Статья на тему Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения


Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно обеспечивать развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успеш- ному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
После окончания изучения конкретного предмета преподаватель просчитывает рейтинг учащегося, включая в него и баллы, начисленные за усвоение той или иной компетенции.
ФГОС допускает две классификации ключевых компетенций в рамках предметных областей.
Право выбора той или иной классификации ключевых компетенций остается за Дирекцией Центра Образования.
Новый стандарт образования предусматривает переход к новым формам независимой государственной итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ и ГИА) и требует создания принципиально новой системы управления качеством образования.Таким образом, актуальной задачей перед Центром Образования стала необходимость вести рейтинговую систему качества образования каждого учащегося, и своевременно предоставлять результаты рейтингового шкалирования родителям и Департаменту.
Данная система рейтингов должна была включить в себя сумму баллов, полученных учащимся за период обучения тому или иному предмету, и баллы за усвоение общеобразовательных компетенций.
С 01.07.2011 г., в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Центры Образования осуществляют свою работу в рамках нового Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения и, в настоящее время ФГОС является действующим стандартом обучения во всех государственных общеобразовательных учреждениях Москвы. А рейтинговая система образования учащихся - ведущей системой оценки знаний и контроля над успеваемостью.
В данный момент времени, связующим звеном между Центром Образования и Департаментом, Центром Образования и родителями является система электронного школьного журнала, задачей которого является отображение данных с бумажного журнала без отображения рейтинговой системы.
Модернизация российской системы образования выдвинула ряд актуальных проблем, одной из которых является получение объективной и достоверной оценки качества знаний школьников.
Целью работы является разработка автоматизированной системы мониторинга образовательных рейтингов, строящегося на наблюдении за индивидуальной успеваемостью и качеством обучения учащихся Центра Образования по предметам учебного плана, общеобразовательным компетенциям и сопоставления успеваемости и качества обучения с желаемым результатом.
Разработка такой системы повысит достоверность данных, составляющих информационные потоки, и сведет к минимуму возможность ошибки, тем самым уменьшив трудоемкость учета информации и ведения реестра [1].
Введение системы мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся обеспечит:
•возрастание активности учащегося и родителей за счет прозрачности схемы оценки успеваемости в четверти (полугодии), возможности получить заданный уровень оценки своей успеваемости при планировании своей нагрузки в течение учебного процесса и успешном выполнении плановых учебных мероприятий, возможности систематического контроля своей текущей успеваемости;
•повышение адекватности оценки успеваемости учащегося за счет систематизации количественных показателей успеваемости, планирования контрольных учебных мероприятий, систематической оценки успеваемости в четверти (полугодии);
•улучшение организационно-методического контроля учебного процесса по результатам текущего и итогового рейтинга успеваемости за счет анализа закономерностей в показателях успеваемости с последующим анализом недостатков учебно-методической работы и оперативным внесением корректив в организацию учебного процесса.
Основной смысл проведения мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся в контексте рейтинговой системы обучения и оценки знаний в том, что мониторинг является итоговым звеном при объективном оценивании уровня достижений учащихся, он является результатом качественного сотрудничества учителя и школьника в пределах школьной программы по предмету. Мониторинг не требует каких-либо существенных изменений в процессе обучения. Он всего лишь является итогом преобразований в социуме, в науке, в образовании.
Заинтересованность учащихся в повышении рейтинга должна поддерживается системой стимулов и поощрений [7]. На данный момент в практике образовательной деятельности Центра образования такой системы не существует. Поэтому, целью данной работы является ни только разработка автоматизированной системы мониторинга образовательных рейтингов, строящегося на наблюдении за индивидуальной успеваемостью и качеством обучения учащихся, но и разработка системы стимулов, рекомендаций и поощрений учащихся, в зависимости от их места в таблице общеобразовательных рейтингов.