Тема :Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон который живет на крыше»


11.04.2016. Урок литературного чтения во 2Г Тема :Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон который живет на крыше»
Цель: обобщение и литературоведческий анализ отрывка из повести – сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Задачи: - показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя, анализ портрета Карлсона, размышления над его поступками и их причинами;
развивать речь - обучающихся, внимание к авторскому слову в художественном тексте;
воспитывать интерес к чтению, желание прочитать произведение полностью.
Ход урока:
1Мотивационно –целевой а)эмоционально целевой б)проверка Д/З «Говорящая машина»
Прежде, чем начать урок, вспомните, над каким разделом мы с вами работаем на уроках литературного чтения. (Мир приключений и фантастики»)
3. Постановка цели и задач урок.
4. Основная часть.
Работа над «ключевыми словами».
Чтение с доски слов, их объяснение:
домик –
мотор –
мурашки –
Малыш –
сластена –
Можем ли мы теперь предположить, о чем будем читать?
Откройте учебник и прочитайте название сказки.
Можно ли теперь по названию определить, кто герои сказки?
Мы будем читать сказку целиком? (Отрывки.)
Почему же он так нравится многим из вас? – к этому вопросу мы вернемся в конце урока.
(на доске появляется вопрос: почему Карлсона так любит Малыш и почему он нравится большому количеству читателей?)
Итак, какой же он, Карлсон?
Качества характера Карлсонаположительные:
отрицательные:
Лучше понять характер Карлсона нам поможет сама автор, давайте обратимся к тексту.
5. Рассказ учителя об авторе Астрид Линдгрен
Годы жизни: 1907-2002
Популярные сказки: Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Лённеберги, Карлсон, Рони, дочь разбойника
6. Чтение текста
Где жил Карлсон?. Какая черта характера героя проявляется в этом отрывке? (сообразительный)
А сейчас давайте вспомним, как произошло знакомство Малыша и Карлсона. В какой форме написан этот отрывок? (диалог)
Что такое диалог?
Договоритесь о распределении ролей с соседом по парте. Перечитайте данный диалог и ответьте на вопрос, о какой черте характера Карлсона мы узнаем из этой части? (хвастливый, общительный)
А какие еще слова доказывают, что Карлсон – хвастунишка?
Физминутка:
Карлсон вдруг быстро встал,
Упражнения начал:
Раз – присел, потом – привстал,
На носочках потоптался,
Он моторчик свой завел –
И вокруг себя пошел.
Действительно ли Карлсон был лучшим в мире специалистом по паровым машинам? О какой черте характера мы узнаем далее?
К чему привела неуклюжесть Карлсона? «И в итоге….. машина взорвалась». Как отреагировал на это герой повести – сказки? Стр. 165, последний абзац 3 части. (озорной)
«Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слез». Перечитайте в парах диалог, где описывается, как Карлсон успокаивает Малыша. Какая черта характера Карлсона здесь проявляется?
Кого больше всего в этой ситуации боялся Малыш?
Найдите в тексте, что ответил Карлсон малышу. Стр. 166, 3 абзац снизу. Какая черта характера Карлсона проявляется в этом отрывке?
Мы с вами прочитали одно из большинства приключений Карлсона. А вы бы хотели прочитать еще о проделках этого удивительного героя?
Работаем в группах по рядам. Каждая группа познакомится с еще 1 приключением Малыша и Карлсона. Ваша задача выяснить, о какой черте характера главного героя мы еще не узнали.
Давайте вернемся к таблице
Качества характера Карлсонаположительные: смелый, сообразительный, общительный, выдумщик, веселый.
отрицательные: самоуверенный, хвастливый, неуклюжий, озорной, врунишка, трусливый, сладкоежка
Что же получается? У Карлсона гораздо больше таких качеств, которые нам не очень нравятся, однако Карлсона любит Малыш и большинству из вас он тоже нравится. Почему?
Астрид Линдгрен придумала сказочного человечка Карлсона и наделила его самыми разными чертами характера. Что подумал Малыш о Карлсоне? (что ведет себя он ребячливо)
И действительно, Карлсон похож сразу на многих детей. Какие черты характера Карлсона вы найдете в себе?
Но даже если вы не очень любите умываться, обожаете сладости, иногда озорничаете, все равно вас любят ваши родители, бабушки и дедушки, с вами хотят дружить ваши одноклассники. Карлсон – мечтатель, фантазер, выдумщик, он как ребенок, и все его недостатки от этого. И если он делает что – то не так, это не со зла, со временем все эти недостатки можно исправить.
А вам бы хотелось отправиться в мир увлекательных и веселых приключений в обществе Карлсона?
Как вы считаете, почему никто, кроме Малыша не видел Карлсона?
7. Итог урока.
Что узнали о Карлсоне из прочитанного? Что показалось смешным?
Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
А может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом?
Точен ли художник в деталях?
Совпадает ли его видение с вашим?
7.Рефлексия Что каждый открыл нового для себя на уроке?
- Что больше запомнилось и почему? Оцените урок на полях поставьте кружок смайлик
8.Домашнее задание. Составить свое приключения с Карлсоном .