Разработка урока по литературному чтению Астрид Линдгрен Карлсон, который живёт на крыше


Тема: Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».
Цель: обобщение и литературоведческий анализ отрывка из повести – сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Задачи: 
- показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя, анализ портрета Карлсона, размышления над его поступками и их причинами;
- развивать речь обучающихся, внимание к авторскому слову в художественном тексте;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: портрет Астрид Линдгрен, картинки: город Стокгольм, Карлсон.
Ход урока:
I. Повторение пройденного материала.1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Прежде, чем начать урок, вспомните, над каким разделом мы с вами работаем на уроках литературного чтения. («Мир приключений и фантастики»)
– На уроке чтения мы совершаем путешествие по сказкам. Чем сказка отличается от других произведений? (В сказках происходят чудеса, различные превращения.)
– Кто пишет сказки? (Сказки сочинял народ, а также писатели.)
II. Работа по теме урока.
1. Беседа по вопросам.- А сейчас давайте начнем знакомство с новой сказкой. Будьте внимательны и отгадайте, кто главный герой сказки:Смешной человечек на крыше живет.Смешной человечек ириски жует.Смешной человечек скучать не привык.Смешной человечек – большой озорник- Кто это?
- Как называется эта сказка?- Кто автор?
2. Слово учителя.
Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 г. в городе Виммербю (Швеция) в крестьянской семье.
После окончания школы уехала в поисках работы в Стокгольм. Сменив несколько должностей (секретарь, стенографистка, редактор).
Астрид Линдгрен вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные зимы, болезнь дочки. Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. Однажды она сделала заказ - о Пеппи-Длинный чулок. Мама не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки".  Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а ошарашенного автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен одна за другой взлетали в мир. Советские читатели открыли для себя Астрид Линдгрен еще в 1950-е годы. Её первой книгой, переведённой на русский язык, была повесть «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" Идею "Карлсона, который живет на крыше" тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон. 
Астрид Линдгрен ушла из жизни 28 января 2002 года в возрасте 95 лет. Она похоронена в родных краях, в Виммербю.
3. Постановка цели и задач урока.
- Почему же Карлсон так нравится многим читателям? – к этому вопросу мы вернемся в конце урока.
(на доске появляется вопрос: почему Карлсона так любит Малыш и почему он нравится большому количеству читателей?)
- Итак, какой же он, Карлсон?
Качества характера Карлсона
положительные: отрицательные:
- Лучше понять характер Карлсона нам поможет сама автор, давайте обратимся к тексту.
- Мы будем читать ее целиком?
- Кто изображен на иллюстрации?- Почему он над домами?
- Вы читали о гномах, куклах, но никто из них не умел летать. Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка?
4. Чтение 1 части.
5. Словарная работа.
Самоуверенный – слишком уверенный в самом себе, выражающий пренебрежение к другим.
Хитроумный – очень хитрый, изобретательный и тонкий.
Увалень - Неуклюжий и неповоротливый человек.
- В каком городе живёт семья  по фамилии Свантесон? (В городе Стокгольме.)
– Стокгольм – столица Швеции, самый большой город страны и один из древнейших и красивейших городов Европы.. Город был построен на четырнадцати небольших, не связанных друг с другом островах
6. Беседа по вопросам.
– Как же выглядит наш герой? (Очень маленький толстенький человечек с маленькими толстенькими ножками и с пропеллером на спине.)
- Где живёт Карлсон? Найдём ответ в книге
– Чем он любит заниматься по вечерам? – А днём? (Он летает)– Что помогает Карлсону летать? (Его хитроумный моторчик.)– Найдём в тексте описание работы моторчика.– С кем сравнивает автор Карлсона в тот момент, когда он летит? (С директором.) Почему? (У него в этот момент важный, достойный вид.)
7. Работа в группе.
Качества характера Карлсона
положительные: смелый, сообразительный, общительный, выдумщик, веселый
отрицательные: самоуверенный, хвастливый, неуклюжий, озорной, врунишка, трусливый, сладкоежка
8. Физминутка:
Карлсон вдруг быстро встал,
Упражнения начал:
Раз – присел, потом – привстал,
На носочках потоптался,
Он моторчик свой завел –
И вокруг себя пошел.
9. Чтение 2 части.
10. Беседа по вопросам после чтения: - С каким новым героем мы знакомимся?- Описал ли автор внешность Малыша?- А что мы узнали?- Можем ли мы сказать какой был Малыш?- Что насторожило Малыша?- Почему Карлсон летал кругами вокруг Малыша?- Что можно предположить?- Почему Малыш стоял, не шелохнувшись?- Какие чувства он испытывал?- Что значит “дух захватило”? 
11. Чтение по ролям (в паре).
12. Работа у доски.
На доске прикреплены карточки на которых написаны слова, обозначающие качества. Вам надо убрать одну лишнюю карточку, где написано качество, отсутствующее у Карлсона.
Карточки:
1 группа 2 группа 3 группа
Смелый Обидчивый Весёлый
Хмурый Стеснительный Самовлюблённый
Отходчивый ГрязнуляМолчаливый
4 группа 5 группа 6 группа
Грустный Грубиян Злопамятный
Весёлый Выдумщик Находчивый
Хвастливый Озорник. Трусишка
13. Беседа.
- Что же получается? У Карлсона гораздо больше таких качеств, которые нам не очень нравятся, однако Карлсона любит Малыш и большинству из вас он тоже нравится. Почему?
- Астрид Линдгрен придумала сказочного человечка Карлсона и наделила его самыми разными чертами характера.
- И действительно, Карлсон похож сразу на многих детей. Какие черты характера Карлсона вы найдете в себе?
- Но даже если вы не очень любите умываться, обожаете сладости, иногда озорничаете, все равно вас любят ваши родители, бабушки и дедушки, с вами хотят дружить ваши одноклассники. Карлсон – мечтатель, фантазер, выдумщик, он как ребенок, и все его недостатки от этого. И если он делает что – то не так, это не со зла, со временем все эти недостатки можно исправить.
- А вам бы хотелось отправиться в мир увлекательных и веселых приключений в обществе Карлсона?
- Как вы считаете, почему никто, кроме Малыша не видел Карлсона?
14. Домашнее задание.
- Подготовьте 2 вопроса к прочитанному произведению.
- Составьте пожелание своему сказочному герою.
III. Рефлексия.
– Теперь, прощаясь с Карлсоном, давайте подарим ему наш букет. Перед вами 3 цветочка разного цвета. Сейчас вы подумаете и выберете цветок нужного вам цвета.
Красный – если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.
Синий – если вам не понравился урок.
Жёлтый – если вы не определились.
(Дети прикрепляют по 1 цветку на доску к корзине.)