12
23.12
25.12
30.12 8 ч. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Групповое Текущий 14 13.01
15.01
20.01
22.01 8ч. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3.
Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в волейбол Групповое Текущий 15 27.01
29.01
3.02
5.02 8ч. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3.
Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Групповое Текущий 16 10.02
12.02
17.02
19.02 1ч. 7ч. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения.
Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование.
Учебно – тренировочная игра в волейбол. Групповое Текущий 17 24.02
26.02
3.03
5.03 8 ч. Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование.
Учебно – тренировочная игра в волейбол. Групповое Текущий 18 10.03
12.03
17.03
19.03 8 ч. Индивидуальные тактические действия в нападении. Верхняя прямая подача по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча на сторону соперника. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Групповое Текущий 19 24.03
26.03
31.03
2.04 8 ч Групповые тактические действия в нападении – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3,
игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Учебно – тренировочная игра с заданиями. Групповое Текущий 20 7.04
9.04
14.04
16.04
8 ч. Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Групповое Текущий 21 21.04
23.04
28.04
30.04
1ч. 7 ч. Правила соревнований, их организация и проведение.Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии с изменением позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Групповое Текущий 22 5.05
7.05
4 ч. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 23 12.05
14.05
4 ч. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Групповое Текущий 24 19.05
21.05
26.05
6 ч. Прямой нападающий удар с разбега. Одиночное блокирование. Учебно – тренировочная игра. Групповое Текущий 25 28.05
2.06
4.06
6 ч. Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Учебно – тренировочная игра. Групповое Текущий 26 9.06
11.06
1ч. 3 ч. Установка игрокам перед соревнованиями и разбор проведенных игр .Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 3. Учебно – тренировочная игра в волейбол Групповое Текущий 27 16.06
18.06
4 ч. Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Групповое Текущий 28 23.06
25.06
30.06
2.07
7.07 10 ч. Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями.
Групповое Текущий Методическое обеспечение образовательной программы
Организационно-методические указания
Программа служит основным ориентиром в организации работы. В отдельных случаях в соответствии с местными условиями (профессионализм педагогов, наличие материальной базы, контингент занимающихся и др.) и конкретным календарем соревнований педагогический совет спортивной школы может вносить изменения в содержание текущего (годового) планирования, сохраняя при этом его основную направленность и руководствуясь рекомендациями по содержанию программного материала и последовательности его изучения.
Подбор средств для каждого тренировочного занятия зависит от конкретных задач обучения и совершенствования на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Периодически на общую физическую подготовку целесообразно выделять отдельные занятия. В этом случае в подготовительной части даются знакомые упражнения и игры. В основной части изучается техника, например, легкоатлетических упражнений, баскетбола, проводятся подвижные и спортивные игры, упражнения на тренажерах и др.
Основным средством специальной физической подготовки (кроме средств волейбола) являются специальные подготовительные упражнения, которые направлены на развитие физических качеств, необходимых для совершенствования техники и успешности тактических действий.
Важное значение имеет систематическое применение подводящих упражнений при обучении новым приемам. Особое место занимают упражнения с применением тренажеров. Применение тренажеров ускоряет процесс овладения техникой, во многом предупреждает появление у обучающихся ошибок.
Важное место в подготовке волейболистов занимает интегральная подготовка, в программе она выделяется в самостоятельный раздел. Основу интегральной подготовки составляют упражнения, при помощи которых решаются вопросы физической и технической подготовки (развитие качеств в рамках приема игры, развитие специальных физических качеств посредством многократного выполнения технических приемов).
Технической и тактической подготовки (совершенствование приемовтактических действий, а также посредством многократного выполнения тактических действий - индивидуальных, групповых, командных в нападении и защите). Переключения в выполнении технических приемов и тактических действий - отдельно в нападении, защите и сочетание действий в нападении и защите. Учебные игры, контрольные игры и соревнования по волейболу служат высшей формой интегральной подготовки.
систему многолетней подготовки спортсменов органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но при умелом их использовании служат эффективным средством специальной - соревновательной подготовки. Спортивные соревнования - одна из эффективных форм физического воспитания учащихся, способствующая укреплению здоровья и физического развития. Соревнования в значительной степени содействуют расширению внеклассной спортивно-массовой работы и вовлечению школьников в регулярные занятия физическими упражнениями и росту спортивных результатов.
Большое место в организации спортивно - массовой и оздоровительной работы занимают спортивные соревнования. Важными условиями их проведения являются: массовость, стабильность, организованность, согласованность со сроками районных соревнований, а также соблюдение допустимых норм нагрузок для обучающихся соответствующих возрастов.
Важнейшее значение приобретают учебно-тренировочные, контрольные (товарищеские) и календарные игры. Для лучшего и более быстрого усвоения материала занимающимся даются индивидуальные, «домашние» задания: по физической, технической, тактической подготовке; построению тренировки. По физической подготовке: - упражнения для развития силы рук, туловища, ног, упоры, наклоны, приседания; упражнения с предметами и т. д. Для развития прыгучести: прыжки, напрыгивания, упражнения со скакалками и т. п.. По технической подготовке: - в передачах, подаче, нападающем ударе. По тактической подготовке - изучение и анализ тактики сильнейших команд, тактики по игровым функциям, решение тактических задач.
Для каждого волейболиста составляется конкретный индивидуальный план, в котором фиксируется содержание проделанной работы и другие вопросы - по заданию педагога и самостоятельно.
Учебно-тренировочные занятия различаются по направленности.
В практических занятиях выделяют однонаправленные, комбинированные, целостно-
игровые, контрольные. В теоретических занятиях выделяют лекции, семинары, беседы,
зачеты. В основе разделения занятий по направленности лежит связь их содержания с характером соревновательной игровой деятельности волейболистов.
Однонаправленные занятия посвящены одному из компонентов тренировки (технической, тактической, общей или специальной физической подготовке).
Комбинированные включают материал двух-трех компонентов в различных сочетаниях.
Целостно-игровые построены на взаимосвязи сторон подготовки волейболистов с использованием метода сопряженных воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в волейбол, игровых тренировок.
Занятия различаются также по степени нагрузки. Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению технике и тактике игры, в остальных нагрузку можно варьировать в необходимых пределах в зависимости от поставленных задач.
Педагогический и врачебный контроль.
Основная цель педагогического контроля – всемерное содействие положительному влиянию спорта на состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность занимающихся.
Медицинские обследования проводятся: предварительное – при поступлении в спортивную школу и периодические (этапный контроль) – два раза в год.
Особое внимание при врачебном контроле занимающихся обращается на состояние здоровья и функциональные системы организма. При контроле состояния здоровья решаются следующие задачи:
возможностьпо состоянию здоровья начать или продолжить занятия волейболом;
выявление у данного занимающегося в момент обследования противопоказаний к занятиям волейболом и необходимости коррекции тренировочной или соревновательной деятельности;
отвечают ли условия занятий и образ жизни занимающихся, учебный режим и условия отдыха основным гигиеническим нормам и требованиям.
Оперативный контроль осуществляется путём педагогических и врачебных
наблюдений на тренировочных занятиях. При этом решаются следующие задачи:
-выявлениеначальныхстадийзаболеваний, проявляющихсятолькопризначительных
тренировочных и соревновательных нагрузках;
- оценка функционального состояния организмапо переносимости нагрузок;
оценка гигиенических условий занятий;
соответствие методики занятий гигиеническим требованиям.
Анализ результатов контроля позволяет сформировать заключение о прерывании, прекращении или коррекции учебно-тренировочного процесса, проведения мероприятий по оздоровлению учебно-тренировочной среды, необходимости медицинской реабилитации спортсменов. В соревнованиях новички могут участвовать только после 1-1,5 лет регулярных занятий.
При проведении педагогического и врачебного контроля используются комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной и технико-тактической подготовленности учащихся, которые выполняются на основе стандартизированных тестов. Тестирование по ОФП учащихся осуществляется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Перед тестированием производится разминка.
Материально- техническое обеспечение образовательной программы
Оборудование и инвентарь.
Для успешного проведения занятий по волейболу совершенно не достаточно иметь только несколько волейбольных мячей и сетку. Продуктивность занятий неизмеримо выше, если применять различное дополнительное оборудование и инвентарь, позволяющий обеспечить более высокую эффективность в обучении техническим приемам и в развитии специальных физических способностей волейболистов, а также повысится плотность занятий. На занятиях по волейболу обязательно должны быть набивные, теннисные, баскетбольные мячи, скакалки. Волейбольных мячей надо иметь из расчета один мяч на двух-четырех занимающихся. Кроме того, необходим инвентарь для решения задач занятий по общей физической подготовке.
Инвентарь для игры и тренировки в волейбол делится на основной (сетка, мяч, ниппельные иголки, насос, шланг для насоса, свисток и линейка для измерения сетки) и дополнительный (подвесные и падающие мячи, разновысокие планки и трубы).
К оборудованию для игры относятся волейбольные стойки с растяжками, судейская вышка и табло.
Контрольно-переводные нормативы
Физическая подготовка
№ п/пКонтрольные нормативы
Учебно-тренировочные группы
(на конец учебного года)
1-й год
1. Длина тела, см174
2. Бег 30 м, с5,7
3. Бег 30 м (5х6м), с-
4. Бег 92 м с изменением направления,«елочка», с 28,7
5. Прыжок в длину с места, см200
6. Прыжок вверх с места толчком двух ног, см46
7. Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м:
-сидя
-стоя 5,7 10,8
Техническая подготовка
№ п/пКонтрольные нормативы
Учебно-тренировочный этап
(на конец учебного года)
1-й год
1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 5
2. Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4 3
3. Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование) 3
4. Подача на точность:
10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 лет-верхняя прямая по зонам; 16-17 лет-
в прыжке 3
5. Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи) 3
6. Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову) 2
7. Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность 2
8. Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность 4
Тактическая подготовка
№ п/пКонтрольные нормативы
Учебно-тренировочный этап
(на конец учебного года)
1-й год
1. Вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом 3
3. Нападающий удар или «скидка» в зависимости от того, поставлен блок или нет 3
4. Командные действия: прием подачи, вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (по заданию) и нападающий удар (с 16 лет вторая передача выходящим игроком) 3

Интегральная подготовка
№ п/пКонтрольные нормативы
Учебно-тренировочный этап
(на конец учебного года)
1-й год
1. Прием снизу - верхняя передача 8
4. Переход после подачи к защитным действиям, после защитных - к нападению 3
Список использованной литературы
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.
14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
Приложение
Согласовано:
Директор МКОУ ДОД ДДТ
_____________Л.А. Иванюк
Корректировка календарно-тематического плана рабочей программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «_________________________» проведена в связи с _____________________________________с__________________по___________________.
В ходе корректировки было сокращено количество часов по разделу/теме «________________________________» с_______________ по _________________ часов. Для выполнения программы в полном объёме планируется
_____________________________ .
Календарно-тематический план (с 1.09 по 31.05 с внесенными дополнениями и изменениями)