Кубановедение. Урок С верою в сердце


Российская Федерация
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
Апшеронский район Краснодарского края
урок кубановеденияС верою в сердце
Учитель Волненко Н.В.
2014 г.
Цели и задачи:
- познакомить с религиями, которые исповедуют жители Краснодарского края;
- формировать у учащихся знания об истории и событиях, происходивших в жизни земляков;
- вызвать интерес к изучаемой теме: к своей родословной, обычаям, традициям и реликвиям;
- воспитывать чувство патриотизма, толерантности, внимательное отношение к станичникам старшего поколения.
Ход урока:
Организационный момент.Вы услышали звонок ?Вам сказал он: «На урок!»
Что ж, урок пора начать
И заданье проверять.
Актуализация знаний (на доске тема урока и пословицы):
С верою в сердце
Род в род идет
Так родители наши жили, так и нам жить велели
(проверка домашнего задания: Изучи историю своего населенного пункта. Связана ли она с историей переселения на Кубань казаков-черноморцев? Составь рассказ о происхожде-нии его названия). В нашем тверском музее есть самый большой и богатый на экспонаты стенд «История переселения казачества на Кубань. Жизнь и быт казаков».
44 документа сохранил Василий Федорович Дмитриенко. Они рассказывают о разных сторонах жизни его деда и тверчан-земляков. По оценке специалистов краевого музея-заповедника имени Фелицына, эти документы являются уникальными свидетельствами эпохи.
Тверская, родина моя!
Любовь моя, отрада!
Я счастья светлого полна, Другого мне не надо.Где солнце светит и луна
И небо красочно звездится,
И называется она –
Родимая станица.
Мне эти дороги места,
Я здесь живу, я здесь расту.
За звёзд сиянье и зарю,
За всё судьбу благодарю. (из школьного сочинения, Руденко Л.)
Введение в тему.
С первым потоком переселенцев-черноморцев в 1793 году на Кубань прибыла в обозе (в разобранном виде) походная войсковая Свято-Троицкая церковь, которая сразу была установлена.
На Тамани войсковым судьёй Антоном Головатым была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в 1794 году). Сами названия казачьих поселений несли отпечаток веры: станицы Архангельская, Благо-вещенская, Вознесенская, Новотроицкая, Новопокровская, Новорожде-ственская, Петропавловская, Успенская…
Работа по теме урока.
Кубанские казаки – люди православные. С молитвой в душе казак и хлеб растил, и Отчизну защищал, и храмы строил. Известно, что уже через четыре года после переселения казаков на Кубани было 4 церкви, а сегодня в Краснодарском крае около 400 православных храмов, возведенных потомками казаков. Один из старейших – деревянный храм Богоявления, построенный без единого гвоздя в станице Калининской. (с. 39 учебника)
(просмотр слайдов с изображением храмов)
??? Чем отличается храм от других архитектурных сооружений?
(ответы детей)
Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божьей Матери, святых, чудотворных икон. Главная внешняя особенность православного храма – купола с установленными на них крестами.
??? Во имя какого святого была освящена церковь, находящаяся в нашей станице? (ответы детей)
Среди наших земляков-кубанцев – люди ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, греки, армяне и многие другие…
У каждого народа свои обычаи. В них отражается душа народа: уклад жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов.
( тетрадь с.26, просмотр слайдов с изображением храмов и мечетей, информация, о мусульманской вере, подготовленная Дурсуновой Л.)
Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.
Казаки исстари считались народом свободолюбивым, не терпящим никакого гнета и принуждения, но в одном деле они были едины и покорны: когда полагалось нести свою дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла».
Колокола Кубани
К вечерне с выси Красного собора
Молитвенно звонят колокола.
Рубинами закат украсил город.
Мерцаньем ранних звезд река светла…
Шумит-бурлит кубанская столица –
У краснодарцев вечные дела,
Но как преображаются их лица,
Когда взывают к ним колокола!.. (Твердохлебова Н.)
Звонари– специально подготовленные люди. У каждого колокола есть своё название и предназначение.
(работа в парах, с. 39 учебника)
??? О чём звонят колокола? (имитация звука колоколов по представлению учащихся)
Благовест
Набат Перебор
Праздничный перезвон
Трезвон
А теперь мы прослушаем с вами звукозаписи настоящих колоколов.
(прослушивание звукозаписи звучания колокола , «Под сенью храма». В это время учащиеся, одетые в праздничные казачьи костюмы инсценируют выход семей к церкви)уч.)В воскресные дни с раннего утра из разных концов просыпающихся улиц направлялись в церковь казаки. Молодые и пожилые, с женами и с детьми – кто на дрожках, либо в расписных тачанках, устланных персидскими коврами, либо в лакированных экипажах.
уч.)Повсюду праздничные черкески с серебряными газырями и малиновым уголком бешмета, женские юбки, выглядывающие одна из-под другой в семь-восемь слоев, разноцветные девичьи платки. По дороге встречали родных и друзей, обнимались, целовали друг друга в щёки, договаривались увидеться после церковной службы.
уч.)Молодые люди под любым предлогом старались отстать от строгих родителей, искали глазами своих приятелей или подружек, а главное – того или ту, ради кого останавливались, выглядывали поверх голов.уч.)И только ребятишки, словно перекати-поле, перебегали от одной группы к другой, суетились, восхищенно разглядывая все, что их окружало.уч.)Впрочем, житейские радости и заботы отодвигались в сторону, как только люди приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились на купола – и, оставив будничные помыслы и настроившись на торжественный лад, входили.
??? Как нужно вести себя в храме?
(просмотр слайдов с изображением церкви, иконостаса)
В храме заказывали литургию или панихиду, покупали, зажигали и ставили свечи, отвешивая поклоны в сторону икон.
Рядом с иконами располагались высокие, начищенные мелом до блеска, переливающиеся медные доски. На них старославянскими буквами были начертаны фамилии погибших в бою либо на служебном посту казаков, уроженцев этой станицы или города, с указанием полученных им наград (как правило Георгиевских крестов)
И стояли в той же церкви их матери, отцы, жены, вдовы, дети, выросшие без отца; и не одна слеза падала на грудь, когда губы шептали имя любимого человека, которого уже не было рядом.
Наличию этих памятных досок в то время придавали первостепенное значение.
Известно, что 27 марта 1878 года по Кубанскому казачьему войску был отдан приказ «Об увековечении памяти о подвигах воинских чинов, павших героями служебного долга во славу Царя, Отечества и Веры православной», список казаков открывался с 1792 года. Были в приказе и такие запоминающиеся слова: «Сохранение имен этих героев в памяти для нас, кубанцев, составляет священный долг и обязанность».
(физминутка, Кузнецов Д.)
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево вправо.
Получается на славу.
Свою историю казаки знали и почитали. Как бы они ни жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.
Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, покрытых сверху вышитыми или кружевными рушниками.
Когда строили хату, её начало – первые ряды из тяжёлого, гулкого самана – тоже начинали возводить с восточной стороны, от угла, где впоследствии располагался домашний иконостас.
За несколько дней до входин (новоселья) обязательно приглашали священника, чтобы тот освятил помещение. Тогда же в комнату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе.
Подходил срок службы казака.
В день отправки, по давнему обычаю, он не выходил со двора до тех пор, пока отец с матерью не снимали из святого угла икону – образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника – и не благословляли ею молодого воина.
На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца – покровителя воинов на Руси – или зашивали в одежду маленькую, со спичечный коробок, иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти, от вражеской пули. Лишь после этого всей семьей провожали парубка до калитки, где он садился на коня, чтобы присоединиться к своим друзьям-одногодкам, уже поджидавшим его на улице. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.
Шли годы. Казак возвращался. Заметив из окна приближающегося сына, родители выходили с иконой к калитке встречать его. Благодарили Бога за спасение сына, поздравляли возмужавшего воина с возвращением в «родную степь»
Икона возвращалась на прежнее место, рядом с ней теперь висел казачий медальон.
Святой угол иногда называли и царским, Может быть, потому, что там хранили портреты царя и членов его семьи те, кто служил в Конвое Его императорского величества, но в большей степени, пожалуй, - по названию иконы с изображением Иисуса Христа – Царь Славы.
Потом в этом углу появится красивая шкатулка с наградами и походной иконкой, побывавшей с казаком на службе. Походную иконку отца получал сын, отправляясь на службу. (Род в род идет)
Так святой угол простой казачьей хаты становился началом истории рода, семьи, где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала особый смысл.
(рассказ учащихся о семейных реликвиях)
Великим уважением окружали в станице тех, кто отправлялся в святые места, - паломников (верующий человек, посетивший святые места) В церкви торжественно оглашали их фамилии, служили в честь этого события молебен (коллективное обращение верующих к Богу во время богослужения), желали удачи и счастливого пути.
Дорога к святым местам: Киево-Печерской лавре, Новому Афону – была долгой, порой опасной, потому паломники чаще всего присоединялись к купеческим обозам или чумакам (извозчики на волах, которые возили хлеб, рыбу, соль)
То, что паломники приносили по возвращении, было самым ценным, дорогим подарком: нательные крестики, Евангелие, иконы и иконки.
Казачьи семьи радушно принимали паломников из далеких мест: через Кубань в Новороссийск проходил путь в Иерусалим. Их оставляли на ночлег, щедро угощали, жадно слушали рассказы о святых местах.
С молитвой в душе казак и хлеб растил, и Отчизну защищал, и храмы строил.
(учащиеся цепочкой говорят пословицы)
На тэ казак народывся, шоб Богу и царю сгодывся.
Жыть – Богу служыть.
Бог нэ биз мылости, казак нэ биз щастя.
Бадливай карови Бог рох ни даеть.
Нэ чоловичьим умом, а божьим судом.
Закрый чужый грих, Бог два простыть.
Антихрыст прынимае того, хто от Хрыста отступае.
Биз Троици дом нэ строиця.
Хто правду шука, того Бог найдэ.
У Бога уси одинакови.
Нэ всэ Богу любо, шо чоловику нужно.
Друг за друга, а Бог – за всих.
На людскую глупость есть Божья мудрость.
Всяка мудрость – от Бога.
Бог – та Бог, да сам нэ будь плох.
1У. Итог урока.
Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.
Как родители наши жили, так и нам жить велели.
У. Рефлексия.
Маленькие иконки были очень распространены среди казаков. Ими пользовались постоянно. Отправляясь на ярмарку, пусть даже в соседнюю станицу, казак непременно возьмет с собой в нагрудный карман иконку с Николаем Святым; чтобы не было скандала в доме – поможет Гурий, Самон и Явив ; чтоб дома были все здоровы – просили целителя Пантелеймона, собираясь на военную службу - обращались к Георгию Победоносцу. Вот и я хочу вам передать подарок от отца Ильи - памятные иконки (дети сами выбирают иконки).